Это был совершенно неравноценный размен

В чем странность обмена заложниками между ХАМАС и Израилем

У входа на Храмовую гору в Иерусалиме, Густав Бауэрфейнд, 1886
У входа на Храмовую гору в Иерусалиме, Густав Бауэрфейнд, 1886
У входа на Храмовую гору в Иерусалиме, Густав Бауэрфейнд, 1886

1 декабря между Израилем и группировкой ХАМАС в Газе возобновились боевые действия. Перед этим стороны заключили временное перемирие сроком на неделю и обменялись заложниками и заключенными. ХАМАС отпустил 110 человек, находившихся в плену группировки с 7 октября, в обмен на чуть более 200 палестинских заключенных, освобожденных из израильских тюрем — в основном детей и женщин.

Это был совершенно неравноценный размен, при котором боевики отпустили почти половину своих заложников (всех женщин и детей) в обмен на незначительное число выпущенных из израильских тюрем.

Также странным является то, что операция обмена заложников на заключенных сопровождалась неким избыточным информационным освещением. Чтобы убедиться в этой избыточности, достаточно было включить трансляцию Al Jazeera и увидеть, как обмен заложниками показывали во всех подробностях с множества камер (и даже с дрона) и чуть ли не в режиме 24/7.

Эта избыточность заставляет задуматься, что же ей пытались прикрыть. Условия обмена заложниками были, прямо скажем, невыгодны для ХАМАС. Изначально обговоренный обмен 1:3 (а по фактическому итогу еще «хуже» — 1:2) означает, что группировка отдала половину своих заложников в обмен на просто ничтожное число освобожденных с обратной стороны.

В израильских тюрьмах находятся тысячи палестинских заключенных. По оценкам ХАМАС — это 9 тыс. человек. Причем до обострения конфликта их было 6 тыс. По данным телеканала Al Jazeera до начала палестино-израильского обострения в израильских тюрьмах вообще находилось более 10 тысяч палестинцев.

Важно отметить, что с момента нападения ХАМАС, то есть с 7 октября, только на Западном берегу реки Иордан было арестовано 2 тыс. палестинцев. «На сегодняшний день с начала войны дивизии на Западном берегу арестовали порядка 2000 разыскиваемых лиц, около 1100 из них связаны с террористической организацией ХАМАС», — говорится в сообщении ЦАХАЛ от 27 ноября.

А есть еще задержанные в самом Израиле, где, по официальным данным, после 7 октября арестовали 4 тыс. палестинских рабочих по подозрению в связях с ХАМАС. Спустя месяц, правда, 3,2 тыс. из них отпустили в Газу.

Все это говорит о том, что освобождение 200 заключенных (тем более детей и женщин, а не боевиков ХАМАС) для Израиля практически ничего не значит. Более того, за один ночной рейд на Западном берегу израильские силовики могут задержать 50–60 человек, и буквально за считанные дни восстановить «потери».

ХАМАС ничего подобного осуществить не может, у него заложников уже не прибавится. Еще можно заметить, что изначально группировка настаивала, что проведет обмен пленными только на условии «всех-на-всех». Так, 29 октября представитель ХАМАС в интервью «Аль-Джазире» сказал, что оккупационные силы не получат своих пленных, «кроме как через сделку по обмену, которая включает в себя всех наших пленных».

Это были изначальные требования ХАМАС. Но, как мы увидели по факту, группировка пошла на совершенно невыгодный для нее размен заложниками и репутационные потери, связанные с отказом от предыдущих заявлений.

Что это может означить? Возможно между сторонами есть какие-то негласные договоренности?

Неравноценный обмен мог быть связан с реальными успехами израильской армии в ходе наземной операции на севере сектора Газа. Если предположить, что ХАМАС нужна была «передышка» для перегруппировки и ухода некого актива ХАМАС на юг анклава. В этом случае подобное соглашение может быть логичным.

Израиль при этом сам ничего не теряет, может провести ротацию, ну и просто дать военным отдохнуть после двух месяцев боев. Плюс временное перемирие может как-то «разрядить» информационную обстановку вокруг конфликта, которая складывалась не в пользу Тель-Авива.

Возможно, какую-то роль в этом временном перемирии сыграли западные силы, заинтересованные, по той или иной причине, в сохранении ХАМАС. В этом случае заинтересованная в ХАМАС сторона могла надавить на Израиль.

2 декабря The Wall Street Journal со ссылкой на египетских чиновников написала, что переговоры о заложниках сосредоточены на американских заложниках, освобождение которых было отложено, поскольку они рассматриваются ХАМАС как «стратегические активы».

Можно предположить, что ХАМАС договаривается с американскими «друзьями» о каких особых для себя условиях, как раз торгуясь жизнями граждан США.

В случае некого «договорняка» избыточное информационное освещение обмена могло быть связано с желанием скрыть очевидную невыгодность условий обмена для группировки ХАМАС и увести внимание в сторону от проходивших параллельно с этим обменом событий.

Будем следить за ситуацией.