1. Культурная война
Попов Юрий / ИА Красная Весна /
Почему на выставке сказочной живописи не представлены прекрасные сказочные иллюстрации советских художников, но зато выставлены неуместные и уродливые картины современных?

Зачем на выставке «Русская сказка» сомнительные произведения современных художников?

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
«Русская сказка» в Третьяковке
«Русская сказка» в Третьяковке

Третьяковская галерея активно проявила себя, собирая картины для выставки. И собранные из самых разных мест произведения Валентина Серова, Ильи Репина, Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи и других художников открывают и искушенным зрителям, и тем, кто только начинает знакомство с шедеврами живописи, различные грани творчества великих русских художников.

Помимо интереснейших и полноценных проектов, посвященных русским и советским художникам, галерея проводит и весьма сомнительные выставки. Например, «Дар Марата» с ограничением по возрасту 18+. Конечно, хорошо, что хотя бы стоит ограничение. Но цель выставления зрителю сомнительных «шедевров» современного искусства на выставке, ориентированной на семейную аудиторию, непонятна. На эти произведения не мешало бы также поставить возрастные ограничения, чтобы как минимум не деформировать вкус детей.

Именно с такой эклектикой столкнулись посетители выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». По заявлению организаторов, целью выставки было привлечение «внимания детей и подростков к русским сказкам и былинам, которые, будучи частью культурного кода, влияют на формирование личности».

На вопросы о выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» корреспонденту ИА Красная Весна ответила преподаватель истории искусства и живописи из подмосковной Балашихи Валерия Игоревна Белоцерковская. Валерия преподает детям историю искусства более двадцати лет. Близость к Москве позволяет ей организовывать для своих учеников экскурсии в различные музеи столицы.

Изображение: Наталья Стрельцова © ИА Красная весна
Подводное царство. «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Подводное царство. «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

ИА Красная Весна: Валерия Игоревна, расскажите о своих впечатлениях от выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

Белоцерковская В.И.: Выставка получилась довольно своеобразной. Для кого-то она будет интересна и даже полезна: для тех, кто мало знаком со сказочной темой в живописи. Но для тех, кто хотел увидеть на выставке больше интересной живописи или графики, она покажется довольно скудной, поскольку заявленных произведений рубежа XIX — XX веков на выставке совсем немного.

Есть несколько картин Васнецова, в основном из Третьяковки, Русского музея и Нижнего Новгорода. Есть несколько иллюстраций Билибина, работы Елены Поленовой, немного Врубеля, театральные эскизы Гончаровой. Есть еще несколько работ других художников: Крамского, Нестерова.

Всё остальное — это даже не живопись, а какие-то такие специфические инсталляции, видимо, призванные привлечь детское внимание. Поскольку выставка изначально ориентирована на семейный показ, есть всякие анимационные стенды, ожившие картины, фрагменты детских старых сказок, мультфильмов. Дети с удовольствием смотрят «Царевну-лягушку», которую никогда в жизни не видели.

Но есть и весьма странные экземпляры, не очень понятно, зачем на выставке появившиеся, например, перформанс Ольги Кройтор или картина «Восставший шахтер».

ИА Красная Весна: Было ли что-то интересное лично для Вас?

Белоцерковская В.И.: В основном всё было знакомое. Всё, что было выставлено, раньше встречалось. Интересно было смотреть театральные эскизы, работы художников для фильмов, например, акварельные рисунки для старой сказки «Марья-искусница», очень интересно сделанные. Вот это запомнилось. А больше, пожалуй, ничего.

Изображение: © ИА Красная весна
Фрагмент эскиза к фильму «Марья-искусница». «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Фрагмент эскиза к фильму «Марья-искусница». «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

ИА Красная Весна: Какие, на Ваш взгляд, цели преследовали устроители выставки?

Белоцерковская В.И.: Скорее всего, целью было привлечь семьи в музей, заинтересовать детей, показать те стороны искусства, которые могут быть интересны детям. И скорее всего, дети — целевая аудитория этой выставки.

ИА Красная Весна: Как эти цели достигаются с помощью картин «Восставший шахтер», «Голубь мира» или фотографии на тему «Лолиты»?

Изображение: © ИА Красная весна
Фрагмент картины «Восставший шахтер». «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Фрагмент картины «Восставший шахтер». «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

Белоцерковская В.И.: Эти произведения, на мой взгляд, по недоразумению появились на выставке. По-моему, на них никто внимания не обращал. Их было меньше, чем чисто сказочных вещей. Народ шел мимо и особо на них не смотрел.

Изображение: Наталья Стрельцова © ИА Красная весна
Перформанс Ольги Кройтер. «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Перформанс Ольги Кройтер. «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».

ИА Красная Весна: Как Вы думаете, почему устроители выставки выставили эти произведения?

Белоцерковская В.И.: Возможно, кто-то очень сильно постарался для того, чтобы эти произведения были выставлены. Я, допустим, считаю, что и малосимпатичную царевну Ильи Глазунова тоже не стоило на этой выставке выставлять. Меня удивило, например, что совсем мало было сказочных иллюстраций ХХ века к старым детским книгам русских советских художников Юрия Васнецова, Владимира Конашевича, Бориса Диодорова и многих других. Хороших иллюстраций было создано очень много, и это могло бы украсить выставку гораздо больше, чем «Восставший шахтер».

Тем не менее на выставке всё-таки есть за что зацепиться детскому глазу, есть на что посмотреть. Тем, кто редко ходит по музеям, редко посещает выставки, родителям с детьми я бы, может, и посоветовала сходить. Знакомство с расхожими сюжетами, которые дети сейчас мало знают и плохо себе представляют, на этой выставке вполне может состояться.

ИА Красная Весна: Спасибо.