В Челябинске проходит выставка «самого свободного художника России»
Челябинский художник Константин Фокин называет себя самым свободным художником России. Фокину в июне исполнилось 80 лет, юбилейная выставка его работ «Вечности заложник… У времени в плену» проходит сейчас в Зале имени архитектора Евгения Александрова в Челябинске.
Выставка его картин поражает. Сначала — цветом, синим, зеленым, желтым. Белые рериховские облака, красный богатырский конь, черные деревенские избы, черное распятие. Нежно-оранжевая осень, тяжелая изумрудная летняя листва, сине-белый контраст зимы.
Потом поражают сюжеты. Христос, богоматерь, блудный сын, православная Русь в современном городе, Дон Кихот в его иллюзорном зазеркалье, сам художник и его мучительная стезя. Такие разные, глубокие, вечные темы, которые мучают и зовут на границе сна и повседневности, звучат в музыке.
Потом удивляет то, что имя Фокина в Челябинске не на слуху. Хотя и других имен местных художников или писателей в широком информационном поле нет. Политики есть, чиновники, урбанист один, иногда экологические активисты, и всё.
Поражает, заражает своей энергией сам Константин Фокин. Историю своего творчества ведет он с 1958 года, в Челябинске художник с 1971-го. «Мое появление, совместно с первой женой художником Костиной Людмилой, оказало несомненное эвристическое влияние на всю художественную жизнь Челябинска и области, на все творчески активные поколения в течение десятилетий», — пишет Фокин в каталоге к выставке.
Учителя и вдохновители Фокина — великие мастера. Рембрандт, Дионисий, Микеланджело, Петров-Водкин…«Я — блудный сын Рембрандта, уведенный на тропу испытаний как самой жизнью, так и искусством», — заявляет художник.
В картинах есть иное измерение, а по словам самого художника — двойное и тройное дно. Христос сходит на реку в Калязине, вдоль которой идут поезда, особой жизнью живет музыка. Уральский хребет — как перевал между прошлым и будущим, по одну сторону — Ермак с дружиной, по другую — советские ЛЭП.
Родился Константин Фокин 18 июня 1940 года в Красноярске, через несколько лет семья переехала в Пермь. В 1962 году Фокин окончил свердловское художественное училище, через три года продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. В Челябинске художник живет с 1971 года.
«Я не подделывался под политическую систему, я в ней жил, сопротивляясь официальной доктрине идеологического аппарата, противопоставляя ей свое видение жизни, человека, творца. Ни в одной своей вещи (даже заказной) я не шел на компромисс с властями предержащими, отстаивая свою точку зрения», — продолжает он.
С 2006 года Фокин преподает в Челябинском государственном институте культуры (ранее — академия культуры и искусств). До 2001 года он работал как монументалист на Челябинском художественно-производственном комбинате, выполнил более 60 росписей, в том числе роспись плафона в зрительном зала театра ЧТЗ «Прометей».
Одна из новейших его работ, «Прекрасная Нюазеза», отсылает к новелле Оноре Бальзака «Неведомый шедевр». Старик Френхофер пытается завершить работу всей жизни — написать прекрасную обнаженную куртизанку, вложив в этот образ все тайны искусства. Наконец, он находит модель и завершает картину. Но портрет «Прелестной спорщицы» (La Belle Noiseuse) оказывается водоворотом цветных пятен, в котором различима одна лишь ножка…
«За протекшее время моей творческой жизни я осознал самую важную черту ее — свободу», — пишет о себе художник. Фокин не раз обращался к переломным моментам истории. На вопрос о том, что происходит сегодня, с уверенностью отвечает: нынешнее государство неминуемо идет к краху и тянет за собой — в этом трагедия! — весь народ.
Сегодня пришло время переосмыслить советский период. Это случится обязательно, ведь той эпохой начинает интересоваться молодежь, отмечает он.
«Я сейчас делаю большую картину четыре метра в высоту и шесть метров в длину, холст, я его делаю уже очень давно, он идет очень тяжело и туго, но думаю, что справлюсь. Он будет называться „Рождение нового мира“, о нашей революции 1917 года», — поделился художник.
«Я считаю, что это событие глобального значения, и мы должны на него отвечать. Не так: „Ура!“ Эта картина отражает определенную трагичность того события, но я могу сказать как историк, художник, это событие никогда в истории никто не забудет. Как не забудут Ленина, как не забудут Сталина. Потому что революция, Ленин и Сталин — они останутся в веках, как Иван Грозный. Это вещи, которые священны и несокрушимы»
«И молодежь начинает понимать, что сейчас происходит. Кто сейчас торгует нашей страной, направо и налево», — добавляет он.
«Я думаю, что все-таки закончу „Рождение нового мира“. Потому что у меня есть еще один замысел такой же большой. Тоже о советской власти, о войне, о космосе», — поделился Фокин.
Фокин писал Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ивана Грозного, Христа. Он проживает свои работы, переживает трагедии своих героев. Двух крупных и известных его работ, посвященных русским бунтам Разина и Пугачева, на выставке нет. По словам художника, они мучительно давались — работа могла встать на годы.
«Степана Разина когда я делал, мне снилось это. Я делал два года сам холст, и он мне достался очень тяжело. Допустим, Пугачёв, который в два раза больше, мне легче достался. Хотя дольше», — говорит Фокин о картинах «Казнь Степана Разина 6 июля 1671 года на Красной площади в Москве» (1980) и «Самозванца везут» (1987).
Композиция о Пугачеве долго не складывалась, не хватало какой-то символической детали. «Я начал читать литературу о русских обычаях и вдруг обнаружил скоморохов. Оказывается, у скоморохов были две главные фигуры: козел и медведь. Но чтобы их разместить на этом холсте, надо было убрать очень хорошую живопись, которая мне страшно нравилась. Вот этот вот момент был очень мучительный, тяжелый момент», — добавил художник.
Самое замечательное в выставке, пожалуй, то, что уйти с нее до конца невозможно. Созданные Фокиным образы будоражат и не отпускают, над ними хочется размышлять, к ним хочется вернуться.