Власти не задумываясь продвигают киберспорт ради инвестиций и статуса «киберспортивной державы»

Об опасностях мировых трендов. Нужен ли России киберспорт?

Диего Ривера. Человек, управляющий вселенной (фрагмент). 1934
Диего Ривера. Человек, управляющий вселенной (фрагмент). 1934

Сегодня российские власти активно продвигают киберспорт среди школьников и студентов, организовывая киберспортивные турниры, открывая киберарены для тренировки будущих киберспортсменов и так далее. На вопрос, зачем обществу вообще нужен киберспорт, власти говорят, мол, это — всемирный тренд, и Россия ну никак не может в него не вписаться.

Но так ли уж нам необходим этот тренд и почему мы в него должны вписываться? Давайте разбираться.

Что происходит с киберспортом в России?

Киберспорт — это соревнования по компьютерным играм. Лидерами в этом виде спорта традиционно считаются Южная Корея и Китай, не отстают также и США, есть сильные команды с Украины.

От России в киберспортивных соревнованиях, в том числе международного класса, тоже участвуют команды. Но до недавнего времени в России формирование команд и их участие в турнирах было делом исключительно частного характера — молодые люди (средний возраст киберспортсмена — 18–20 лет) сами создавали команды, сами искали опытных тренеров, сами ездили на соревнования.

Однако не так давно российские власти решили, что пускать развитие киберспорта на самотек — неправильно, и начали активно «легализовывать» его. 7 июня 2016 года Министерство спорта РФ опубликовало приказ о включении «компьютерного спорта» во Всероссийский реестр видов спорта.

И понеслось — весной 2017 года в Москве открыли «одну из крупнейших в Европе» киберспортивных площадок Yota Arena, чемпионат России по компьютерному спорту и кубок России по киберспорту с 2018 года включили в Единый календарный план спортивных мероприятий Минспорта РФ, а 1 сентября 2020 года на Всероссийском открытом уроке президент Владимир Путин заявил: «Всячески постараюсь сделать так, чтобы и в школах, в средних школах киберспорт был представлен наилучшим образом».

Есть у нас и официальная Федерация компьютерного спорта России (ФКС РФ). Основана она была еще в 2000 году, однако развернуться на полную смогла лишь после 2016 года. К примеру, именно ФКС РФ организует чемпионат и кубок России по киберспорту, а также Всероссийские киберспортивные студенческие и школьные лиги.

В связи с таким бурным развитием «компьютерного спорта» в России нельзя не задать простой вопрос — а нужен ли он нам вообще? Насколько это необходимо нашей стране?

К сожалению, официальные лица и представители ФКС РФ отвечают на этот вопрос достаточно примитивно: «Киберспортсмены зарабатывают миллионы, а киберспортивные матчи привлекают огромные инвестиции — как же мы можем отказаться от этого?»

Давайте всё-таки попробуем отойти от такой формулировки и разобраться по существу, нужен ли России киберспорт.

Киберспорт как профессиональный спорт

Для начала нужно понять — можно ли киберспорт считать профессиональным спортом? Этот вопрос далеко не тривиальный. Ведь если смотреть объективно, шахматы — это тоже совсем не футбол, там не нужно ни бегать, ни мяч пинать, но игра всемирно признана в виде спортивной дисциплины. Чем киберспортивные игры принципиально отличаются от шахмат? Да, в общем-то, ничем.

Да, там другие правила игры, но киберспортсмен также должен всё время находиться на одном месте, практически не двигаясь, строить стратегии победы, предсказывать ходы противника. Только в киберспорте обычно темп гораздо выше, чем в шахматах, хотя и тут профессиональные шахматисты могут поспорить. Аналогично дело обстоит и с другими популярными интеллектуальными спортивными играми — го, бридж или шашки. Напомню, все они (включая шахматы) являются частью Всемирных интеллектуальных игр.

Если же рассматривать киберспорт с точки зрения массовости, популярности или рентабельности, то тут киберспортивные дисциплины очень быстро приближаются к таким «мастодонтам», как футбол или хоккей. Пока что киберспортсмены зарабатывают меньше футболистов — $5–10 тыс. в месяц против сотен тысяч евро, но это лишь пока.

