«Оружие массовой поляризации, развязанной фашистами в Индии» — в чем суть нового закона о гражданстве
Почти незаметно для всего остального мира в Индии происходят события, которые способны взорвать эту вторую по численности населения страну мира. Речь идет об изменениях в законе о гражданстве. Во время протестов против них уже погибло несколько десятков человек.
Поправки к закону о гражданстве (Citizenship (Amendment) Act, или САА) были приняты индийским парламентом 11 декабря 2019 года. 10 января 2020 года закон вступил в силу.
Разберемся, в чем суть нововведений, которые так возмутили множество граждан Индии и фактически раскололи страну.
Поправки вносят в закон о гражданстве Индии 1955 года два ключевых нововведения. Согласно первому, индуисты, сикхи, буддисты, джайны, парсы (зороастрийцы) и христиане из Афганистана, Бангладеш и Пакистана, «которые были вынуждены искать убежища в Индии из-за религиозных преследований или страха перед религиозными преследованиями», не будут считаться нелегальными мигрантами при условии, что они въехали в Индию 31 декабря 2014 года или ранее. Эти правила относятся в том числе к лицам без документов или с документами, срок действия которых истек.
Второе нововведение позволяет указанным лицам получить индийское гражданство в более короткий срок. Сейчас иностранец может получить индийское гражданство, если из последних 15 лет — 12 лет он прожил на территории страны. Представители названных религиозных меньшинств смогут получить гражданство, прожив на территории страны не 12, а 6 лет.
Противники закона обращают внимание на то, что он ущемляет права мусульман и игнорирует другие этнорелигиозные группы, бежавшие в Индию от преследования в соседних странах: тамилов из Шри-Ланки, буддистов из Тибета и народ рохинджа из Мьянмы.
Даже будучи взяты сами по себе, поправки вызывают много вопросов. Однако еще больше вопросов вызывает сочетание нового закона о гражданстве со стремлением правительства в 2021 году создать так называемый Национальный реестр граждан (NRC).
На первый взгляд ничего крамольного в создании NRC нет. Это даже необходимая мера для современной страны. Но давайте разберемся, о чем речь. Закон, позволяющий правительству создать реестр граждан Индии, был принят еще в 2003 году. NRC уже существует в рамках штата Ассам, отличающегося особо напряженной ситуацией с нелегальной миграцией.
Окончательный NRC для Ассама был опубликован 31 августа 2019 года. О включении в реестр обратился 33 027 661 человек, из которых 31 121 004 человека были признаны имеющими право на включение их имен в окончательный NRC. То есть 1 906 657 человек не были включены в список. Им было предложено обратиться с апелляцией по этому поводу в Трибунал по делам иностранцев.
Дело дошло до анекдота, когда в NRC не попал депутат законодательного собрания Ассама. Комментируя эту ситуацию, народный избранник заявил, что тысячи настоящих индийцев не нашли себя в списках NRC, тогда как тысячи нелегальных мигрантов в него попали.
Такой практический результат обеспокоил многих. И в принципе понятна причина его появления. Ведь, согласно закону, решение о том, попадет ли человек в реестр граждан или нет, принимают местные должностные лица.
Оппозиционные партии стали осознавать, к чему может привести комбинация поправок к закону о гражданстве (CAA) и создание Национального реестра граждан (NRC), которую проводит в жизнь правящая «Бхаратия джаната парти» (БДП, в пер. с хинди — Индийская народная партия), партия правого толка, исповедующая индийский национализм.
Оппозиционеры в Индии не без оснований считают, что NRC может оставить без гражданства множество мусульман и беднейших людей. В то же время новый закон о гражданстве сможет защитить от этой участи индуистов, сикхов, буддистов, джайнов, парсов и христиан.
У наиболее бедных людей проблемы с доказательством своего гражданства возникнут неизбежно. Именно у них чаще всего возникают проблемы с документами. Так, по данным Национального обследования здоровья семьи, в 2015–2016 годах лишь 62,3% детей в возрасте до пяти лет были зарегистрированы и имели свидетельство о рождении. В прошлые годы этот показатель был намного хуже. В 2005–2006 годах лишь 26,9% детей до пяти лет имели документ о рождении.
Согласно данным Разведывательного бюро Индии, представленных парламенту, воспользоваться поправками в закон о гражданстве смогут 31 313 человек. Из них: индусов — 25 447, сикхов — 5807, христиан — 55, буддистов — 2 и парсов — 2.
Для Индии 31 тысяча человек — это капля в море. Однако, по-видимому, это лукавая цифра. Ведь если новый закон о гражданстве обещает предоставить гражданство даже людям без документов, то точных цифр об их количестве не может быть ни у кого. Это подтверждает информация о том, что лишь в одном штате Ассам воспользоваться законом о гражданстве имеют возможность более 190 тысяч мигрантов.
Итак, в одном штате с населением свыше 30 млн человек почти 2 млн человек оказались вне реестра граждан и почти 200 тыс. мигрантов претендуют на гражданство. Прекрасно осознавая, что эти цифры предварительные, что список NRC будет пересмотрен, что в Ассаме особая ситуация с мигрантами, мы всё же обратим внимание, что население Индии в 40 раз больше, чем население штата. То есть вопрос NRC и CAA — это вопрос, касающийся миллионов людей.
Вот что о комбинации NRC и CAA написал в Twitter один из лидеров «Индийского национального конгресса» Рахул Ганди 16 декабря 2019 года (вместо аббревиатуры CAA — Citizenship (Amendment) Act Ганди использует CAB — Citizenship (Amendment) Bill — прим. ИА Красная Весна):
«CAB & NRC — оружие массовой поляризации, развязанной фашистами в Индии. Лучшая защита от этого грязного оружия — мирная, ненасильственная Сатьяграха (разработанная Махатмой Ганди тактика ненасильственной борьбы в форме несотрудничества и гражданского неповиновения — прим. ИА Красная Весна). Я солидарен со всеми, кто мирно протестует против CAB & NRC».
Рахул Ганди называет фашистами силы, которые проводят в жизнь новый закон о гражданстве. Какие он имеет к этому основания и что конкретно имеет в виду, разберемся в следующей статье.