Протестующие за Фургала хабаровчане десантировались во Владивосток,  а конфликт ВМТП с FESCO удалось притушить, надолго ли?

Фургал приехал во Владивосток, скандал вокруг ВМТП угас — неделя в Приморье

Каменев Лев. Лунная ночь на реке. 1870-е
Каменев Лев. Лунная ночь на реке. 1870-е

Обзор местных СМИ за 9–15 ноября

Хабаровский десант за Фургала во Владивосток

В середине минувшей недели во Владивосток приехала группа протестующих в поддержку задержанного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Среди знаковых личностей хабаровских протестов был замечен Ростислав Смоленский, также известный как водитель «фургаломобиля». Также Владивосток посетил и сын задержанного экс-губернатора Антон Фургал.

В среду, 11 ноября, протестующие в районе Первой речки собирали подписи в поддержку задержанного. В тот же день был задержан и водитель «фургаломобиля» за кулон с запрещенной символикой в салоне автомобиля. Самого Смоленского обвинили в нарушении первой части ст. 20.3 КоАП РФ. Ему суд назначил административный арест на 10 суток.

В субботу, 14 ноября, на центральной площади Владивостока состоялась уже «традиционная» протестная акция, состав участников которой также уже стал достаточно «традиционным». На акции собирались подписи в поддержку Фургала, чего-то особенного на митинге не происходило. Местные СМИ отметили, что акция была одной из самых многочисленных за последнее время, однако, можно предположить, что численность увеличилась именно за счет приезда хабаровских гостей.

ВМТП: конец истории или временное затишье?

В начале минувшей недели губернатор Приморья Олег Кожемяко провел встречу с первым заместителем гендиректора «Росатома» Кириллом Комаровым. На переговорах обсуждался вопрос назначения управляющей компании Владивостокского морского торгового порта (ВМТП). Сам глава региона заявил, что наиболее важно в сложившейся ситуации не допустить сокращения работников порта, оставить им достойный уровень заработной платы, а также все социальные гарантии, введенные предыдущим руководством ВМТП. В свою очередь Комаров заявил, что «Росатом» формирует с FESCO стратегические партнерские отношения. При этом в качестве управляющей компании для ВМПТ «Росатом» выделит одно из своих подразделений.

Уже на следующий день, 10 ноября, было подписано четырехстороннее соглашение между ВМТП, правительством Приморского края, профсоюзом портовиков и FESCO. По соглашению, за работниками сохраняются все социальные гарантии и рабочие места. Также ВМТП обязуется вносить свой вклад в развитие регионального спорта, в том числе и хоккейного клуба «Адмирал». Само соглашение подписано на срок действия в три года. Также FESCO и ВМТП отзывают взаимные судебные иски.

После этого, 11 ноября, новый руководитель ВМТП Роман Кухарук официально приступил к управлению предприятием. Он пообещал, что будет соблюдать все интересы трудового коллектива морского порта.

Тем не менее компания FESCO 12 ноября опровергла сведения, что госкорпорация «Росатом» получит свою акционерную долю в компании. По словам вице-президента группы FESCO Екатерины Гришковец, сотрудничество компании с госкорпорацией затронет лишь совместное управление Владивостокским морским торговым портом. Сам «Росатом» эту ситуацию комментировать не стал.

Стоит отметить, что 13 ноября Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по уголовному делу Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Их обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем), ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата). Напомним, что Зиявудин Магомедов владеет 32,5% акций FESCO.

Таким образом, длившийся почти два месяца конфликт между FESCO и ВМТП к настоящему времени оказался потушен. Является ли это временной передышкой или же ситуация с портом стабилизировалась — покажет время.

Подведены «первые» итоги мусорной реформы в Приморье

10 ноября состоялась видеоконференция, на которой краевые власти, парламентарии и экологический регоператор обсудили «первые итоги» мусорной реформы. Напомним, Приморье перешло на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами с начала этого года. Предварительно краю был дан год на подготовку к этому переходу.

На видеоконференции были объявлены проблемы: «Недобросовестная работа отдельных мусоровывозящих компаний, отсутствие инфраструктуры для сбора ТКО в частном секторе, низкая собираемость платежей за оказанные услуги, необходимость строительства дополнительных мобильных сортировочных комплексов и другие».

Гендиректор регоператора отчитался о ресурсах своей компании, а также о количестве привлекаемых к вывозу мусора организаций и численности мусоровозов, выходящих на линию.

Более предметно обсуждалась проблема организации вывоза ТКО с территорий частного сектора — до конца года должны быть созданы 2 тысячи контейнерных площадок, на которых также до конца года установят 8 тысяч контейнеров.

И еще одна проблема — вывоз мусора со стихийных свалок. Вопросы по теме стихийных свалок задали несколько депутатов, в том числе спикер краевого заксобрания Александр Ролик.

