Анализ товарооборота России и Китая показывает, что наша страна всерьез рискует превратиться в сырьевой придаток своего большого восточного соседа и остаться без высоких технологий и промышленного оборудования

Экономическое сотрудничество Китая с Россией: не дружбы ради, а корысти для?

Ян Брейгель Старший. Торговля
Ян Брейгель Старший. Торговля

Товарооборот России и Китая терпит серьезные структурные изменения, а новые таможенные правила со стороны КНР сильно усложнили доставку китайских товаров в Россию. С одной стороны, Китай заверяет Россию в стратегическом сотрудничестве, с другой — работает исключительно для своей выгоды. Чего ждать России дальше от Поднебесной — налаживания равноценного партнерства или игры в одни ворота?

Проблемы логистики

С 1 октября в Китае вступили в силу новые налогово-таможенные правила, которые фактически закрывают «упрощенный экспорт» через экспедиторов/посредников и «покупку чужих экспортных документов». Теперь посредники, занимающиеся международными перевозками из Китая, обязаны раскрывать реального грузоотправителя (фабрику или завод) и показывать настоящую сумму контракта.

Если таможня обнаружит недостоверные сведения, агент уплачивает налог, равный экспортной пошлине. Таким образом, китайские власти побуждают своих производителей заключать прямые контракты с конечным покупателем и самим становиться участниками внешнеэкономической деятельности.

Такая политика не может не отразиться на цене китайского экспорта. Особенно если учесть, что огромная часть китайских товаров в Россию ввозится методом «серого карго» — когда в одной фуре или в одном контейнере перевозятся вместе и товары с полностью оформленным пакетом документов, и незадекларированные товары.

При этом все риски при задержании такого сборного груза делятся поровну на всех грузополучателей, а посредник фактически ничем не рискует. Но из-за сравнительно низкой стоимости доставки таким методом пользуется большинство мелких покупателей.

Ключевым маршрутом для карго-перевозок долгое время был Казахстан. Здесь действовали минимальные требования к оформлению документов и низкая цена на транзит — 2–3 доллара за 1 кг. Это позволяло «серым» перевозчикам беспрепятственно ввозить китайский экспорт в Россию.

Однако эта схема привлекла внимание казахстанских властей, и с 10 октября «серый» импорт через Казахстан был фактически полностью остановлен. Причинами этого называют как борьбу с ввозом санкционных товаров, так и государственную кампанию по увеличению сборов таможенных пошлин.

Эти нововведения со стороны и Китая, и Казахстана несомненно приведут к увеличению стоимости китайских товаров для конечного потребителя. Кроме того, можно спрогнозировать снижение общего объема китайского экспорта в Россию.

Китайский экспорт

Традиционно Пекин поставляет в Россию промышленное оборудование, автомобили, электронику, а также товары повседневного спроса, одежду и обувь. Если в последних трех составляющих серьезного падения не наблюдается (скорее здесь может быть рост цен из-за проблем с логистикой), то первые три пункта демонстрируют довольно сильное снижение. В целом объемы поставок китайской продукции в Россию снизились на 7,7%.

Китай закручивает гайки в поставках в Россию высокоточных станочных комплексов (с точностью 3–4 микрона). Об этом недавно заявил Ильдар Нуриев — владелец компании «Татпромстан», занимающейся локализацией станочных комплексов на базе китайских технологий.

На сегодняшний день для покупки таких станков необходимо получить специальную экспортную лицензию, что стало практически невозможно. Нуриев расценивает такие жесткие меры со стороны Китая как нежелание развивать партнерство с российскими компаниями.

Важно отметить, что 98% станков, поставляемые на российские промышленные предприятия, — импортные. И 71% из них — это поставки из Китая.

Конечно, возникшие сложности с закупкой китайского оборудования могут и должны побудить отечественное станкостроение воспрянуть и возродиться. И небольшой рост в этом сегменте есть — собственное производство станков в России за пять лет выросло с 5300 до 11 360 штук в год.

