1. Политическая война
  2. Выборы в Италии
Антон Копнин / ИА Красная Весна /
Итальянский парламент смог избежать правительственного кризиса, переизбрав действующего президента, который этого не очень-то и хотел

В Италии не выбрали нового президента, вынудив Маттареллу переизбираться

Антуан Ватто. Итальянские комедианты (фрагмент). 1720
Антуан Ватто. Итальянские комедианты (фрагмент). 1720

29 января в Италии завершилась сага с президентскими выборами. Для выявления победителя голосования потребовалось восемь туров. И неизвестно, сколько бы еще туров длились трения между выборщиками, если бы действующий президент Италии Серджо Маттарелла не пошел навстречу.

Перед началом выборов компромиссным и предпочтительным вариантом практически для всех сторон было переизбрание Маттареллы. Однако незадача — сам Маттарелла совершенно не хотел идти на второй срок, о чем не раз успел заявить. Более того, уже за несколько дней до выборов Маттарелла спешно собрал свои вещи в коробки, чтобы покинуть Квиринальский дворец.

Компромиссной фигурой на пост президента мог бы стать премьер-министр Марио Драги. Но с ним другая проблема: большинство политических сил считало необходимым сохранить его на прежнем посту, чтобы избежать правительственного кризиса. Предполагалось, что если Драги станет президентом, то наверняка парламенту придется в скором времени досрочно переизбираться. Слишком велико значение Драги для построения диалога между лагерями внутри парламента.

За день до выборов свою кандидатуру снял бывший премьер-министр Сильвио Берлускони. Но маловероятно, что он смог бы избраться. Хоть его кандидатуру и выдвинули все правоцентристы, другой лагерь его бы не поддержал.

Так итальянский парламент (а в Италии именно депутаты и сенаторы выбирают президента) подошел к первому туру выборов, который состоялся 24 января, без каких-либо реальных кандидатов для избрания.

Читайте также: Выбирать не из кого. В Италии начинаются президентские выборы

Было сразу очевидно, что первые три тура выборов результата не принесут. Слишком уж велика доля необходимых голосов для победы — 2/3 из 1009 голосов. Такой поддержки не было ни у одного кандидата. С четвертого тура для победы требовалось уже 50% плюс один голос.

Стороны в течение пяти дней вели переговоры, но ни к какому общему решению прийти так и не смогли. Левые, популисты и демократы так и не выдвинули адекватного кандидата на пост президента.

С другой стороны, правоцентристы подготовили список сразу из нескольких кандидатов, но никто из них не был широко поддержан. 28 января, перед пятым туром, правоцентристская коалиция попробовала пойти ва-банк, выдвинув в президенты председателя Сената Италии Элизабетту Казелатти, но и она не была поддержана, набрав всего 382 голоса из 505 необходимых для победы. То есть даже не все правоцентристы проголосовали за нее.

К 28 января, после четырех безрезультатных туров, все уже утомились и напряглись за будущее выборов. Парламент даже принял решение вернуться к привычной схеме с двумя турами голосования в день, чтобы как можно скорее избрать нового президента. Ранее из-за пандемии коронавируса проходил только один тур в день.

После седьмого тура, который прошел утром 29 января, вновь не было никаких результатов. Однако всё больше голосов выборщики стали отдавать за действующего президента Маттареллу. В шестом туре он набрал уже 336 голосов, при том что у ближайшего к нему кандидата было только 37 голосов. В седьмом туре за Маттареллу проголосовало 387 человек. Другие выборщики продолжали бросать в урны незаполненные бюллетени, вовсе воздерживались от голосований или голосовали за совсем непопулярных кандидатов.

В итоге 29 января главы парламентских фракций отправились уговаривать Маттареллу пойти на второй срок. Это совсем не входило в планы действующего президента, но он не смог отказать.

«Трудные дни, проведенные в борьбе с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения и проблемами в социально-экономической сфере, требуют чувства ответственности и уважения к решениям парламента. Эти условия заставляют не уклоняться от своих обязанностей», — прокомментировал свое решение Маттарелла.

Уже вечером 29 января в ходе восьмого тура Маттарелла был переизбран. За него проголосовало 759 человек. У ближайшего оппонента Карло Нордио было только 90 голосов. Вопрос с новым президентом Италии был закрыт.

В парламенте с ликованием восприняли переизбрание Маттареллы, а также выход из политического тупика.

«Переизбрание Серджо Маттареллы на пост президента республики — прекрасная новость для итальянцев. Я благодарен президенту за его решение поддержать очень большое желание парламента переизбрать его на второй срок», — заявил премьер-министр страны Марио Драги.

Лидер «Движения пяти звезд» — самой многочисленной группы парламента — Джузеппе Конте назвал решение Маттареллы «отличной работой» в своем Twitter.

Одобрил переизбрание Маттареллы и секретарь Демократической партии Энрико Летта: «Это победа для всех, победа для Италии, потому что итальянцы хотели, чтобы Маттарелла стал президентом республики. Он был безусловным фаворитом итальянцев».

Положительно оценили избрание Маттареллы и в правой партии «Вперед, Италия». Сначала ее лидер Сильвио Берлускони назвал Маттареллу «единственной фигурой, вокруг которой можно найти сплочение». «Хранитель национального единства будет играть решающую роль в обеспечении стабильности и авторитета Италии. Отличная работа!» — заявил координатор партии Антонио Таяни.

Пожалуй, единственной партией, которая осталась недовольна избранием Маттареллы, — правая партия «Братья Италии». Однако эта сила изначально была настроена на то, чтобы в парламенте были проведены досрочные выборы.

«Депутаты в эйфории из-за того, что они ничего не изменили и вынудили Маттареллу пойти на новый срок. Что они празднуют? Что зарплата спасена?» — прокомментировала победу Маттареллы лидер «Братьев Италии» Джорджа Мелони. По ее мнению, вся правоцентристская коалиция распалась и ее надо собирать заново.

3 февраля — в день, когда заканчивался первый президентский срок Маттареллы, — состоится инаугурация. Маттарелла во второй раз в своей жизни даст присягу и произнесет инаугурационную речь, а затем займется перевозом своих коробок с вещами обратно в Квиринальский дворец. А Италия, похоже, в этот раз смогла избежать большого правительственного кризиса.