logo
  1. Мир спорта
  2. Новости спорта
ИА Красная Весна /
Если бы 2 года назад РВС не включилось в ситуацию, юношеский автоспорт в Саратове перестал бы существовать.

Чемпион СССР по автомногоборью: «Чем трудней — тем интересней воевать!»

Команда Саратовской юношеской автошколы, победители Всероссийского зимнего чемпионата по юношескому автомногоборью в г. Тольятти.
Команда Саратовской юношеской автошколы, победители Всероссийского зимнего чемпионата по юношескому автомногоборью в г. Тольятти.
ГАУ ДПО «Саратовская юношеская автошкола "Орленок"»

В феврале 2018 года в Тольятти проходил 21-й всероссийский чемпионат по юношескому автомногоборью, где первое и третье места в командном зачете заняли команды саратовской юношеской автошколы «Орленок» (СЮАШ). Автомногоборье включает в себя несколько дисциплин, и во всех саратовцы показали блестящие результаты. В конкурсе на знание ПДД — первое и второе командные места, скоростное маневрирование — второе место, автослалом — первое и третье места. В личном зачете по трем дисциплинам воспитанники СЮАШ заняли первые места.
Такой результат впечатлил не только местные власти, представители Пензенской области посетили СЮАШ для изучения опыта. В соседнем регионе вынашивают планы по возрождению Юношеских автошкол и вовлечению молодежи в их ряды.

Вадим Сорокин, Никита Гвоздев, Артем Затикян, призеры чемпионата России.
Вадим Сорокин, Никита Гвоздев, Артем Затикян, призеры чемпионата России.
Татьяна Затикян

Всего этого великолепия могло и не случиться, если бы два года назад, в марте 2016 года, родители воспитанников автошколы вместе с активистами «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) не встали на защиту СЮАШ от реорганизации. Причем защищать пришлось от собственного учредителя — Министерства образования Саратовской области, которым на тот момент руководила Марина Епифанова. Они прилагала все усилия, чтобы автошкола перестала существовать, однако спустя год сама была вынуждена оставить свой пост в связи с уголовным преследованием УФСБ за коррупцию. Идея с реорганизацией, а по факту ликвидацией, заключалась в том, чтобы объединить автошколу и «Учебный центр транспортной отрасли» (УЦТО), занимающийся подготовкой водителей, под руководством действующего директора Учебного центра В. А. Ломова. На тот момент УЦТО находился в предбанкротном состоянии с миллионными долгами, покрыть которые и планировалось за счет денег на балансе СЮАШ, а также реализации имущества после банкротства. Самым ценным, по всей видимости, был автодром, расположенный на достаточно большом участке земли в престижном районе города. В ходе предшествующей реорганизации 2005–2011 годов СЮАШ вывели из структуры УЦТО без автодрома. Он остался в собственности учебного центра. Теперь причиной объединения вдруг стало отсутствие того самого автодрома, который ранее был оставлен УЦТО.

Против реорганизации СЮАШ выступили родители и общественники из РВС. Они собрали более 500 подписей с требованием к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву сохранить СЮАШ. Привлекли внимание СМИ и были услышаны. Как было не услышать, если на глазах у изумленных родителей рушили то, что они самостоятельно, как могли, поддерживали. И не могли не поддерживать, потому что СЮАШ — 12-кратный чемпион СССР, 18-кратный чемпион России по летнему, 9-кратный чемпион по зимнему автомногоборью. Как все это перечеркнуть?

В итоге объединение СЮАШ с УЦТО все-таки произошло, но под началом нового директора и сновым наименованием Саратовская юношеская автошкола «Орленок». Пару слов нужно сказать об УЦТО. В советское время он имел 23 филиала по Саратовской области (на сегодняшний день 3, оцените масштаб потерь...), где проходили обучение как профессиональные водители, так и автолюбители. С 1968 года в СССР начали создавать «Детские автомобильные дороги» (позже назывались Юношеские автошколы) — организации, где дети изучали ПДД, осваивали азы вождения, словом, профессионально осваивали технику, правила ее использования, соревновались в различных дисциплинах автоспорта. Был учтен и воспитательный аспект, дисциплину на дороге необходимо было воспитывать с детства. Автором такого способа дополнительного образования и социализации детей был министр автомобильного транспорта РСФСР Трубицин Евгений Георгиевич (1911–1986 гг.). Под его началом, например, создавался и достиг масштаба крупнейшего в мире международного грузоперевозчика знаменитый «Совтрансавто».

В Юношеских автошколах СССР учились мальчишки и девчонки, которые грезили автомобилями и сражались на соревнованиях по автомногоборью, добывая сладостное чувство победы. Среди них была и Татьяна Владимировна Митюрина.

