Выпуск нового «Москвича» стал большим событием для российского автопрома. Можно ли говорить о возрождении отрасли?

Новый «Москвич». Пиар или возрождение?

Изображение: (сс) Torman R
Легковой автомобиль «Москвич 3»
Легковой автомобиль «Москвич 3»

Российский автопром за последние несколько лет пережил несколько сильных ударов. Сначала распространение коронавируса и последующие локдауны сорвали поставки китайских и европейских комплектующих. Потом с рынка из-за начала спецоперации сбежали европейские и американские поставщики, с которыми связи налаживались в приоритетном режиме. Ситуацию усугубила инфляция и падение покупательной способности населения страны.

В этих условиях начало продаж нового «Москвича» выглядит из ряда вон выбивающимся событием. Пока первые автомобили начинают поступать к дилерам, давайте вспомним историю появления этой модели на рынке.

Несмотря на свою богатую историю, судьба завода «Москвич» в современной России сложилась трагично, хотя и не так фатально, как у завода ЗИЛ. Не сумев «вписаться в рынок», с 1998 года производственные мощности начали отходить французскому Renault, которое владело предприятием вместе с правительством Москвы. Процесс перехода окончательно завершился в 2014 году, когда предприятие ушло под контроль «Рено Россия».

Начало спецоперации по денацификации Украины сопровождалось неслыханным для современной России оттоком иностранных производителей. В марте правительство пригрозило «беглецам» провести национализацию производств, на что корпорации, включая Renault, стали «включать заднюю». Тогда заявлялось, что речь не идет об уходе с рынка, а только лишь о временной приостановке производства до выяснения обстоятельств.

Несмотря на все причитания Renault о нежелании терять российский рынок, в середине мая российские активы производителя перешли в собственность государства, при этом «АвтоВАЗ» отошел Минпромторгу, а «Рено Россия» вернулось в ведомство правительства Москвы.

Тогда же встал вопрос, что именно будет выпускать автозавод? Комментируя сделку, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что предприятие возродит историческую марку «Москвич».

Слухи об использовании для основы будущих новинок китайских автомобилей ходили давно. Еще в июле завод показал презентацию с пятью будущими кроссоверами, в которых узнавались модели китайского производителя JAC.

Правительство не стало скрывать планы запуска «отверточной» сборки. В июле мэрией Москвы планировалось, что до конца 2022 года «Москвич» выпустит 600 машин крупноузловым методом, при этом 200 из них будут электромобилями. При этом на 2023 год планы выпуска составляли 50 тыс. авто, а на 2024 — не менее 100 тыс.

Изображение: (сс) Torman R
Интерьер легкового автомобиля «Москвич 3»
Интерьер легкового автомобиля «Москвич 3»
«Москвич 3»автомобилялегковогоИнтерьер

23 ноября завод официально объявил о начале производства кроссовера «Москвич 3», которым стал перелицованный JAC JS4, в КНР уже снятый с конвейера. Стоит отметить, что ради этого JAC отказался продвигать оригинальную модель в стране. Приглашение на презентацию было разослано на 28 октября, однако в последний момент мероприятие отменили без объяснения причин.

Под конец ноября всех, кто следит за судьбой новинки, ожидал неприятный сюрприз. Корреспондент «За рулем» побывал на производстве: оказалось, что автомобили в Россию приходят в практически собранном виде. На заводе к ним прикручивают колеса и добавляют несколько деталей, включая эмблему. При этом в производстве задействовано минимальное количество рабочих предприятия. К началу декабря завод таким нехитрым способом выпустил 160 машин.

В конце декабря в СМИ появились рекомендованные розничные цены на новинку. Бензиновый кроссовер предлагалось продавать за 1,97 млн рублей, а вот электрическая версия стоит почти на 80% дороже — 3,5 млн рублей. Характерно, что в Китае бензиновый JAC JS4 продается от 89,8 тыс. юаней (951 тыс. руб.).

Проведенный в конце года опрос Quto.ru показал, что за предлагаемые 2 млн рублей приобрести «Москвич» готовы 17% респондентов. Еще 36% опрошенных готовы отдать за новинку не более 1,5 млн рублей. Ждать льготных программ готовы только 5%, а остальные вовсе не собираются покупать «Москвич».

Теперь можно провести некоторый промежуточный итог. Сама идея возрождения советской марки была достаточно тепло принята российским автомобильным сообществом. Прогнозы скептиков о превращении предприятия в жилую застройку пока не сбылись, однако назвать запуск производства полноценным тоже нельзя. При этом рынок для новинки есть, и январь покажет, как покупатели проголосуют рублем.

Пока можно констатировать, что подобными мерами вряд ли можно возродить российский автопром. Да, переключение с Европы на Азию состоялось, но для самостоятельного развития этого мало. Нужна своя инженерная школа, свое производство комплектующих и рынок, способный это все купить. Пока же, по привычке, больше внимания уделяется не этому, а, увы, пиару.