Сейчас всё труднее становится подобрать подходящие льдины для размещения на них дрейфующих полярных станций

Самоходная платформа на смену многолетней льдине

Изображение: meteorf.ru
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

30 марта Правительство РФ приняло постановление №355 о финансировании работ по созданию на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) к 2020 году ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». На создание принципиально-нового научно-исследовательского судна выделяется 6 млрд. 966 млн 600 тыс. рублей.

Потребность в новом судне обозначилась около 10 лет назад и связана с таянием арктических льдов. Можно долго спорить о реальности или фальшивости «глобального потепления», однако в «нулевых» годах оказалось, что всё труднее становится подобрать подходящие льдины для размещения на них дрейфующих полярных станций. Между тем, дрейфующие станции служат платформой для широкого спектра гидрометеорологических, гляциологических, геофизических и биологических исследований, имеющих не только научное, но прежде всего народно-хозяйственное и оборонное значение, и их невозможно полностью заменить спутниковыми измерениями, авиаразведкой и сетью автоматических буёв.

В 1979-1991 гг. в Советском Союзе эксплуатировался первый в мире научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт», построенный в 1977 г. на этом же предприятии. Однако он, как и другие ледоколы, использовавшиеся в научно-исследовательских целях, работал на кромке льдов, где создание дрейфующих станций невозможно в принципе.

Идея исследований в дрейфующих льдах с борта специального судна была выдвинута норвежским исследователем Ф. Нансеном и под его руководством реализована в конструкции легендарного судна «Фрам», на котором в 1893-1912 гг. были выполнены экспедиции к Северному и Южному полюсам. Позднее, в 1937-1940 гг., уникальный 812-дневный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» показал, что технически эта задача вполне решима, но использование обычных судов не имеет преимуществ перед дрейфующими станциями.

Профильными организациями и отдельными изобретателями (например, известным в 1930-е годы конструктором авиационной и воздушно-десантной техники П.И. Гроховским, профессором Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского Г.И. Покровским) в разных странах мира неоднократно предлагались специальные конструкции для работы в дрейфующих льдах, однако все они не были реализованы, поскольку их создание требовало значительных затрат при отсутствии острой необходимости.

Сейчас дрейфующие многолетние льдины пытаются заменить обычными ледоколами, но эти суда недостаточно оснащены (например, для спуска оборудования под воду) и очень дороги в эксплуатации — например, указывается, что стоимость аренды ледокола «Капитан Драницын» достигает 2 млн руб./сут. Вместе с тем, по данным издания «Коммерсант», за последние 20 лет за рубежом реализованы 5 научно-исследовательских проектов с использованием судов, вмораживаемых в лёд.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа позволяет проводить весь комплекс исследований, выполняющихся на дрейфующих станциях, в утеплённых помещениях, постоянно снабжаемых нужным объёмом энергии и что особенно важно — независимо от состояния льда.

Отечественная школа ледоколостроения и опыт «Адмиралтейских верфей» позволяют создать такое техническое средство для российских полярников. На верфи, заложенной ещё Петром I-м в 1704 году, уже в XX веке построены, помимо многого другого: два грузопассажирских парохода ледового плавания, четыре танкера ледового класса, первый в мире атомный ледокол «Ленин» и крупнейшая в нашей стране серия из 16 ледоколов пр.97 (включая вышеупомянутый «Отто Шмидт»).