Вячеслав Сорокин, Татьяна Затикян, Татьяна Митюрина. Выпускник, родитель и наставник рассказывают, что такое СЮАШ.
Вячеслав Сорокин, Татьяна Затикян, Татьяна Митюрина. Выпускник, родитель и наставник рассказывают, что такое СЮАШ.
ИА Красная Весна

Татьяна Владимировна воспитывалась в СЮАШ, став чемпионом СССР. Получила образование в Саратовском политехническом институте, по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Затем вернулась обратно в СЮАШ и по сей день там. Перечисляя многочисленные злоключения на пути, теперь уже своих воспитанников, к чемпионству, где бывали и судейская несправедливость, и высокомерное отношение к саратовским конкурентам, и т. д., она, как бы невзначай, обронила такую фразу: «Чем трудней, тем интересней воевать!». Согласитесь, неслабое утверждение, что-то в духе суворовских военных побед. Так за счет чего же удается преодолевать трудности? «В первую очередь, за счет хорошей подготовки. С одной стороны, большой набор детей, из них можно выбрать фанатов, естественно, только фанаты могут какие-либо результаты показать. И продуманная система тренировок. Детей много, за место в команде на Россию им приходится бороться. Мы все каникулы используем под свои соревнования, дети всегда в тонусе, им интересно», — отметила Татьяна Митюрина.

Татьяна Митюрина после победы на всесоюзных соревнованиях 1974 года в личном и командном зачете.
Татьяна Митюрина после победы на всесоюзных соревнованиях 1974 года в личном и командном зачете.
Личный архив Татьяны Митюриной.

«Автошкола не может воспитать нацию, но убрать гонщиков с дорог вполне по силам. В это, конечно, необходимо вкладываться, организовывать, популяризировать, самотеком здесь не получится. Безопасность на дорогах — это главная наша задача. Она в себя вбирает и воспитательный аспект, и взаимопомощь на дороге, и командный дух при подготовке и на соревнованиях», — подчеркнула Татьяна Владимировна.

Вячеслав Сорокин проводит тренировку по ответу на экзаменационные билеты ПДД на время.
Вячеслав Сорокин проводит тренировку по ответу на экзаменационные билеты ПДД на время.
ИА Красная Весна

Воспитанников СЮАШ учат побеждать, но что с ними происходит потом? После 18 лет они покидают автошколу. Как полученные навыки, любовь к автоспорту и автомобилям позволяет реализоваться в жизни? «Никак, воспитанники никому не нужны», — почти хором ответили родители и инструкторы СЮАШ.

Отец многократного победителя чемпионатов России Вадима Сорокина, Вячеслав Сорокин, сам воспитывался у Татьяны Митюриной и с сожалением отметил: «А дальше ничего... В России нет автоспорта. Я заканчивал СЮАШ в 90-е, когда разваливался СССР, было откровенно не до соревнований. Я хотел, но было негде, кроме самостоятельных коммерческих выпадов на кольцевых автогонках в 90-е. А я, конечно, хотел чего-то добиться, чтобы в Саратове что-то было. Ну вот мой сын как бы и добился. Но дальше, даже если хочешь, идти некуда», — резюмировал он.

Автодром СЮАШ
Автодром СЮАШ
ИА Красная Весна

Новым директором СЮАШ «Орленок» два года назад назначили Дмитрия Владимировича Жулидова. Он к тому времени имел опыт работы с детскими учреждениями, возглавлял детский оздоровительный лагерь «Орленок» в Марксовском районе. С его слов, коллектив автошколы присматривался к нему. «Ситуация тогда была критической, их можно понять. Если бы общественники не включились, вряд ли бы автошколу сохранили», — отметил директор.

Дмитрий Жулидов на встрече с воспитанниками СЮАШ, после победы в Тольятти.
Дмитрий Жулидов на встрече с воспитанниками СЮАШ, после победы в Тольятти.
Татьяна Затикян

«У меня трое детей и я прекрасно понимаю, что такое платные секции. Это значит, если родители не могут оплачивать, то ребенок лишится мечты. Не поедет на соревнования и так далее. В приоритет мы поставили, чтобы дети занимались бесплатно, насколько это возможно. На все подряд соревнования мы их возить не можем, выбрали ключевые и самые интересные. Вложились в автопарк, купили новые диски для более четкого управления, увеличили количество часов, которые дети могут проводить за рулем. Приобрели форму для тех, кто попал в команду. Всё это важные нюансы, которые в итоге складываются в очевидный всем результат», — рассказал Дмитрий Жулидов.

«Есть, конечно, трудности, после долгой запущенности еще много проблем. Но и результаты впечатляют, есть на что опереться и к чему стремиться дальше. Неплохо было бы получить и более подходящие для автоспорта автомобили. Большим успехом для нас и для области было бы проведение общероссийских соревнований. У автошколы сегодня, безусловно, есть будущее» , — подчеркнул директор УЦТО.

Дмитрий Жулидов отметил, что воспитанникам действительно после окончания негде продолжить реализовывать свой интерес и свою страсть. Единицы возвращаются в стены СЮАШ, обучать следующие поколения детей, передавать свой опыт. Всех, желающих в ней остаться, автошкола принять не может.

Воспитанники СЮАШ тоже задаются вопросом: что же дальше? И пока ответа найти не могут. Осколки некогда лучшей в мире советской системы образования сопротивляются окончательной ликвидации. Сегодня их осталось не так много, они отчаянно отбиваются, и в редких случаях становятся востребованными. Хотелось бы еще раз процитировать слава Татьяны Митюриной: «Чем трудней, тем интересней воевать!» С таким запалом в историю не уходят — историю творят. Пусть сегодня нет ответа на справедливый вопрос детей, куда и как развиваться дальше. Он обязательно будет найден завтра. Сейчас можно уверенно сказать — сопротивление разрушительным процессам не бесполезно, а будущее для детей придется строить самим.