К примеру, призовой фонд турнира в 2019 году по игре Dota 2 составил около $34 млн, а победители турнира получили более $15,5 млн на команду из пяти человек. Для сравнения: в 2020 году за титул чемпиона мира по шахматам давали порядка €2 млн, то есть в три раза меньше, чем в дисциплине Dota 2 (если считать на одного человека).

Поэтому с профессиональной точки зрения, как можно увидеть, нет особой разницы между киберспортом и «большим» спортом. Но вот где есть разница, так это в массовом спорте.

Киберспорт как массовый спорт

Любой спорт можно рассматривать либо как профессиональный, либо как массовый. Причем массовый спорт является неотъемлемой частью профессионального — без этого просто не появлялись бы новые талантливые футболисты, баскетболисты и так далее.

Массовый спорт важен не только как возможность поиска новых талантов — он важен и сам по себе. Во-первых, массовый спорт позволяет оздоровить общество — возрастает популярность активного образа жизни, больше людей проводят время на свежем воздухе за спортивными упражнениями и так далее.

Во-вторых, массовый спорт позволяет людям создавать свои коллективы, в которых проявляется дружба, товарищеская поддержка, взаимовыручка. Не секрет, что многие находят надежных друзей именно в различных спортивных кружках и секциях.

Что в этом смысле может предложить киберспорт? С точки зрения оздоровления людей — ничего. Но можно сказать, что и шахматы ничего особо не предлагают. Точнее, ничего не предлагают с точки зрения физиологического здоровья, зато развивают интеллект, логику, тактическое и стратегическое мышление. Но так и киберспорт это вполне себе развивает.

А вот что точно не может предложить массовый киберспорт — это создание дружных и крепких коллективов. Подчеркну, речь идет именно о массовом киберспорте, а не о профессиональном, где без сплоченных команд выигрывать турниры нельзя.

Дело в том, что киберспорт — это чисто виртуальный спорт, которым можно заниматься только через интернет. А классические виды спорта — это реальный спорт, даже в шахматах ты должен сидеть лицом к лицу с оппонентом.

Здоровый коллектив при занятии массовым спортом может формироваться только в том случае, когда люди постоянно видят друг друга вживую и занимаются спортом в реальности. Это развивает ответственность за свои слова и действия, уважение к сопернику, доброжелательность к товарищам по команде.

Виртуальность же действует ровно наоборот. Обычный человек, занимающийся киберспортивной дисциплиной, практически анонимен в интернете — никто его не знает, и он никого не знает. Он не видит своих противников, не видит своих товарищей по команде, в лучшем случае он иногда может слышать их в голосовом чате, но и это далеко не всегда бывает.

В результате здоровые коллективы в массовом киберспорте не только не формируются, а наоборот — сообщества тех, кто занимается массовым киберспортом, известны своей «токсичностью». И эту проблему на данный момент нельзя решить никак, так как виртуальность — это неотъемлемая черта любой киберспортивной дисциплины.

Так что же нужно России?

России нужно понять, чего она хочет — иметь первые места на мировой профессиональной киберспортивной сцене и привлекать за счет этого инвестиции, и тогда, действительно, нужно продвигать киберспорт среди школьников и студентов, создавать киберспортивные кружки, соответствующие лагеря для детей, где они будут играть в киберспортивные дисциплины и так далее.

Или же Россия хочет иметь физически и морально здоровое общество, которое позволит совершить стране настоящий рывок в развитии, о котором неоднократно упоминал президент. Такой рывок может обеспечить только общество, в котором люди умеют уважать друг друга и относиться друг к другу по-человечески, где ответственность за свои слова — это норма, а не излишество, и где нравственность и мораль ценится выше, чем уровень заработка.

Но тогда нужно не Южной Кореей становиться и не киберспортивные кружки для детей создавать, а развивать в первую очередь традиционный массовый спорт, возрождая спортивные секции при школах и университетах.

Лишь ответив на вопрос, что нужно России по-настоящему — рывок вперед и развитие или привлечение иностранных инвестиций и сомнительный престиж «киберспортивной державы», — можно ответить на вопрос, нужен ли России киберспорт.