Не сдаваться! Как научить рисовать по мессенджеру — интервью
В Подмосковье закрыты все учебные заведения, в том числе и учреждения дополнительного образования. Педагоги осваивают новые способы работы с детьми. У учителя истории искусства и живописи балашихинского Центра эстетического воспитания детей «Гармония» Валерии Белоцерковской уже был опыт удаленных уроков, поэтому ей сейчас удалось быстро перестроиться и организовать работу онлайн.
ИА Красная Весна: Какая у Вас была первая реакция, когда Вы узнали, что «Гармония» закрывается на карантин?
Валерия Белоцерковская: Сразу подумала о том, что нужно максимально быстро переходить на онлайн-режим.
ИА Красная Весна: Не было такого момента, когда присутствовала растерянность?
Белоцерковская: Растерянности не было. Дело в том, что у меня есть опыт удаленной работы, поэтому я немножко представляла себе, как это можно сделать. Мне, правда, не приходилось проводить онлайн-уроки в режиме реального времени, но с детьми дистанционным рисованием я раньше занималась.
ИА Красная Весна: Какие трудности при подготовке онлайн-уроков Вы встретили?
Белоцерковская: Пожалуй, серьезных трудностей не было. Большинство родителей — 90% из той студии, которую я веду, — откликнулись на мое предложение заниматься дистанционно.
ИА Красная Весна: Были ли технические сложности, которые пришлось решать?
Белоцерковская: Нужно было привыкнуть к работе в приложении Zoom. Сначала казалось сложно, но с каждой следующей конференцией, с каждым следующим уроком — все проще и проще.
ИА Красная Весна: Все ли дети подключились?
Белоцерковская: Не все, конечно. Нашлось несколько человек, у которых проблемы со связью, с интернетом. Но таких совсем немного. Процент тех, кто участвует в работе после перехода на дистанционное обучение, очень высокий.
ИА Красная Весна: Как организован рабочий процесс?
Белоцерковская: Он состоит из двух частей. Во-первых, трансляции, то есть лекции, которые слушают все. И, во-вторых, индивидуальное общение с каждым ребенком через WhatsApp, в котором идет работа над рисунком.
ИА Красная Весна: Организовать уроки рисования дистанционно — нетривиальная вещь. Как построен процесс? Я имею ввиду, исправление рисунков. Или это не приходится делать?
Белоцерковская: Это приходится делать. Есть возможность править сканы. То есть, присланный рисунок распечатывается, на нем делаются правки, потом он сканируется и отсылается обратно ребенку. Иногда приходится это делать по несколько раз. Можно делать правки в Paint. В целом, дети все понимают и доводят работу до хорошего результата.
ИА Красная Весна: Помогает ли Вам работа справляться с вынужденной самоизоляцией?
Белоцерковская: Это единственное спасение, потому что она отвлекает от ненужных мыслей. Не хватает времени читать всякую информацию из СМИ, потому что постоянно занят работой. Нет времени думать про коронавирус и паниковать.
ИА Красная Весна: Приносит ли такая работа удовольствие?
Белоцерковская: Безусловно. Мне всегда работа приносит удовольствие.
ИА Красная Весна: Больше ли времени занимает работа с рисунками детей, когда Вы работаете удаленно, по сравнению с очными занятиями?
Белоцерковская: При удаленной работе, конечно, нужно больше времени. Учитывая, что за час очного урока, если 10 человек в группе, я на каждого ребенка в среднем трачу 6 минут. Сейчас на каждого ребенка тратится времени гораздо больше, много нужно править. Иногда по несколько раз.
ИА Красная Весна: Зависит ли легкость удаленной работы от того, насколько дети подготовлены? С новенькими удалось бы такой процесс организовать?
Белоцерковская: Скорей всего это было бы гораздо сложнее. Дети многому уже научились на очных занятиях, привыкли к моей терминологии. Поэтому понимают и письменные рекомендации. Потому что много раз уже слышали похожие при работе в очном формате.
ИА Красная Весна: Я правильно понимаю, что временно удаленные занятия возможны, а вот на постоянной основе работать так не хотелось бы?
Белоцерковская: Да, конечно, заочное обучение куда менее эффективно.
ИА Красная Весна: Могли бы Вы посоветовать что-нибудь Вашим коллегам?
Белоцерковская: Понятно, что у каждого своя специфика работы, но делать нужно что-то обязательно. Нельзя опускать руки, нельзя сразу сдаваться и говорить, что ничего не выйдет. Обязательно надо пробовать. И тогда есть шанс, что что-то действительно получится.