О перспективах космической отрасли можно говорить лишь при передаче области освоения космоса непосредственно в руки государства и постановке амбициозных задач

Дистанционное зондирование Земли: обеспечит ли рынок развитие отрасли?

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Полет
Полет
Полет

Сейчас в России и мире активно обсуждается тема коммерциализации космоса. Многие эксперты считают, что за этим направлением будущее. Так, например, перспективы коммерциализации космоса подробно освещались на «Королевских чтениях», прошедших в МГТУ имени Баумана в январе этого года.

Обеспечит ли переход к рынку и рыночная конкуренция рывковое развитие отрасли? Можно ли вообще говорить о рыночной конкуренции в такой области как космос? Эти и другие вопросы мы задали специалисту в области одного из направлений космонавтики — дистанционного зондирования Земли.

Здравствуйте. Скажите, в какой области вы работаете?

Добрый день. Я работаю в коммерческой компании, специалист в области дистанционного зондирования Земли — ДЗЗ.

Поясните нашим читателям, что это такое.

Дистанционное зондирование Земли — это наблюдение за поверхностью Земли из космоса. Оно позволяет получить данные о земной поверхности, атмосфере, океане с помощью различных приборов: фотоаппаратов, радаров, лидаров, микроволновых сенсоров и так далее. В коммерческой сфере используются только снимки с фотоаппаратов и специальных радаров. Эти снимки представляют собой, упрощенно говоря, изображения поверхности Земли.

Как вы оцениваете роль государства в развитии космонавтики сейчас?

После окончания холодной войны и распада Советского Союза в 1991 году сошла на нет и космическая гонка между ведущими державами, исчезли сверхамбициозные государственные проекты: не летают шаттлы и бураны, нет госпрограмм освоения Марса, и возвращение на Луну — лишь далекая перспектива.

Но зато активизировались частные компании. У всех на слуху имена Илона Маска, Джеффа Безоса, Ричарда Брэнсона. Предприниматели обещают в ближайшие годы резкое снижение стоимости запуска, доступный космический туризм, создание лунных баз и даже колонизацию Марса! Как вы относитесь к этим заявлениям?

Я бы хотел добавить к этому, что кроме самих предпринимателей существует целый хор экспертов и даже чиновников, которые громко утверждают, что будущее космонавтики зависит именно от ее перехода к рынку. Что касается обещаний бизнесменов, то я не специалист в области пилотируемой космонавтики или межпланетных исследований, и не могу экспертно оценить их выполнимость. Могу лишь сказать, что заявленные задачи требуют огромных финансовых затрат и недюжинных организаторских способностей и трудовых ресурсов для их реализации. Фактически, требуется что-то похожее на трудовую мобилизацию.

А как обстоит дело с коммерциализацией той области, в которой вы работаете? Есть успешные компании на этом рынке?

Да, есть очень крупные фирмы. Такой гигант отрасли, как американская Digital Globe, в 2016 году продемонстрировала выручку $725,4 млн с чистой прибылью $26,5 млн. В распоряжении компании имеется группировка из пяти крупных спутников, которые выдают снимки высочайшего качества.Недавно созданная Planet Labs пока не раскрывает финансовые показатели, но обладает группировкой из почти 130 мелких и около 10 крупных спутников, которые выдают снимки среднего качества и даже видео. Европейская компания Airbus Defence and Space в 2016 году получила 31% выручки (около $ 576 млн) от «космического сегмента», у нее есть четыре спутника, выдающие снимки высокого качества.

То есть, «рынок» работает?

А можно ли назвать это рынком? Я могу привести, например, данные Euroconsult, ведущей мировой консалтинговой компании в области изучения рынка космических услуг. Так вот, по данным Euroconsult, огромную долю выручки обеспечивают оборонные ведомства разных стран. В 2016 году из общей выручки $1,8 млрд доля военных закупок спутниковых снимков составила $1,1 млрд, из которых на США приходится чуть меньше $0,4 млрд.

