«Если бы на местах власти расследовали реальные причины смерти, которые никогда не попадут в официальную статистику, стало бы понятно, что коронавирус в Испании — это подобие чумы»

Испанские эксперты утверждают, что цифры умерших от коронавируса занижены

Николай Ярошенко. Спящая девушка. 1881
Николай Ярошенко. Спящая девушка. 1881
Николай Ярошенко. Спящая девушка. 1881

В Испании представители многих служб: похоронной, медицинской, эпидемиологической, юридической — отмечают долговременные последствия от коронавируса. Правительство захлебывается под давлением пандемии и несмотря на то, что министр здравоохранения Сальвадор Илла повторяет, что методы подсчета умерших от коронавируса, используемые в Испании, самые точные в ЕС и подсчет соответствует принятым международным стандартам, представители упомянутых выше служб говорят о том, что происходит «полная импровизация», в стране не хватает тестов на коронавирус и есть проблемы с методологией подсчета умерших от вируса. В итоге официальные цифры расходятся с реальностью.

Работники служб, связанных с отчетностью по умершим (медики, службы, которые регистрируют смерть, похоронное бюро и т. д.) отмечают, что число умерших на 40-50% превышает официальные цифры. Их слова подтверждает заместитель главы мадридской автономии Игнасио Агуадо. 8 апреля он заявил, что кроме 781 умершего преклонного возраста с положительным тестом на коронавирус есть еще 3 741 смертельных случаев среди пожилых людей, со сходной с коронавирусом симптоматикой, точная причина смерти которых не известна, так как не был сделан тест на коронавирус.

28 марта министерство здравоохранения издало указ, запретив вскрытие тел умерших (если только речь не идет о явных признаках насильственной смерти). А также была разрешена кремация в течение 24 часов — что раньше было запрещено. Изменилась также процедура регистрации смерти. Врач указывает теперь «основную причину смерти, а также сопутствующие осложнения» и указывает «непосредственную причину смерти». Если в «основной причине смерти» указан коронавирус, то умерший попадает в список умерших от коронавируса. Врач указывает коронавирус как «основную причину» только в случаях, когда был сделан тест на коронавирус и он оказался положительным.

Министерство здравоохранения инструктирует указывать в «основной причине смерти» в случаях, когда симптомы походят на коронавирус, но тест сделан не был, «подозрение на коронавирус». Это может привести к тому, что за коронавирус могут принять сходные респираторные заболевания. Но самое главное, те, в чей истории «основная причина смерти» обозначена как «подозрение на коронавирус» не попадают в число людей, официально умерших от коронавируса. Что сильно снижает статистику людей в действительности умерших от вируса, указывает судебный врач Хосе Кабрера.

В домах для престарелых и в личных жилых домах никто не делал тесты на коронавирус. К пожилому человеку, заболевшему у себя дома, просто приходил сельский врач, давал ему лекарство и в случае смерти этот человек не попадал в список умерших от коронавируса. Самое большее врач мог в «основную причину смерти» написать диагноз — «подозрение на коронавирус».

Другой судебный медик уточняет, что в документах о смерти пожилого человека, причина могла быть указана следующим образом: как смерть от дыхательной недостаточности или смерть от пневмонии, отягченная коронавирусом. И эта группа людей уже не попала ни в список умерших от коронавируса, ни в список тех, у кого было «подозрение на коронавирус».

Судебный врач Кабрера считает, что «если бы на местах власти расследовали реальные причины смерти, которые никогда не попадут в официальную статистику, стало бы понятно, что коронавирус в Испании — это подобие чумы».

Похоронные службы с начала пандемии работают без выходных, у сотрудников 12-часовой рабочий день. И несмотря на это возник коллапс: если в марте 2019 года за две последние недели месяца в день умирало примерно 80 человек, то в 2020 году в это же время умирало примерно 350 человек, среди причин смерти «коронавирус», «подозрение на коронавирус» и другие причины.

Хуан Антонио Алгуасиль, член Испанской ассоциации работников похоронных услуг, публично поднял вопрос на прошлой неделе: «Мы видели, что ситуация ненормальная с начала ввода чрезвычайной ситуации». 22 марта на разговоре представителей сектора было отмечено, что число умерших по меньшей мере на 40% больше, чем сообщает министерство здравоохранения. «Мы с первого дня работы в домах для престарелых и личных жилых домах видели свидетельства о смерти, в которых говорилось о патологиях или о „подозрениях на коронавирус“. Но мы прекрасно знаем, что это были случаи коронавируса, просто не были сделаны тесты на коронавирус. И реальные цифры умерших не соответствуют тому, что передает министерство здравоохранения».

Сложности с похоронами (кремации пришлось задерживать примерно на четыре дня) возникли в связи с тем, что имеющаяся инфраструктура не в состоянии справиться с наплывом. В Мадриде 21 крематорий, процесс кремации длится около 4 часов, тела пришлось отправлять в другие провинции. Но во всей Испании 442 крематория и ни Мадрид, ни в целом, Испания, не могут справиться с такой лавиной смертей, объясняют в министерстве здравоохранения.

В Конгрессе депутатов Испании вопрос о точном числе умерших подняла «Народная партия». Ее беспокойство вызвал тот факт, что за две последние недели марта число умерших людей старше 74 лет выросло на 40 или даже 50% от ожидаемого. Особенно это заметно в провинциях Кастилия-ла-Манча и Кастилия и Леон. Число умерших превышает цифры умерших от коронавируса и «Народная партия» подозревает, что дело в домах престарелых и личных жилых домах, в которых смерть от коронавируса не регистрировали. «Народная партия» настаивает на том, что вопрос с действительным числом умерших от коронавируса надо прояснить как можно быстрее.