Отметим, что администрация Владивостока по несколько раз в неделю отчитывается о вывозе мусора с несанкционированных свалок силами муниципального предприятия «Содержание городских территорий». Причем СГТ периодически вывозит неформатный мусор даже с контейнерных площадок — видимо, подрядчики регоператора временами не справляются с обязанностями. То есть работу регоператора доделывает СГТ на средства городского бюджета.

Кроме того, возникновение в городе свалок в режиме нон-стоп как раз и показывает несостоятельность мусорной реформы — при правильной организации вывоза мусора стихийные свалки как значимое явление должны кануть в лету.

К стихийным свалкам присоединилась проблема вывоза отработанных автомобильных покрышек. Покрышки не только разбросаны «ровным слоем» по всему краю, но и месяцами не вывозятся с некоторых контейнерных площадок в жилых массивах. При этом в начале года администрация Владивостока писала о том, что в городе организована переработка использованных шин. Более того, управляющие компании обязали собрать все шины, использованные на клумбах, со своих территорий и сдать под страхом штрафных санкций. Позже несколько раз объявляли прием шин от населения на пункте сбора вместе с другим вторсырьем. Теперь опять не могут справиться с этой напастью.

Экологические проблемы не отпускают Находку

В субботу, 14 ноября, губернатор Приморья Одег Кожемяко выехал в Находку, где посетил бухту, в которой тремя неделями раньше, 22 октября, произошел разлив нефтепродуктов. Второй раз за эти три недели разлив нефтепродуктов в этой же акватории был зафиксирован 6 ноября.

Кожемяко провел совещание с представителями профильных ведомств и дал поручение выяснить источник загрязнения, а также принять меры по недопущению подобных происшествий в будущем.

И. о. главы краевого Роспотребнадзора заявил, что вероятные виновники слива нефтепродуктов в море уже выявлены, по результатам продолжающегося расследования будут приняты меры реагирования.

Ранее, 8 ноября, власти Находки заподозрили в причинении экологического ущерба акватории три компании, однако доказательств их вины на тот момент еще не было. Глава Находки Тимур Магинский тогда заявил, что «нефтяное пятно появляется на этом участке акватории не одно десятилетие». Притом, что сам он стал мэром города в текущем году, а до этого трудился на Камчатке и Сахалине.

Самое крупное предприятие на берегу бухты — «Приморский завод», ранее судоремонтный, а теперь еще и занимающийся перевалкой угля. На фоне разбирательства с огромным пятном мазута в непосредственной близости от завода местные СМИ обвинили компанию в неисполнении президентского указа о переходе на закрытую перевалку угля — на снимках с воздуха не видно не только закрытых транспортеров, но и средств подавления угольной пыли.

Зато строящийся неподалеку Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ) завершает реконструкцию очистных сооружений в поселке Врангель. Руководство завода заявило о том, что на эти цели уже потрачено более 100 млн рублей. Правда, такое меценатство вызывает смутные сомнения — если частный бизнес вкладывает большие деньги в непрофильную инфраструктуру, то он должен на чем-то другом эти деньги не только отбить, но и заработать в разы больше.

В связи с этим вспоминается озабоченность местных жителей, которые протестовали против строительства НЗМУ, опасаясь резкого ухудшения экологической обстановки в районе функционирования завода. И активная пиар-кампания НЗМУ, направленная на борьбу с этими опасениями, все же оставила некоторый осадок — очень уж массированно она была проведена.

Во Владивостоке медики получили первое «арендное жилье»

13 семей медработников Владивостока получили в аренду квартиры в новом доме по улице Красного Знамени, 160а. Квартиры переданы по краевой программе «Арендное жилье», которая призвана обеспечить нуждающихся работников бюджетной сферы и привлекаемых в регион молодых специалистов наемным жильем по цене, как было заявлено, «как минимум в два раза ниже среднерыночной». Вышеупомянутым 13 медработникам стоимость аренды и вовсе будет компенсировать работодатель. Через полгода арендаторы имеют право выкупа занимаемого жилья по себестоимости, в том числе с привлечением льготного кредитования.

Школу на Патрокле будет строить рязанская компания

Администрация Владивостока нашла подрядчика, согласившегося за 1,9 миллиарда рублей построить 3-этажную школу на 1 275 учеников в новом микрорайоне Патрокл. Единственным желающим оказалось ООО ГК «Альянс» из Рязанской области, ведущее свою деятельность с 2012 года. В портфолио компании значится 69 госконтрактов на 4,42 миллиарда рублей — большая часть на ремонт рязанских дорог и мостов.

Мост в Большом Камне сдадут досрочно

Планировавшийся к сдаче в 2021 году 72-метровый мост через реку Сахарная в городе Большой Камень строители обещают открыть к проезду уже до конца ноября. До конца года в городе также планируется запустить новую газовую котельную, призванную обогреть возводимый микрорайон для работников судостроительного комплекса «Звезда» и часть существующего жилого фонда.