Однако радоваться пока рано — Россия производит всего 2% станочного парка от потребностей своей промышленности. К тому же назвать их полностью отечественными сложно, поскольку в российских станках по-прежнему велика доля импортных комплектующих.

Также сильно просел ввоз китайских автомобилей, здесь китайский экспорт упал на 55% относительно прошлого года. Но если учесть, что за январь-июль 2023–2024 годов в Россию было ввезено продукции китайского автопрома на более чем 25 млрд долларов (2 трлн руб.) (примерно в пять раз больше, чем суммарно ввезли за тот же период в 2021–2022 годах), то можно сказать, что падение экспорта автомобилей в этом году обусловлено текущим перенасыщением российского автомобильного рынка китайскими машинами.

Зато Китай готов поставлять в Россию промышленных роботов, выполняющих за человека несложные механические задачи (сварочные, красильные роботы). Так, за девять месяцев этого года китайских роботов было поставлено на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Еще одним большим сегментом в структуре китайского экспорта в Россию является электроника, и здесь наблюдается довольно тревожная тенденция. Так, в сентябре суммарные объемы поставок китайских смартфонов в Россию сократились почти вдвое в сравнении с тем же периодом прошлого года.

Также обстоят дела и с ввозом ноутбуков и планшетов — Россия находится на 20-м месте в мире по объему поставок китайских гаджетов. При этом в лидерах по закупкам китайской электроники уверенно держатся США, несмотря на затяжную торговую войну двух держав, начатую Дональдом Трампом. Так, по результатам первых трех кварталов 2025 года Пекин экспортировал в США около 3 млн ноутбуков и планшетов.

Говоря о структуре китайского экспорта, важно отметить заметный рост поставок в Россию продуктов питания, парфюмерии и бытовой химии.

К сожалению, при анализе тенденций в китайском экспорте выводы напрашиваются следующие: Китай не готов делиться с Россией своей высокотехнологичной продукцией, предпочитая для ее сбыта другие рынки, и рад завалить наших граждан своими товарами народного потребления.

Импорт из России

Основную статью российских товаров, ввозимых в Китай, представляет сырье — нефть, газ, уголь, древесина, металлы. Сравнительно с прошлым годом в этом году импорт из России в КНР упал на 11% в денежном выражении. Однако некоторые эксперты говорят, что объемы поставляемого в Китай сырья не изменились, а падение объема выручки от продажи российских товаров произошло из-за снижения мировых цен на сырьевые товары, доля которых в российских поставках в Китай по-прежнему высока.

Тем не менее буквально на днях в мировых СМИ появилась информация о том, что Индия и Китай приостанавливают закупки российской нефти из-за американских санкций против «Роснефти» и «Лукойла». Агентство Reuters сообщило, что в планах индийских и китайских компаний — существенное сокращение импорта российской нефти.

Однако российские эксперты уверены, что серьезного снижения объема российского нефти, покупаемой Индией и Китаем, не произойдет. Так, ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович считает, что давление Трампа на эти страны по поводу российской нефти приведет лишь к изменению контрактов на закупку российской нефти с долгосрочных на краткосрочные.

Кроме того, существует возможность торговать с привлечением трейдеров, зарегистрированных в странах Юга и Востока. Нефть перегружается в танкеры, идущие под флагами третьих стран, и таким образом формально меняется собственник груза. Тем не менее политические выпады Трампа серьезно лихорадят мировые цены на нефть.

«В сценарий масштабного обвала поставок российской нефти в Китай и Индию я не верю. Цены на нефть выросли после того, как „Роснефть“ и „Лукойл“ внесли в SDN-лист (американский санкционный список — прим. ИА Красная Весна). Рынок опасается, что все-таки могут быть перебои, пока идет настройка контрактов, переход с долгосрочных на краткосрочные, спотовые. Пока все это происходит, рынок нервничает, и это добавляет рост цен на нефть», — пояснил Митрахович.

