Отрезать Россию от морей — США сделали ставку на Польшу и «Междуморье»
Польский проект «Триморье» называют самым важным геополитическим проектом, который может стать главным ответом Европы на намерения России и Китая.
По сути «Триморье», созданное в рамках ЕС — часть реализации более обширного плана «Междуморье», когда под польский «зонтик» к 12 странам инициативы трех морей должны отойти Украина, Белоруссия и кавказские республики.
Взгляд Пилсудского на Россию как на главную угрозу для независимости Польши и желание распороть российскую территорию «по национальным швам» всё больше овладевает Варшавой, которая сделала ставку на проект Йозефа Пилсудского «Междуморье».
Пилсудский как выразитель ягеллонской идеи, которой веками было охвачено польское дворянство, жил мечтой о Великой Польше. Он имел вполне проработанный план, который заключался в восстановлении территории Речи Посполитой в границах до 1772 года, и назвал его «Междуморье».
«Междуморье» («Интермариум») — проект конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, земли Украины и Белоруссии, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, часть Чехословакии, а также, возможно, Финляндию и Грузию. Эта конфедерация должна была простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского, отсюда и ее название.
Предлагаемая конфедерация должна была налаживать многонациональную и многокультурную традицию бывшей Речи Посполитой. Пилсудский считал, что ее восстановление позволит избежать государствам Центральной Европы доминирования Германии и России.
Новая конфедерация Междуморье должна была стать мощным военно-политическим субъектом — буфером между Европой и Россией, чтобы защитить Запад от «коммунистической заразы», а в конечном итоге — победить Советскую Россию.
Идея проекта «Междуморья» и стала причиной союза Пилсудского с Петлюрой, захвата Киева польской армией и советско-польской войны 1920 года. Польша также причастна к попытке государственного переворота в Каунасе в 1919 году, целью которого был приход к власти правительства, которое бы поддержало идею возобновления польско-литовского союза.
В 1974 году на страницах польского эмигрантского журнала «Культура», издаваемого Ежи Гедройцем во Франции, появилась доктрина обновленного «Междуморья», адаптированного под послевоенную Европу. Идея заключалась в том, что Польша должна была принять свои послевоенные границы и отказаться от идей ревизионизма, поддержав независимость украинцев, литовцев и белорусов и их желание интегрироваться с западной цивилизацией. Гедройц считал, что для безопасности Польши важно, чтобы за ее границами были независимые государства, а не империи, созданные Россией и Германией.
В 1992 году идею «Междуморья» утвердили в качестве официальной польской геополитической концепции.
Действующий президент Польши Анджей Дуда, избранный в 2015 году, активно подключился к работе по созданию «Междуморья». Он сторонник великодержавных настроений в Польше и считает, что в условиях кризиса Евросоюза Польша могла бы стать лидером Европы: «Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей. Я очень рассчитываю на это сотрудничество, а со своей стороны предлагаю активность и действия», — заявил он.
Проект «Междуморье» созвучен американскому проекту «Анаконда», предусматривающему геополитическое удушение России путем ее окружения враждебно настроенными странами, размещающими на своих территориях американские военные базы. Это ведение экономической, информационно-психологической войн, войны с историей в интересах США, выдавливание России из культурной сферы соседних народов. Это война морской державы с континентальной для создания препятствия при выходе к морям.
Тут вспоминаются слова Пилсудского: «Замкнутая в пределах границ времен XVI века, отрезанная от Черного и Балтийского морей, лишенная земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока, Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы».
В 2014 году глава американского аналитического агентства Stratfor Джордж Фридман выдвинул идею воссоздания «Междуморья» («Интермариума») от «Эстонии до Азербайджана» для «сдерживания Москвы».
«Я собираюсь изучить теорию, которую Пилсудский положил на стол от Intermarium’a. Он [Интермариум] блокирует русских, откалывает их от немцев и мягко ограничивает посягательства Турции на юго-восточную Европу. Поляки должны быть лидерами блока, а румыны — южным якорем», — писал Фридман.
Для США в проекте «Междуморье» проглядывают и большие экономические интересы.
В 2016 году по инициативе Польши и Хорватии в рамках ЕС был создан союз из 12 стран Восточной и Центральной Европы — Инициатива трех морей или «Триморье». Опекаемое США, оно должно вытеснить «Газпром» из Европы, для чего в Польше и Хорватии построены СПГ-терминалы для американского сжиженного газа.
США также пугает, что Пекин проводит политику экономической экспансии в «младоевропейские» страны в рамках проекта «Один пояс, один путь» и готов вкладывать в инфраструктуру Восточной Европы крупные средства.
Тематикой «Триморья» занялась специальная группа при «Атлантическом Совете» (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации). В нее вошел один из сыновей «главного русофоба» США Збигнева Бжезинского — Ян Бжезинский, а также бывший посол США в Польше Жоржетта Мосбахер.
Польша видит себя проводником политики США в Европе, плацдармом для американских войск у границ России, надеясь стать главным американским надсмотрщиком в регионе.
В последние годы в Польше всё активнее заговорили о реализации «Междуморья». Идет активная работа в этом направлении с элитами Украины, Белоруссии и Грузии. Будущее «ядро» «Интермариума» — страны Бухарестской девятки, которые регулярно проводят саммиты «Междуморья». 1 июня 2021 года в Польше открылся вуз Collegium Intermarium по изучению проекта «Междуморье», основными направлениями в котором заявлены «юридические исследования, а также история „Междуморья“ и европейская история».
План Польши и США по окружению России враждебными странами активно реализуется, Варшава получила подряд на это от «большого брата». Наращивается демонизация российской власти, и президент Дуда, уже не стесняясь, публично называет Россию «ненормальной», страной-«агрессором».
У границ России разворачивается масштабный антироссийский проект, на который можно ответить не столько очередной установкой ракет в Калининградской области, сколько своим альтернативным проектом, которого пока не видно и на горизонте.