Телеканал «Россия 1» (ВГТРК) завершил показ первого сезона многосерийного фильма «Демон революции».

Еще раз о «Демоне»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Александр Парвус
Александр Парвус

В заключительной серии первого сезона нашумевшего сериала «Демон революции» авторы продолжают противоречить историческим фактам, утверждая, что деятельность Ленина и большевиков являлась заказом на немецкие деньги. При этом зрителю навязывается впечатление, что именно Парвус является главным мотором и организатором революционного действия.

В данной статье мы проведем собственное исследование, в котором остановимся на основных событиях фильма и оценим их соответствие страницам истории. Вымышленность сценария фильма хоть и признана самим режиссером, но для массового зрителя совсем не очевидна.

Про штаб революции Парвуса. Александр Парвус организует штаб революции, состоящий из 3 человек: себя, секретаря и телеграфиста. Далее штаб путем рассылки сообщений, а также передачи денег, вызывает в России повсеместные крупные выступления рабочих. Однако после того, как начинаются массовые аресты большевиков (в количестве 250 человек), В.И. Ленин приказывает остановить стачку. В результате этого революция в России, которую Парвус обещал немцам организовать к январю 1916 года, захлебывается.

Оценка. В реальности стачки прошли на Путиловском заводе, где зарплаты упали более чем на треть, с 4 по 22 февраля 1916 года, были поддержаны всеобщей забастовкой с 29 февраля по 3 марта. Совсем непонятно, для чего требовался Парвус там, где стачки фактически стали традицией с 1905 года?

В сериале Парвус продемонстрировал бурную деятельность штаба из трех человек и телеграфного аппарата. Не насмешка ли это над здравым смыслом? И понятно, почему германские власти того времени перестали выделять ему средства. Они небезосновательно посчитали, что он попросту присваивает деньги. К выводу об отсутствии потенциала для организации стачек пришли и в России. Так, в июле 1916 года начальник петроградского охранного отделения Глобачев доложил, что слухи о готовящихся всеобщих стачках несостоятельны. И это уже не мыльная опера, а достоверный факт.

После того, как обещанные Парвусом немецкому генштабу стачки в реальности не произошли, он запустил слухи, что стачки скоро начнутся. На эти слухи пришлось реагировать российским властям. Оценивая влиятельность Парвуса, начальник петроградской охранки говорил, что у того весьма скудные финансовые возможности и отсутствует авторитет в рабочем движении. Примечательно, что в реальности Ленин 20 ноября 1915 года (т.е. как раз накануне, когда должна была совершиться якобы планируемая революция по Парвусу) в статье «У последней черты» разоблачает немецкого агента: «Парвус, показавший себя авантюристом уже в русской революции, опустился теперь в издаваемом им журнальчике «Gloke» («Колокол») до… последней черты… Он лижет сапоги Гинденбургу, уверяя читателей, что немецкий генеральный штаб выступил за революцию в России…». Стал бы Ленин выдавать своих покровителей и заранее предупреждать всех, в том числе и царскую охранку? Приведенная цитата говорит о жестком дистанцировании от авантюриста, очевидно, очень своевременном.

Роль Красина. Авторы сериала продолжают нас удивлять несоответствием сюжета фильма установленным историческим фактам. Так, в организованном штабе-тройке Александр Парвус в 1916 году получает отчеты и отдает распоряжения о начале выступлений Леониду Красину.

Оценка. В соответствии с общепринятой историографией, участник социал-демократического движения Красин отошел от взаимодействия с большевиками после неудавшейся революции 1905 года вплоть до 1917 года, когда его пригласили участвовать в переговорах в Брест-Литовске. В картине же Охранное отделение совместно с контрразведкой задерживает его в ходе специальной операции, в которой происходит штурм дома, где укрылись революционеры. Однако вскоре законопослушные представители контрразведки вынуждены отпустить Красина, подозреваемого в работе на Германию во время войны, в связи с отсутствием доказательств.

Проезд через Германию. Не обошли стороной авторы сериала и тему проезда В.И. Ленина в Россию через территорию Германии. Будущий вождь мирового пролетариата, узнав о Февральской Революции в России, заявляет, по сериалу, что ехать ему необходимо, так как в результате паники люди превращаются в неуправляемую толпу, энергию которой он может использовать и даже руководить ею (Для совершения революции — прим. ИА Красная Весна). Однако соратники В.И. Ленина отвечают, что проезд в настоящих условиях невозможен. Тогда на выручку снова приходит Парвус, заявивший, что готов все организовать. Сериальный Ленин же, в свою очередь, жаждет вернуться в Россию любым способом и, надо полагать, с любыми издержками. Он выдвигает Парвусу условия, на которых готов милостиво воспользоваться предлагаемой помощью.

