Военно-политическое формирование Ирана КСИР решило донести идеи через театр
После массовых протестов, вспыхнувших в Иране в сентябре 2022 года и продолжавшихся до конца года, власть проанализировала те ошибки, которые привели к столь масштабному народному недовольству. Основная вина публично была возложена на иностранные спецслужбы, но о внутренних проблемах и противоречиях власть начала размышлять.
В декабре верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи встретился с Верховным советом культурной революции, где обсуждалась необходимость найти и устранить недостатки в сфере культуры.
18 января Хаменеи на встрече с представителями Организации исламской пропаганды выразил свое неодобрение работой организации. Лидера Ирана возмутили нейтральные материалы, которые выпускает организация, а также практика передачи культурно-пропагандистской деятельности на аутсорсинг. Хаменеи потребовал, чтобы сотрудники организации сами развивали свой потенциал во всех сферах, необходимых для пропагандистской работы.
ИА Красная Весна публикует статью британской газеты Financial Times о первом театральном опыте в пропагандистском духе от главного военно-политического формирования Ирана — Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — «Национализм занял центральное место в театральном дебюте иранского Корпуса стражей исламской революции». Правда, стоит учитывать, что и сама статья написана в пропагандистском антииранском духе.
Недавно летним вечером Тегеран стал свидетелем редкого зрелища: консервативная толпа женщин, одетых в чадру, и бородатых мужчин присоединилась к обычной авангардистской публике, чтобы насладиться представлением в главном арт-центре города.
Спектакль был первой театральной постановкой, финансируемой КСИР — «Семь задач для Эсфандияра», в котором одноименный герой представлен как образец для подражания для современных иранцев: патриот, который борется со злым врагом и побеждает его.
Силы, созданные после революции 1979 года в Иране для защиты Исламской Республики от внутренних и внешних угроз, давно стремятся влиять на умы с помощью не только оружия, но и искусства. Культурное подразделение КСИР Owj Arts and Media Organization (Owj) выпустило тысячи документальных и художественных фильмов, телешоу и песен, пропагандирующих исламскую идеологию. Культурная деятельность организации рассматривается как продолжение его стремления контролировать политический дискурс Ирана.
Но у этого шоу была другая направленность — национализм, а также религия.
Некоторые зрители в зале Вахдат в Тегеране поняли это. «Это было великолепное шоу, чтобы напомнить нам, что такие смелые люди, как генерал [Касем] Сулеймани, защищали эту страну», — сказала 17-летняя Фатеме, имея в виду командира гвардии, убитого США в Ираке в 2020 году.
«Гвардия как самый могущественный институт и самый верный верховному лидеру будет играть самую большую роль в будущем Ирана и процессе выбора следующего лидера, — сказал аналитик из Тегерана. — Они готовятся и держат под контролем все сферы».
Мохаммад Али Абтахи, бывший вице-президент-реформатор, сказал, что гвардейцы «хотели использовать искусство для достижения своих целей».
«Семь задач для Эсфандияра» — это адаптация классической истории из «Шахнаме», или «Эпоса о царях», шедевра персидского поэта X века Фирдоуси. Эсфандияр — принц, благословленный иранским пророком Зороастром и ставший практически непобедимым. После того как его сестры были взяты в заложницы, чтобы спасти их, он должен был решить семь задач, в числе которых убийство свирепых зверей, колдуньи и выживание во время шторма.
Мехрдад Моазземи, глава отдела СМИ и международных отношений Owj, сказал, что выбор истории не говорит о том, что гвардейцы перестали фокусироваться на исламе.
«Наша точка зрения не сместилась с [исламской] идеологии на национализм, ведь Иран тоже был нашим приоритетом, — сказал он. — Но мы поняли, что в нашей работе есть пробел, и нам необходимо уделять больше внимания национализму наряду с идеологией». Он добавил, что «Семь задач для Эсфандияра» стали «мощным стартом».
Некоторые эксперты приветствуют вновь возникший интерес КСИР к иранским шедеврам, таким как «Шахнаме», изображающим тысячи лет правления царей, которые Исламская Республика раньше традиционно не одобряла.
Мохаммад Гочани, журналист-реформатор, недавно заявил местным СМИ, что Owj трансформируется из «исламского Голливуда» в «иранский Голливуд». Приветствуя сдвиг, он сказал: «В этом шоу нет и следа исламской идеологии. Скорее он чисто националистический, поэтому он ценен».
Спектакль должен был быть показан раньше, но сроки были сдвинуты из-за масштабных беспорядков, которые начались в Иране в сентябре 2022 года.
«Беспорядки заставили нас еще более серьезно относиться к национализму, — сказал Моазземи. — Теперь мы более решительны, поскольку считаем, что иранская идентичность и семья являются основными целями [врага]».
Хоссейн Парсаи, директор спектакля, сказал, что история высветила «конфликт между добром и злом, правильным и неправильным, ситуация похожа на современную».
Конечно, не все зрители были в восторге от постановки, укрепляющей ценности режима.
23-летняя Роша, которая смотрела шоу без хиджаба, сказала, что шоу не отражает современный Иран. «Это было ярко, гламурно и занимательно, но слабо по смыслу, — сказала она. — Женщины не играют сильной роли в этой истории. Вместо этого оно продвигает патриархат».