1. Культурная война
  2. Выставки живописи
Ирина Юрина / ИА Красная Весна /
«За протекшее время моей творческой жизни я осознал самую важную черту ее — свободу»

В Челябинске проходит выставка «самого свободного художника России»

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Прекрасная Нюазеза (фрагмент). 2020
Константин Фокин. Прекрасная Нюазеза (фрагмент). 2020

Челябинский художник Константин Фокин называет себя самым свободным художником России. Фокину в июне исполнилось 80 лет, юбилейная выставка его работ «Вечности заложник… У времени в плену» проходит сейчас в Зале имени архитектора Евгения Александрова в Челябинске.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Микула. 1991-2019
Константин Фокин. Микула. 1991-2019
1991-2019Микула.Фокин.Константин

Выставка его картин поражает. Сначала — цветом, синим, зеленым, желтым. Белые рериховские облака, красный богатырский конь, черные деревенские избы, черное распятие. Нежно-оранжевая осень, тяжелая изумрудная летняя листва, сине-белый контраст зимы.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Деревня на Севере. 2020. Образы Чернигова. 1988
Константин Фокин. Деревня на Севере. 2020. Образы Чернигова. 1988
1988Чернигова.Образы2020.Севере.наДеревняФокин.Константин

Потом поражают сюжеты. Христос, богоматерь, блудный сын, православная Русь в современном городе, Дон Кихот в его иллюзорном зазеркалье, сам художник и его мучительная стезя. Такие разные, глубокие, вечные темы, которые мучают и зовут на границе сна и повседневности, звучат в музыке.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Не спи художник...1977
Константин Фокин. Не спи художник…1977
художник…1977спиНеФокин.Константин

Потом удивляет то, что имя Фокина в Челябинске не на слуху. Хотя и других имен местных художников или писателей в широком информационном поле нет. Политики есть, чиновники, урбанист один, иногда экологические активисты, и всё.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин
Константин Фокин
ФокинКонстантин

Поражает, заражает своей энергией сам Константин Фокин. Историю своего творчества ведет он с 1958 года, в Челябинске художник с 1971-го. «Мое появление, совместно с первой женой художником Костиной Людмилой, оказало несомненное эвристическое влияние на всю художественную жизнь Челябинска и области, на все творчески активные поколения в течение десятилетий», — пишет Фокин в каталоге к выставке.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Возвращения. 2020. Возвращение блудного сына. 2001
Константин Фокин. Возвращения. 2020. Возвращение блудного сына. 2001
2001сына.блудногоВозвращение2020.Возвращения.Фокин.Константин

Учителя и вдохновители Фокина — великие мастера. Рембрандт, Дионисий, Микеланджело, Петров-Водкин…«Я — блудный сын Рембрандта, уведенный на тропу испытаний как самой жизнью, так и искусством», — заявляет художник.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Человека ищу... (слева) 2006
Константин Фокин. Человека ищу… (слева) 2006
2006(слева)ищу…ЧеловекаФокин.Константин

В картинах есть иное измерение, а по словам самого художника — двойное и тройное дно. Христос сходит на реку в Калязине, вдоль которой идут поезда, особой жизнью живет музыка. Уральский хребет — как перевал между прошлым и будущим, по одну сторону — Ермак с дружиной, по другую — советские ЛЭП.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Купание в Калязине. 2012
Константин Фокин. Купание в Калязине. 2012
2012Калязине.вКупаниеФокин.Константин

Родился Константин Фокин 18 июня 1940 года в Красноярске, через несколько лет семья переехала в Пермь. В 1962 году Фокин окончил свердловское художественное училище, через три года продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. В Челябинске художник живет с 1971 года.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Торжественная тишина. 2020
Константин Фокин. Торжественная тишина. 2020
2020тишина.ТоржественнаяФокин.Константин

«Я не подделывался под политическую систему, я в ней жил, сопротивляясь официальной доктрине идеологического аппарата, противопоставляя ей свое видение жизни, человека, творца. Ни в одной своей вещи (даже заказной) я не шел на компромисс с властями предержащими, отстаивая свою точку зрения», — продолжает он.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Вакханалия. 1991
Константин Фокин. Вакханалия. 1991
1991Вакханалия.Фокин.Константин

С 2006 года Фокин преподает в Челябинском государственном институте культуры (ранее — академия культуры и искусств). До 2001 года он работал как монументалист на Челябинском художественно-производственном комбинате, выполнил более 60 росписей, в том числе роспись плафона в зрительном зала театра ЧТЗ «Прометей».

