Хищническую добычу угля в Кузбассе необходимо контролировать. Иначе все будет плачевно
Угнетающее воздействие угольной промышленности на кузбассовцев можно взять под контроль, заявил доктор биологических наук Андрей Николаевич Куприянов на круглом столе «Риски социального взрыва в Кузбассе: пенсионная реформа и экологическое неблагополучие». В рамках мероприятия, организованного общественно-политическим движением «Суть времени», Куприянов зачитал основополагающий доклад об экологическом состоянии Кемеровской области.
В ходе выступления он уделил особое внимание безмерно разрастающейся угольной промышленности, а также росту ее негативного влияния на человека и природу. Докладчик отметил, что небольшая по территории Кемеровская область имеет две особенности. Во-первых, она входит в один из двухсот регионов Земли с повышенным биоразнообразием. А, во-вторых, находится на богатейших залежах качественного угля. «Это и богатство, и беда, и судьба Кузбасса», — отметил ученый.
Затем Куприянов рассмотрел проблему роста добычи угля в Кузбассе. По его мнению, плачевная экология региона станет намного хуже, когда областная добыча по указанию президента Путина достигнет отметки в 400 млн тонн в год.
«В 2002 году добывалось 146 млн тонн угля. Это было много, почти столько же, сколько в лучшие советские годы, — отметил докладчик, — И тогда Тулеев говорил „200 миллионов и ни одной тонной больше“. А прошлом году было добыто 260 млн тонн, хоть территория области не изменилась».
Опасность такого роста ученый видит в радикальном изменении ландшафта Кузбасса. По его словам, долгое время власти отчитывались о 64 тыс. гектаров нарушенных земель в Кузбассе, а в 2018 году их внезапно стало 102 тыс. гектаров.
«На самом деле, никто не знает сколько у нас нарушенных земель, потому что это статотчетность предприятий, — заявил Куприянов, — Поскольку на каждую тонну добытого угля приходится 6-12 тонн вскрышных отвалов, то это приведет к 2035 году к увеличению количества отвалов до 200 тыс. гектаров. Здесь возникает дилемма: что нам делать среди отвалов? У нас есть конституционное право комфортно жить, а на практике этого не получается».
Далее ученый осветил проблему отсутствия возможности повлиять на частные угледобывающие компании.
«Беда в чем? Если в нефтяной отрасли государство забирает 85% всей прибыли, то все угольные компании по велению Ельцина — частные, — посетовал докладчик, — А когда капитал частный, он говорит так: „Мое дело добывать уголь и получать прибыль“. Тем не менее, они получают нормальную маржу. И никто предприятиям не указ».
Доктор наук отметил, что внутренней потребности у Кузбасса повышать добычу угля нет. Основная его часть идет на экспорт, минуя санкции против России, и экспортная прибыль оседает в карманах частников.
«Великобритания на нас все льет, но одна треть угля, которая топится в Великобритании, это наш, кузбасский уголек. Вот санкции, а вот реальность. Ясно, что начальники угледобывающих предприятий разные способы отмывки этого угля делают. У них есть отдельные терминалы в Южной Африке, они там продают, а оттуда он идет вроде бы и не наш… Аналитики это все прекрасно знают», — заявил Куприянов.
Ученый отметил, что технология выдачи лицензий на добычу угля не доработана, в ней есть множество лазеек, а жители и региональные власти имеют мало рычагов, способных контролировать добычу. Он вспомнил механизмы выдачи лицензий, действовавшие до 2006 года, когда кроме Роснедр разрешение на добычу давала и региональная администрация. Также доктор наук отметил, что администрация подвержена коррупции, а народную волю легко подделать.
«Пошли они (предприниматели — прим. ИА Красная Весна) к главе района, купили ему мерседес, договорились, провели эти общественные слушания. Как проводятся слушания, вы, активисты, знаете. В какой-нибудь газетенке чиркнули, никто не знает. Пришли свои люди, создали большинство, получили законные основания и добывают уголь», — сказал Куприянов.
Ученый предложил несколько способов снизить напряжение в Кузбассе от законной и незаконной добычи угля. Первым он выделил планирование раздач лицензий Роснедрами.
«Нужно плановое освоение недр. Это не дело, когда хищническое кусочничество идет, когда предприятия выбирают лакомые куски, — отметил Куприянов, — Мы не можем сказать, что нельзя добывать уголь, рынок будет диктовать. Но заставить планово этот уголь добывать с внутренним отвалообразованием — можем. От кого это зависит? Это зависит от министерства природных ресурсов, от давления на него администрации, от понимания администрации, что этот важный момент в какой-то мере будет снижать экологическое напряжение».
Следующей возможностью снизить страдания людей от угледобычи докладчик назвал нормальную организацию добровольного переселения людей из мест, рядом с которыми планируется постройка разрезов.
«Нужна программа, когда угольные компании начинают договариваться с населением, создают комфортные условия для их проживания в другом месте, и когда народ с удовольствием переезжает, только тогда отрабатывать эту землю. Но эти возможности должны решаться через общественный договор, — отметил Куприянов, — У нас еще малые народы: телеуты, шорцы. На них угольные компании вообще не реагируют, они забрали их земли. А у них нет другой земли».
Третьей возможностью защитить людей от соседства с разрезами ученый назвал создание особо охраняемых природных зон при наличии на территории высокого биоразнообразия.
«Если не можем предотвратить рытье ям, то мы можем найти те территории, которые обладают высоким биоразнообразием, и создать там особо охраняемые природные территории (ООПТ). Любая ООПТ ставит крест на любой добыче, — заявил доктор наук, — И тут начинается игра наперегонки: Роснедра выдадут заявку на лицензию или мы застолбим эту территорию? Мы три года воюем за одну из территорий в районе реки Кундель. Там несколько лет назад Роснедра выдали лицензию на разработку золота. Мы три года не позволяем начать им геологические изыскания. И либо у них закончится лицензия, либо они нас, либо мы их. Здесь нужна будет помощь общественности».
Для Новокузнецка Куприянов предложил создание «зеленого пояса» из девственных лесов вокруг города, способного защитить жителей от прямого воздействия разрезов.
«В целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые „зеленые пояса“. Это должна быть инициатива ваша. Вы должны выбрать эти зеленые насаждения, обратиться в общественную палату, общественная палата должна рассмотреть эту проблему, передать ее в совет народных депутатов. Совет должен рассмотреть инициативу и передать администрации, те имеют 180 дней для решения проблемы», — заявил ученый.
Однако и здесь, по мнению докладчика, есть проблемы. Подобные предложения саботирует департамент лесного хозяйства, он же влияет на городских депутатов. По его мнению, общество должно консолидироваться и проявить активность при отстаивании «зеленого пояса» Новокузнецка. «Тогда появится еще одно препятствие тут копать», — подытожил Куприянов.
Напомним, на прошедшем 20 апреля круглом столе «Риски социального взрыва в Кузбассе: пенсионная реформа и экологическое неблагополучие» была сформирована народная группа по контролю за экологией региона. Активисты из многих городов Кемеровской области договорились координировать свою протестную деятельность и наполнять ее интеллектуальным содержанием — разработкой концепций, требований и законопроектов.
(теги пока скрыты для внешних читателей)