Напомним, президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял о необходимости надавить на торговых партнеров России, чтобы те отказались покупать российскую нефть. Так, Трамп заявлял, что Индия якобы готова отказаться от закупок российской нефти, и призвал поступить так же Китай.

На это официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь ответил, что Пекин примет решительные ответные меры, если его законные права и интересы пострадают. Однако пока не совсем ясны итоги переговоров о торговом сотрудничестве Си Цзиньпина и Дональда Трампа, прошедших в Южной Корее.

Что касается поставок российского газа в Китай, то здесь ожидается увеличение объемов. Так, в рамках договоров «Газпромом» и CNPC, подписанных в сентябре этого года, планируется увеличить поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с 38 млрд куб. м до 44 млрд куб. м газа в год. Кроме того, подписан меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2», и обе стороны заинтересованы в ускорении строительства этого крупнейшего газопровода между Россией и Китаем.

Также нужно отметить значительное увеличение экспорта цветных металлов из России в Китай. К примеру, доля российского алюминия в китайском импорте резко подскочила с 22% в 2024 году до 40% в 2025 году.

Иными словами, Китай относится к России как к своей сырьевой базе и с радостью готов и дальше сотрудничать с Россией по поставкам сырья и энергетических ресурсов, так необходимых КНР для развития собственной промышленности.

Товарооборот России и Китая: тенденции и перспективы

В целом товарооборот России и Китая за девять месяцев этого года упал на 9,4%. Такие данные приводит таможенное управление КНР.

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчикова объясняет снижение российского-китайского товарооборота макроэкономическими проблемами. «Возможно, что сокращение импорта из Китая связано с сокращением в России спроса в целом на импортные товары из-за высокой инфляции, а сокращение импорта Китаем российского сырья может быть связано главным образом с замедлением китайской экономики и сложностями с проведением взаимных расчетов и платежей из-за санкций. Мы ожидаем, что по итогам 2025 года товарооборот РФ и Китая может снизиться до 225 миллиардов», — пояснила она.

Пессимистично настроен и заместитель главы Минпромторга Алексей Груздев. Он призвал не ждать «столь яркой динамики» двусторонней торговли, как в предыдущие несколько лет по нескольким причинам: из-за усиления санкционного давления США, рисков вторичных ограничений для финансовых организаций Китая, проблем с обслуживанием платежей российских контрагентов и удорожания логистики.

Основатель и СЕО логистической компании «Фрэйт Логистик Групп» Михаил Дьяконов, напротив, считает, что пространство для развития товарооборота между Китаем и Россией остается, а целый ряд факторов может придать торговым отношениям двух стран новый импульс. Между Россией и Китаем сохраняется объективный интерес к углублению взаимодействия: для Москвы важно укреплять восточный вектор, а Пекин рассматривает Россию как рынок сбыта и партнера по инфраструктурным и энергетическим проектам.

Давать точные прогнозы сегодня сложно, но предпосылки для восстановления положительной динамики видны. Россия заинтересована в инвестициях и получении технологий, Китай — в долгосрочном присутствии на российском рынке и создании устойчивых логистических коридоров, а также в доступе к российским природным ресурсам, уверен эксперт.

Но на наш взгляд, в товарообороте между Россией и Китаем наблюдаются не совсем радужные тенденции: увеличение объемов поставок российского сырья при одновременном снижении закупок высокотехнологичной продукции из Китая, а также рост китайских товаров народного потребления на российском рынке при росте цен на них за счет удорожания логистики.

Если эти тенденции сохранятся, Россия всерьез рискует превратиться в сырьевой придаток своего большого восточного соседа и остаться без высоких технологий и промышленного оборудования, столь необходимого нашей стране в ее нынешнем военном противостоянии с коллективным Западом.