Российские газовики смогли ввести первую линию «Арктик СПГ — 2» в строй. Однако работа проекта была остановлена из-за невозможности транспортировать получаемый на заводе СПГ 

Почему не работает «Арктик СПГ-2»

Закат в Арктике, Уильям Брэдфорд. 1823
Закат в Арктике, Уильям Брэдфорд. 1823
Закат в Арктике, Уильям Брэдфорд. 1823

США поставили задачу остановить работу российского месторождения и завода по производству СПГ «Арктик СПГ — 2», с которого предполагались масштабные поставки на экспорт. Об этом 15 апреля сообщила американская газета Тhe Wall Street Journal. Издание подчеркнуло, что американские санкции полностью остановили российский проект по получению СПГ в арктической зоне.

«Наша роль заключается в том, чтобы обеспечить полную остановку „Арктик СПГ — 2“», — заявил помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт на конференции в Швейцарии.

Конечно, в США заинтересованы остановить не только проект в Арктике, но и другие СПГ-проекты в России, поэтому в отношении технологий, применяемых для добычи нефти и газа, санкции были приняты в первую очередь.

С момента начала СВО целью введения санкций Запада против России было снижение доходов нашей страны от основных экспортных товаров, в первую очередь, от нефти и газа. Поэтому был введен потолок на цену российской нефти и многочисленные санкции, мешающие развитию нефтегазового комплекса России. Представители американской власти данных целей никогда не скрывали.

«„Арктик СПГ — 2“ — проект по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (на противоположной от Ямала стороне Обской губы). Проект должен был включать в себя три линии мощностью 6,6 млн тонн каждая».

«„Арктик СПГ — 2“ является вторым проектом крупнотоннажного завода по сжижению газа компании АО «Новатэк» после «Ямал СПГ», который был введен в строй к 2019 году».

Проект «Арктик СПГ — 2» попал под санкции США в ноябре 2023 года. Несмотря на возникшие технологические сложности, российские газовики смогли ввести первую линию «Арктик СПГ — 2» в строй. Однако работа проекта была остановлена из-за невозможности транспортировать полученный на заводе СПГ потребителям.

21 декабря 2023 года «Новатэк» разослал будущим покупателям СПГ уведомления о форс-мажорных обстоятельствах. Несмотря на то, что наши китайские покупатели, крупнейшие энергетические компании CNPC и CNOOC обратились к США с просьбой снять санкции с данного проекта, надежды на то, что это произойдет, на текущий момент нет.

Китайские, французские и японские акционеры проекта «Арктик СПГ — 2» объявили форс-мажор, заморозив участие в проекте.

Санкции мешают России получить специализированные танкеры, необходимые для транспортировки газа, и затрудняют строительство альтернативных судов внутри страны.

Министр энергетики Николай Шульгунов заявил, что «Арктик СПГ — 2» готов к работе, а проблемы с газовозами решаются. Он уточнил, что продолжается поиск поставщиков необходимых для проекта танкеров.

Министр также уточнил, что в России есть собственные программы по разработке подобного газотранспорта, но реализация данных проектов требует времени. Но никаких конкретных сроков Шульгунов не обозначил.

Напомним, что корейская компания Hanwha Ocean, которая должна была построить 5 газовозов под данный проект, отказалась передавать их российской стороне из-за американских санкций, даже несмотря на то, что четыре спецтанкера уже готовы. Ледоколы были заказаны в 2020 году, но из-за санкций на фоне ситуации вокруг Украины контракты были расторгнуты.

Суда предназначены для работы в арктических условиях, и фактически проект «Арктик СПГ — 2» единственный, где требуются ледоколы такого типа, поэтому построенные корейские танкеры больше никому не нужны.

Российский завод «Звезда», который получил контракт на производство больше десятка газовозов для проекта, тоже не может осуществить их производство, так как попал под санкции.

«Звезда» представляет собой огромную сборочную площадку с небольшим процентом локализации. Своих технологий и узлов нет, вместо них есть крупноузловая сборка из заготовок, поставляемых из Юго-Восточной Азии, осуществляемая под присмотром специалистов оттуда же. После начала СВО южнокорейский Samsung, являвшийся основным партнером верфи, сотрудничество прекратил.

Изображение: yanao.ru
Арктик СПГ
Арктик СПГ
СПГАрктик

В свое время для проекта «Ямал СПГ» был создан принципиально новый тип судов — ледокольные газовозы, рассчитанные на круглогодичную навигацию в Арктике. Первое такое судно «Кристоф де Маржери» было введено в строй в 2017 году. В январе 2021 года газовоз впервые прошел по Северному морскому пути без ледокола, осуществив поставку груза с завода «Ямал СПГ» в восточном направлении. Сейчас производство подобных судов полностью остановлено.

Работа «Арктик СПГ — 2» приостановлена, хотя на первой линии предприятия сжижение началось еще в декабре 2023 года. По информации российских чиновников, теперь компания может перенаправить третью линию этого проекта на строящийся завод под Мурманском.

«„Мурманск СПГ“ будет еще крупнее „Арктик СПГ — 2“. Его запланированная мощность 20,4 млн тонн в год. Работа на двух линиях проекта начнется к концу 2027 года, а третья будет готова в 2029 году. Завод будет расположен рядом с незамерзающей акваторией, поэтому газовозы с особенной ледовой защитой ему не потребуются, и проблем с доставкой будет на порядок меньше».

Однако вернемся к проекту «Арктик СПГ — 2». После введения санкций этот проект можно назвать сверхамбициозным. «Арктик СПГ — 2» может стать концентрацией прорывных технологий в России, если сделать ставку на собственные технологии.

Если проект продолжать, то Москве придется строить ледокольные танкеры самостоятельно. Никаких альтернативных вариантов у нас сейчас просто нет. Купить их у Китая или Ирана, или других стран, готовых работать с Россией, просто невозможно: там не существует таких технологий. Остается или разрабатывать их самостоятельно, в том числе опираясь на ноу-хау как собственные, так и стран-союзников, или ждать, пока союзники начнут делать их самостоятельно. Второй вариант, однако, ничего не гарантирует.

Значит, остается проводить собственные разработки, что, безусловно, означает серьезные временные и денежные затраты. Но главное, что нужно, — это воля и решимость вдолгую осваивать новые технологии.