Изображение: Euroconsult
Соотношение военных и остальных конечных покупателей спутниковых снимков
Соотношение военных и остальных конечных покупателей спутниковых снимков
снимковспутниковыхпокупателейконечныхостальныхивоенныхСоотношение

Более того, насколько мне известно, основные «гражданские» области использования данных ДЗЗ в РФ — это картография и мониторинг лесных пожаров. В США — контроль строительства и экологии. В странах Азии — наблюдение за урожаем в сельском хозяйстве. Ну и во всем мире — мониторинг последствий ЧС.

По всем этим направлениям основной, и зачастую единственный покупатель — государственные министерства и ведомства. Многие поклонники рыночной экономики твердят, что государство — такой же покупатель, как и все остальные, и данную ситуацию можно называть рынком. Однако у меня это вызывает лишь усмешку, потому что механизм принятия решения о крупном вложении государственных денег очень далек от рыночных механизмов даже без учета коррупции.

И какой из этого можно сделать вывод применительно к коммерческой космонавтике в области дистанционного зондирования Земли?

Спутники, дающие высококачественные снимки, сложны в проектировании. Их производство и эксплуатация стоят очень дорого, а в агрессивной среде открытого космоса всегда есть вероятность внезапной поломки. Соответственно, для получения прибыли компания-производитель снимков должна продавать их по очень высокой цене. Эту цену сможет платить ничтожно малое число частных клиентов. Мой вывод такой — при отсутствии на так называемом «рынке» государства, коммерческой области дистанционного зондирования Земли придет конец. Как бы красиво не звучала из уст чиновников ставшая модной фраза «государственно-частное партнерство», фактически суть такого «рынка» — перекладывание денег из государственного кармана в частный.

Но не должны ли издержки уменьшаться по мере развития технологии? Если самые лучшие снимки стоят дорого, то что со снимками среднего качества?

Технологии делают снимки дешевле, это так. И как только в каком-то сегменте качества получить изображение становится действительно просто, то там тут же появляется по-настоящему государственный научный проект. В рамках этого проекта на бюджетные деньги создается спутник, фотографии с которого раздаются бесплатно всем желающим. Это начисто уничтожает рынок.

Приведу пример. Создание спутника, способного изготавливать снимки с разрешением 10–15 м, сейчас стоит не просто дешево, а очень дешево, этим занимаются даже студенты. Кроме того, есть большое количество спутников, запущенных в рамках научных программ по исследованию Земли. Они производят такие снимки бесплатно. Соответственно, ни один коммерсант в эту нишу не зайдет, так как сумасшедших клиентов, которые заплатят за то, что можно получить бесплатно, нет. Таким образом, известная рыночная мантра «при развитии технологий частник рано или поздно обеспечит выполнение задачи» в данном случае совершенно не работает.

А каковы перспективы развития невоенного ДЗЗ?

В рамках текущей модели экономики и общества никаких перспектив я, к сожалению, не вижу. Возможно, при каком-то другом устройстве общества передача задачи освоения космоса непосредственно в руки государства и постановка амбициозных задач может обеспечить какие-то перспективы.

То есть, получается, что из-за высоких издержек ДЗЗ вообще экономически невыгодно для страны.

Нет, это не так. В ДЗЗ сейчас активно усиливается так называемый «Data mining», или тематическая обработка. Это наука об извлечении полезной информации из огромного массива бесплатных снимков, о которых я уже говорил выше. В этой сфере бурно развивается применение нейронных сетей, построение 3D-моделей, составление огромных баз данных. Затраты при этом несравнимы с затратами на создание спутника, так как данная деятельность, по сути, лежит в сфере IT. При этом конечный клиент заинтересован как раз не в покупке снимка, а в получении такой информации. Но это уже не космонавтика, и называть успехи в этой деятельности «успехом коммерческой космонавтики» было бы некорректно.

Спасибо большое.