Парвус начинает организацию проезда. Он представляет Ленина в германском МИДе как одного «из самых жестких и бескомпромиссных русских революционеров», а его перевозку в Россию уподобляет перевозке «бациллы чумы». Циммерман, руководитель МИДа, решает делать ставку на большевиков, как на тайное оружие Германии в борьбе с Россией.

Перед поездкой Парвус в очередной раз встречается с Лениным. На встрече выясняется, что он также намерен ехать в Россию. В последующих кадрах фильма коварный Ильич предаст Парвуса, разорвет с ним отношения, заявив о том, что делать революции нужно только чистыми руками. Сам же Ленин на одной из станций встречается с Циммерманом, где подтверждает договоренность, в соответствии с которой Россия прекратит войну, как только большевики придут к власти.

Оценка. Авторы сериала, которые утверждают, что расскажут нам скрываемую 100 лет правду, показывают, что с 1915 по 1917-й год Ленин неоднократно встречался с Парвусом! Однако в реальности имела место только одна встреча в 1915 году. При этом закончилась она ничем. В Стокгольме Ленин публично засвидетельствовал отказ от разговора с Парвусом. Это значит, что они встретились, но Ленин ему дал от ворот поворот. Вообще на 2017 год не найдено ни одного документа, подтверждающего факт связи Ленина с Парвусом. Более того, все подделки и фальшивки были разоблачены и даже установлены обстоятельства их изготовления и вброса. И это подтверждают историки, настроенные враждебно по отношению к большевикам и СССР. Так, например, историк-эмигрант С. П. Мельгунов, искавший «золотой немецкий ключ» к русской революции, признавал, что «все это очень далеко от установления непосредственной связи Ленина с Парвусом».

Но ничто не может смутить создателей фильма! Они начинают домысливать: мол, выставление Парвуса за дверь — это только ширма, тогда как на самом деле… При этом используется старый приём, согласно которому вас просят доказать отсутствие чего-либо (чтобы не брать на себя ответственность за доказательство наличия). Вот вы утверждаете, что есть факты, подтверждающие что была только одна встреча, а можете спустя 100 лет доказать, что других встреч не было? То-то же! А раз не можете, то значит мы, создатели сериала, имеем право предположить, что они были! Какая там презумпция невиновности!

Хотел ли реальный Ленин после сообщений о Февральской Революции вернуться в Россию? Безусловно, хотел, причем как можно скорее. Временное правительство разрешило представителям всех партий вернуться в Россию. Но на деле сторонников мира Временное правительство не хотело видеть в России, а страны Антанты даже производили аресты политических эмигрантов. Вот что по этому поводу писал немецкий историк Вернер Хальвег: «Выяснилось, что Англия охотно пропускает сторонников войны, таких как Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, Г. А. Алексинский, которым был предоставлен даже крейсер, арестовывая и задерживая интернационалистов, как было с Троцким, Мельничанским, Чудновским, Мухиным, Фишелевым и Романчуком».

Именно в этой ситуации Ленин ухватился за план, предложенный лидером меньшевиков Мартовым, в соответствии с которым эмигранты, в обмен на возвращение немецких военнопленных, проедут через территорию Германии в нейтральную Швецию, а дальше в Россию.

Безусловно, Ленин понимал всю опасность такой затеи, и именно поэтому были приняты все меры к тому, чтобы проезд проходил на максимально прозрачных условиях с отсутствием прямых контактов эмигрантов с немецкими властями. Так, изначально организовывать поездку должен был председатель Социал-демократической партии Швейцарии Роберт Гримм, однако позже его сменил швейцарский же социал-демократ Фриц Платтен.

По условиям достигнутого соглашения с Германией, с властями мог контактировать только Платтен, на которого была возложена ответственность за всех проезжающих. Оговаривалось, что не будет никаких проверок документов, багажа и самих проезжающих на территории Германии. В пути запрещалось выходить из вагона ни по чьему-либо приказанию, ни самовольно. Все билеты и прочие расходы — только за счет эмигрантов по обычному тарифу.

