Решение Международного уголовного суда, выдавшего ордер на арест действующего президента России ставит всех участников нового саммита БРИКС в очень непростую ситуацию

Саммит БРИКС 2023 года в ЮАР — проверка африканских стран на независимость

Роберт Гвело Гудмен. Кейптаун, городская ратуша. 1917
Роберт Гвело Гудмен. Кейптаун, городская ратуша. 1917
Роберт Гвело Гудмен. Кейптаун, городская ратуша. 1917

Саммит стран БРИКС пройдет с 22 по 24 августа в ЮАР. Одной из тем, обсуждаемых в преддверии встречи, является вопрос, приедет ли президент России Владимир Путин на встречу лично или проведет ее в онлайн-режиме.

Казалось бы, в чем вопрос. Ведь именно по инициативе России был создан БРИКС и ее участие в саммите совершенно неоспоримо. Кроме того, на саммите предполагается принятие важнейших решений, включая отказ от доллара в расчетах.

Однако все не так просто. Напомним, что 22 февраля Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест действующего президента России.

Исходя из этого получается, что власти ЮАР будут обязаны арестовать Путина, как только он ступит на африканскую землю, либо ЮАР должна осуществить открытый демарш против западных институтов, натянув и без того напряженные отношения с Западом.

В этой ситуации позиция президента ЮАР Сирила Рамафосы становится ключевой, так как от него теперь зависит очень многое.

Рамафоса в своих выступлениях ни разу не осудил Россию ни по вопросу Украины, ни по другим политически значимым вопросам. При этом он не высказывался открыто в поддержку специальной военной операции России на Украине. Хотя некоторые его заявления по поводу виновных в начале разворачивания конфликта на Украине вообще не могут не радовать.

«Конфликта можно было бы избежать, если бы НАТО в течение многих лет прислушивалась к предупреждениям официальных лиц о том, что ее расширение на восток приведет к большей, а не меньшей нестабильности в регионе», — заявлял президент ЮАР.

Также Рамафоса сказал, что страна находится под «чрезвычайным давлением» со стороны Запада и что его постоянно призывают осудить действия России в отношении Украины.

И уже понятно, что ни правительство ЮАР, ни президент не желают арестовывать Путина. Симпатия Рамафосы в отношении России и ее президента очевидна. Тем более подобный случай уже имел место ранее. Так, в 2015 году ЮАР не выполнила выданный МУС ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, несмотря на постановление местного суда о принудительном аресте.

Проблемы ЮАР и президента страны

Стоит отметить, что даже такая нейтральная позиция главы ЮАР очень дорого стоит, так как идет вразрез с позицией Запада.

Напомним, что глава МИД России Сергей Лавров отмечал, что Запад методично и цинично давит на союзников РФ, обещая им «золотые горы». Помимо этого, он отмечал, что союзники России оказываются из-за этого между двух огней.

Именно такая ситуация сложилась и в ЮАР, где усугубляется вопрос подачи электроэнергии в дома и предприятия. Курируемый многие годы самим же Западом вопрос энергетической безопасности ЮАР полностью провален. В это же время, по его словам, страна находится под «чрезвычайным давлением» со стороны Запада по вопросу осуждения РФ в связи с украинской темой.

Полное отключение электроэнергии происходит ежедневно на несколько часов, в зависимости от обстановки. И, конечно, населению это не нравится.

Против президента не раз инициировали процедуры импичмента. Сотрудники государственной сферы уходили на забастовки, причем со словами: «Даже если вы повысите нам зарплату, мы все равно минимум неделю не будем выходить на работу, а может и больше».

В начале мая был найден труп сына главы охраны президента Уоррена Руда. И это далеко не полный список неприятностей, с которыми столкнулся президент ЮАР.

Российское предупреждение

Кремль не остался в стороне и добавил «кипятка» в происходящеев заявив, что арест Путина на саммите БРИКС будет рассматриваться как объявление войны России.

Вот как об этом заявил представитель правящей партии ЮАР АНК Обед Бапела: «Они указали, что он приедет». По его словам, российская сторона его предупредила, что «если вы арестуете нашего президента, значит вы объявляете нам войну».

Почему данный саммит так важен и не только для БРИКС

Стало известно, что на предстоящем саммите будет обсужден вопрос о создании совместной единой валюты стран участников БРИКС. Она должна будет прийти на смену доллару США.

«Это вопрос, который мы должны обсудить, и обсудить должным образом», — заявила министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Наледи Пандор.

Напомним, на страны БРИКС приходится более 40% населения мира и почти треть мирового экономического производства (ВВП), что делает их одним из важнейших экономических блоков в мире. Несколько других стран, включая Саудовскую Аравию и Иран, выразили заинтересованность во вступлении в его ряды.

Любой шаг в направлении создания единой формы законного платежного средства подстегнет другие вопросы о создании единого центрального банка и о том, где он будет расположен, заявила глава Резервного банка ЮАР Лесетья Кганьяго.

Страны БРИКС обогнали страны «Большой семерки» в 2020 году по показателю паритета покупательной способности. МВФ ожидает, что этот разрыв еще больше увеличится в этом десятилетии, даже несмотря на то, что «Большая семерка» сохраняет свое преимущество при оценке с использованием рыночных обменных курсов.

Рост в развивающихся экономиках означает «медленное» снижение доминирования доллара, по словам Зиада Дауда, главного экономиста Bloomberg Economics по развивающимся рынкам.

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и председатель КНР Си Цзиньпин абсолютно поддерживают данную инициативу. И призывают остальных участников стран БРИКС придумать альтернативную валюту для замены доллара во внешней торговле.

Только одно это не может сильно не беспокоить наших западных «коллег». Одно только создание и перевод всех операций на новую валюту существенно ударит по доллару и по самим США. Этот удар может стать довольно сильным, и власти Америки это точно понимают. Как они будут решать этот вопрос, мы еще увидим. Но очевидно, что для них этот вопрос имеет критическое значение.