Тегеран стал свидетелем редкого зрелища: консервативная толпа одетых в чадру женщин и бородатых мужчин присоединилась к обычной авангардистской публике, чтобы насладиться спектаклем

Военно-политическое формирование Ирана КСИР решило донести идеи через театр

Бахрам Гур, убивший волка. Миниатюра. «Шахнаме Демотта» 1328–1336 годы.
Бахрам Гур, убивший волка. Миниатюра. «Шахнаме Демотта» 1328–1336 годы.

После массовых протестов, вспыхнувших в Иране в сентябре 2022 года и продолжавшихся до конца года, власть проанализировала те ошибки, которые привели к столь масштабному народному недовольству. Основная вина публично была возложена на иностранные спецслужбы, но о внутренних проблемах и противоречиях власть начала размышлять.

В декабре верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи встретился с Верховным советом культурной революции, где обсуждалась необходимость найти и устранить недостатки в сфере культуры.

18 января Хаменеи на встрече с представителями Организации исламской пропаганды выразил свое неодобрение работой организации. Лидера Ирана возмутили нейтральные материалы, которые выпускает организация, а также практика передачи культурно-пропагандистской деятельности на аутсорсинг. Хаменеи потребовал, чтобы сотрудники организации сами развивали свой потенциал во всех сферах, необходимых для пропагандистской работы.

ИА Красная Весна публикует статью британской газеты Financial Times о первом театральном опыте в пропагандистском духе от главного военно-политического формирования Ирана — Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — «Национализм занял центральное место в театральном дебюте иранского Корпуса стражей исламской революции». Правда, стоит учитывать, что и сама статья написана в пропагандистском антииранском духе.


Недавно летним вечером Тегеран стал свидетелем редкого зрелища: консервативная толпа женщин, одетых в чадру, и бородатых мужчин присоединилась к обычной авангардистской публике, чтобы насладиться представлением в главном арт-центре города.

Спектакль был первой театральной постановкой, финансируемой КСИР — «Семь задач для Эсфандияра», в котором одноименный герой представлен как образец для подражания для современных иранцев: патриот, который борется со злым врагом и побеждает его.

Силы, созданные после революции 1979 года в Иране для защиты Исламской Республики от внутренних и внешних угроз, давно стремятся влиять на умы с помощью не только оружия, но и искусства. Культурное подразделение КСИР Owj Arts and Media Organization (Owj) выпустило тысячи документальных и художественных фильмов, телешоу и песен, пропагандирующих исламскую идеологию. Культурная деятельность организации рассматривается как продолжение его стремления контролировать политический дискурс Ирана.

Но у этого шоу была другая направленность — национализм, а также религия.

Некоторые зрители в зале Вахдат в Тегеране поняли это. «Это было великолепное шоу, чтобы напомнить нам, что такие смелые люди, как генерал [Касем] Сулеймани, защищали эту страну», — сказала 17-летняя Фатеме, имея в виду командира гвардии, убитого США в Ираке в 2020 году.

«Гвардия как самый могущественный институт и самый верный верховному лидеру будет играть самую большую роль в будущем Ирана и процессе выбора следующего лидера, — сказал аналитик из Тегерана. — Они готовятся и держат под контролем все сферы».

Мохаммад Али Абтахи, бывший вице-президент-реформатор, сказал, что гвардейцы «хотели использовать искусство для достижения своих целей».

«Семь задач для Эсфандияра» — это адаптация классической истории из «Шахнаме», или «Эпоса о царях», шедевра персидского поэта X века Фирдоуси. Эсфандияр — принц, благословленный иранским пророком Зороастром и ставший практически непобедимым. После того как его сестры были взяты в заложницы, чтобы спасти их, он должен был решить семь задач, в числе которых убийство свирепых зверей, колдуньи и выживание во время шторма.

Мехрдад Моазземи, глава отдела СМИ и международных отношений Owj, сказал, что выбор истории не говорит о том, что гвардейцы перестали фокусироваться на исламе.

«Наша точка зрения не сместилась с [исламской] идеологии на национализм, ведь Иран тоже был нашим приоритетом, — сказал он. — Но мы поняли, что в нашей работе есть пробел, и нам необходимо уделять больше внимания национализму наряду с идеологией». Он добавил, что «Семь задач для Эсфандияра» стали «мощным стартом».

Некоторые эксперты приветствуют вновь возникший интерес КСИР к иранским шедеврам, таким как «Шахнаме», изображающим тысячи лет правления царей, которые Исламская Республика раньше традиционно не одобряла.

Мохаммад Гочани, журналист-реформатор, недавно заявил местным СМИ, что Owj трансформируется из «исламского Голливуда» в «иранский Голливуд». Приветствуя сдвиг, он сказал: «В этом шоу нет и следа исламской идеологии. Скорее он чисто националистический, поэтому он ценен».

Спектакль должен был быть показан раньше, но сроки были сдвинуты из-за масштабных беспорядков, которые начались в Иране в сентябре 2022 года.

«Беспорядки заставили нас еще более серьезно относиться к национализму, — сказал Моазземи. — Теперь мы более решительны, поскольку считаем, что иранская идентичность и семья являются основными целями [врага]».

Хоссейн Парсаи, директор спектакля, сказал, что история высветила «конфликт между добром и злом, правильным и неправильным, ситуация похожа на современную».

Конечно, не все зрители были в восторге от постановки, укрепляющей ценности режима.

23-летняя Роша, которая смотрела шоу без хиджаба, сказала, что шоу не отражает современный Иран. «Это было ярко, гламурно и занимательно, но слабо по смыслу, — сказала она. — Женщины не играют сильной роли в этой истории. Вместо этого оно продвигает патриархат».