Сажать чужие самолеты — право господ? Чем вызван крик Запада
23 мая в аэропорту Минска экстренно сел пассажирский самолет авиакомпании Ryanair, направлявшийся из Афин в Вильнюс. Объяснения причины посадки разнятся.
В аэропорту Минска сообщили, что пилоты самолета сообщили, что борт заминирован, после чего самолет сел в сопровождении поднятого в воздух истребителя МиГ-29 минобороны Белоруссии. В Литве заявили, что посадка была вызвана конфликтом одного из пассажиров с членом экипажа. В авиакомпании рассказали, что пилоты получили от авиадиспетчеров Белоруссии сообщение о потенциальной угрозе и указание посадить воздушное судно в Минске.
На борту самолета находился человек, которого в Белоруссии считают одним из организаторов массовых беспорядков в стране после президентских выборов 2020 года. Это основатель признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич.
Протасевича в Минске сняли с рейса и задержали. А самолет проверили и, не обнаружив взрывчатки, отправили лететь дальше.
Реакция Запада
Данный инцидент незамедлительно вызвал буквально шквал негодования со стороны Запада. В Греции назвали произошедшее актом авиапиратства, в Берлине заговорили о санкциях против Белоруссии, в Великобритании пригрозили серьезными последствиями. И буквально все потребовали немедленно освободить Протасевича.
Этот слаженный хор не стал неожиданностью. В который раз удивляет другое — непоколебимая уверенность Запада, что только им нечто позволено, о чем другим и думать нельзя посметь. Ведь данный случай вынужденной или принудительной посадки самолета — не единственный в своем роде.
Так и хочется спросить у господ с Запада, разве не вы исполняли его неоднократно, не держа отчета ни перед кем?
Прецеденты воздушных перехватов
В 2004 году в Соединенных Штатах принудительно посадили личный борт бывшего замминистра финансов России Андрея Вавилова. Действия были совершены по требованию прокурора округа Северная Калифорния и имели целью допрос Вавилова и его супруги представителями ФБР.
Нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин напомнил, как в 2014 году власти Румынии и Болгарии пытались посадить в своих аэропортах российский спецборт, на котором он летел в составе правительственной делегации в Кишинев, будучи тогда спецпредставителем президента России по Приднестровью.
Незадолго до этого Рогозина включили в список персональных санкций США, Евросоюза, Канады и Австралии, и румынские власти, по его словам, хотели арестовать санкционного политика. При этом Украина, Венгрия и Польша запретили пролет борта в своем воздушном пространстве, и пришлось строить маршрут через Черное море и Турцию. Рогозин подчеркнул, что Запад считает нормой подобные действия даже в отношении высокопоставленных чиновников других стран.
Другим примером воздушного пиратства он назвал произошедшее в 2017 году, когда летевший в Кишинев по приглашению президента Молдавии российский самолет не был впущен в воздушное пространство Румынии и Польши. Тогда борт «на остатках горючего» был вынужден сесть в Минске.
В 2016 году киевские власти принудительно вернули в свой аэропорт «Жуляны» уже вылетевший самолет авиакомпании «Белавиа». При этом с украинской стороны использовались угрозы поднятия боевой авиации в случае невозврата воздушного судна в порт. После приземления украинцы высадили из самолета и задержали некоего гражданина Армении.
Но наиболее ярким случаем этого самого европейского воздушного пиратства является, бесспорно, принудительная посадка летом 2013 года в Вене летевшего из Москвы президентского борта лидера Боливии Эво Моралеса. Американские спецслужбы заподозрили, что в самолете может находиться бывший спецагент ЦРУ Эдвард Сноуден, получивший убежище в России. Тогда ряд европейских стран — Франция, Италия, Испания, Португалия — отказались предоставить самолету Моралеса воздушный коридор. Под угрозами борт президента суверенной страны был посажен в Австрии. Сноудена на борту не оказалось, а история запомнилась надолго.
Почему произошла такая унизительная для главы Боливии история? Потому что так захотели США, не привыкшие считаться ни с кем, когда им что-то нужно. Мог ли кто-нибудь позволить себе подобный акт пиратства и унижения в отношении американского президента? Вопрос риторический.
Так что означает нынешний дружный крик Запада по поводу посадки в Минске самолета Ryanair с пассажиром, которого в стране законно разыскивают как террориста? Этот крик означает лишь то, что Западу невыносима сама мысль о том, что кто-то может себе позволить хоть часть того, что они делают спокойно и непринужденно, так сказать, по праву господ. Крик будет лишь нарастать.