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Прекрасная Нюазеза. 2020
Константин Фокин. Прекрасная Нюазеза. 2020
2020Нюазеза.ПрекраснаяФокин.Константин

Одна из новейших его работ, «Прекрасная Нюазеза», отсылает к новелле Оноре Бальзака «Неведомый шедевр». Старик Френхофер пытается завершить работу всей жизни — написать прекрасную обнаженную куртизанку, вложив в этот образ все тайны искусства. Наконец, он находит модель и завершает картину. Но портрет «Прелестной спорщицы» (La Belle Noiseuse) оказывается водоворотом цветных пятен, в котором различима одна лишь ножка…

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Несение креста. 2012
Константин Фокин. Несение креста. 2012
2012креста.НесениеФокин.Константин

«За протекшее время моей творческой жизни я осознал самую важную черту ее — свободу», — пишет о себе художник. Фокин не раз обращался к переломным моментам истории. На вопрос о том, что происходит сегодня, с уверенностью отвечает: нынешнее государство неминуемо идет к краху и тянет за собой — в этом трагедия! — весь народ.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Снятие со креста. 2001
Константин Фокин. Снятие со креста. 2001
2001креста.соСнятиеФокин.Константин

Сегодня пришло время переосмыслить советский период. Это случится обязательно, ведь той эпохой начинает интересоваться молодежь, отмечает он.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Освоение Урала. Ермак. 2013
Константин Фокин. Освоение Урала. Ермак. 2013
2013Ермак.Урала.ОсвоениеФокин.Константин

«Я сейчас делаю большую картину четыре метра в высоту и шесть метров в длину, холст, я его делаю уже очень давно, он идет очень тяжело и туго, но думаю, что справлюсь. Он будет называться „Рождение нового мира“, о нашей революции 1917 года», — поделился художник.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Я принес вам не мир, но меч... 2018
Константин Фокин. Я принес вам не мир, но меч… 2018
2018меч…номир,невампринесЯФокин.Константин

«Я считаю, что это событие глобального значения, и мы должны на него отвечать. Не так: „Ура!“ Эта картина отражает определенную трагичность того события, но я могу сказать как историк, художник, это событие никогда в истории никто не забудет. Как не забудут Ленина, как не забудут Сталина. Потому что революция, Ленин и Сталин — они останутся в веках, как Иван Грозный. Это вещи, которые священны и несокрушимы»

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Дон Кихот. 1967-1975
Константин Фокин. Дон Кихот. 1967-1975
1967-1975Кихот.ДонФокин.Константин

«И молодежь начинает понимать, что сейчас происходит. Кто сейчас торгует нашей страной, направо и налево», — добавляет он.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Дионисий и сыновья. 2019
Константин Фокин. Дионисий и сыновья. 2019
2019сыновья.иДионисийФокин.Константин

«Я думаю, что все-таки закончу „Рождение нового мира“. Потому что у меня есть еще один замысел такой же большой. Тоже о советской власти, о войне, о космосе», — поделился Фокин.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Благоверный государь Иоанн Грозный и Новгород Великий. 2013 (в центре)
Константин Фокин. Благоверный государь Иоанн Грозный и Новгород Великий. 2013 (в центре)
центре)2013Великий.НовгородиГрозныйИоаннгосударьБлаговерныйФокин.Константин

Фокин писал Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ивана Грозного, Христа. Он проживает свои работы, переживает трагедии своих героев. Двух крупных и известных его работ, посвященных русским бунтам Разина и Пугачева, на выставке нет. По словам художника, они мучительно давались — работа могла встать на годы.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Богоматерь умиление. 2008
Константин Фокин. Богоматерь умиление. 2008
2008умиление.БогоматерьФокин.Константин

«Степана Разина когда я делал, мне снилось это. Я делал два года сам холст, и он мне достался очень тяжело. Допустим, Пугачёв, который в два раза больше, мне легче достался. Хотя дольше», — говорит Фокин о картинах «Казнь Степана Разина 6 июля 1671 года на Красной площади в Москве» (1980) и «Самозванца везут» (1987).

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Секстет. 2019 (слева)
Константин Фокин. Секстет. 2019 (слева)
(слева)2019Секстет.Фокин.Константин

Композиция о Пугачеве долго не складывалась, не хватало какой-то символической детали. «Я начал читать литературу о русских обычаях и вдруг обнаружил скоморохов. Оказывается, у скоморохов были две главные фигуры: козел и медведь. Но чтобы их разместить на этом холсте, надо было убрать очень хорошую живопись, которая мне страшно нравилась. Вот этот вот момент был очень мучительный, тяжелый момент», — добавил художник.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Константин Фокин. Синие тени. 2007
Константин Фокин. Синие тени. 2007
2007тени.СиниеФокин.Константин

Самое замечательное в выставке, пожалуй, то, что уйти с нее до конца невозможно. Созданные Фокиным образы будоражат и не отпускают, над ними хочется размышлять, к ним хочется вернуться.