То есть никакого участия Александра Парвуса в организации поездки в реальности попросту не было! И это подтверждается опубликованной перепиской МИД Германии. Установлены лишь попытки Парвуса выйти на связь с большевиками через своего агента Георга Скларца. Когда же Скларц, по рассказу Платтена, «осмелился предложить нужные средства для поездки», «обстоятельство это убедило Ленина, что посредник по этому делу — агент немецкого правительства, и он тотчас резко оборвал все дальнейшие переговоры».

Такая организация поездки не позволила обвинить ни большевиков ни других эмигрантов, которые точно таким же образом попали в Россию. Более того, кадетская газета "Речь", например, писала следующее: "Вожди наших левых партий, вынужденные так долго томиться на чужбине, спешат на родину, чтобы принять активное участие в великой борьбе, это, конечно, не только естественно, но и чрезвычайно желательно. Такие общепризнанные главы наших социалистических партий, как Плеханов и Ленин, должны быть теперь на арене борьбы и их прибытие в Россию, какого бы мнения ни держаться об их взглядах, можно приветствовать".

Финал. Чем же заканчивают свой фильм авторы? В эпилоге зрителя знакомят с дальнейшей судьбой Ленина и его ближайшего окружения. Вождь революции предстает перед зрителем гением: «Ленин обыграл всех. Возглавил Октябрьскую революцию и сверг Временное правительство. Стал основателем нового Советского государства. Пережил покушение. Победил в гражданской войне…». Парвус же, в свою очередь, забыт, он считал себя игроком, а оказался разменной фигурой в чужой игре.

Оценка. Казалось бы, такой яркий финал. Однако Ленин показан не героем революции, не вождем восставших масс, а лишь игроком. В фильме вообще вождей нет, есть только игроки. Ленин игрок хороший, то есть более удачливый, а Парвус игрок плохой, то есть обыгранный. От того вся революция представлена как площадка для развлечений политического бомонда того времени. Даже в самых общих чертах не передается дух той напряженности, которая существовала в мире в 1917 году, когда шедшая мировая война привела к разрушению империй, а следовательно, к катастрофической, глобальной смене укладов жизни огромных масс населения.

И здесь раскрывается мировоззрение режиссеров, актеров и сценаристов. Нет никаких раскаленных масс с их поиском справедливости, нет никаких вождей, способных увлечь за собой эти массы, транслируя определенное идейное и политическое содержание! А значит, нет ни подлинных Революций, ни в конце концов Истории. «Всего этого нет!» — как бы утверждают авторы. А что же есть? Есть по большому счету только одно — деньги, ну и операторы-игроки, деятельность которых выстроена вокруг этих денег. Всё остальное — вторично. А поскольку, по версии сериала, кто платит, тот и заказывает музыку, то, по-видимому, создатели фильма под влиянием заказчиков спутали Революцию с майданом, а Парвуса с Коломойским. Однако ради такого скудного взгляда на мир не стоило делать не только революций, но даже многосерийного фильма.

100-летний юбилей революции — очень значимая дата. Казалось бы, самое время осознать всю сложность и многомерность событий 1917 года, зафиксировать реальные факты и на их основе начать выстраивать то самое гражданское примирение, о необходимости которого так давно говорится.

Однако на что обществу предлагают опереться? На давно разоблаченные исторические фальшивки, обильно сдобренные чудовищно упрощенным пониманием протекавших тогда процессов. Ведь очевидно, что ознакомившись с данной псевдоисторической картиной, молодой человек впитает это как правду, антисоветчик в очередной раз найдет подтверждение своим домыслам, а просоветское большинство воспримет как очередной плевок в себя и в историю, после чего впадет в апатию. То есть данная картина создана для чего угодно, но только не для исторического примирения народа.

Остается только надеяться на скепсис зрителя. Он за последние годы налюбовался фальшивками на телеэкране и, может быть, помнит, что, кроме них, бывает еще и правда.

Общественное примирение наступит лишь тогда, когда обществу будут даны реальные, подтвержденные факты, а не псевдокультурные медиапродукты. «Хлеба и зрелищ» массовый зритель уже наелся до отвала. Неужели среди нынешней творческой интеллигенции не найдется никого, кто вспомнит о предназначении художника и создаст фильм... нет, не об «ангелах революции», но о масштабных личностях, которым совершение революции ради будущего всего человечества оказалось по плечу?

Комментарий редакции

Единственный (видимо, последний) жанр, на который, кажется, еще способна наша кинематография — это пасквиль. Выше не взлетает.