Мы должны сделать так, чтобы Бессмертный полк стал системой единых действий, а не был акцией одного дня. И эти действия пора начинать безотлагательно.

Член ОП РФ о сносе памятника Коневу: Чехия нарушила договор. Интервью

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

3 апреля по решению муниципальных властей Праги был демонтирован памятник маршалу Ивану Коневу, который командовал войсками 1-го Украинского фронта. Советские войска спешили на выручку восставшим гражданам Праги, которые на городских баррикадах сражались с гитлеровскими войсками.

6 апреля на сайте Общественной палаты Рязанской области появилось обращение под названием «Вернем памятник Маршалу И. С. Коневу на Родину! Предателям памяти предков-героев нет прощения!». Авторы требуют не допустить унижения маршала Победы Ивана Конева, и перевезти памятник ему в Москву.

Один из авторов этого обращения, которая является членом Общественной палаты Российской Федерации, Ольга Воронова, согласилась рассказать корреспонденту ИА Красная Весна о том, что побудило выступить с обращением, а также о том, какой должен быть ответ российских властей, и что могут сделать граждане России в противодействии надругательству над исторической памятью.

ИА Красная Весна: Как появилась инициатива обращения перевезти демонтированный памятник маршалу Коневу из Праги в Москву?

Ольга Воронова: Я один из авторов текста и этого обращения, поэтому, как вы понимаете, я изучила вопрос основательно. Хорошо знаю позицию семьи маршала, семей потомков других маршалов, фонда памяти полководцев Победы, с которым мы сотрудничаем. Один из маршалов Сергей Семёнович Бирюзов — наш земляк, и мы хорошо общаемся с его дочерью Ольгой Сергеевной Бирюзовой, а также его семьей. И не только с ним. У нас был и внук маршала Баграмяна, здесь в Рязани на совместном мероприятии, и другие потомки. Поэтому эта позиция, написанная в письме, согласовывалась с семьей маршала. И с мнением других потомков. Это вполне естественно и закономерно.

Конечно, мы все были возмущены этим актом вандализма и варварства, потому что это оскорбление нашего национального достоинства, нашей исторической памяти. Если позволить этой кучке негодяев сделать всё, как они замыслили, то есть поместить памятник в музей истории тоталитаризма, то можно себе представить, c каким комментарием он предстанет в глазах подрастающего поколения, которому будут рассказывать искаженную правду о войне, о роли маршала Конева. Кстати говоря, его упрекают в кровавых событиях 68-го года, к которым он отношения никакого не имел, потому что он в это время был уже на пенсии. Ему был 71 год. Тем не менее они наглой ложью переформатировали сознание своих сограждан. Таким образом, они получили от такого количества оболваненных людей санкцию на варварское решение этого вопроса.

Поэтому мы внимательно изучили мнения граждан Праги, и мы знаем, что общественное сознание в Чехии расколото. Наряду с теми, кто поддержал этот преступный акт, есть и честные люди, которые дорожат нашей общей исторической памятью и отношениями с Россией. Они выступили против акта вандализма. Мы также знаем, что один из районов Праги предложил перенести памятник на свою территорию в район Прага-1. Мы также знаем, что президент Чехии Милош Земан осудил эту акцию, но он ее не предотвратил. Поэтому у нас нет доверия к позиции руководства Чехии. Это свидетельство политической слабости всей политической системы современной Чехии, когда один руководитель небольшого муниципалитета может брать на себя ответственность за решения крупных политических проблем, влияющих на международные отношения Чехии и России. Поэтому веры в то, что вопрос может быть решен позитивно, у нас нет.

Поэтому, уважая мнение той части чешского общества, которое рассматривает это событие, как акт национального позора, мы считаем, что, чтобы не допустить дальнейшего надругательства над честью и достоинством дважды героя Советского Союза и Героя Чехословакии Ивана Степановича Конева, уберечь его от посягательств на его светлую память, необходимо перенести памятник на достойное место. Мы считаем, что это могла бы быть Поклонная гора или парк «Патриот», или какое-то место, которое освящено народной памятью, где к нему будет открыт доступ для того, чтобы он продолжал, как и все наши великие полководцы, свою нравственную и патриотическую работу даже после своей смерти, воспитывая своим примером, своим образом новые и новые поколения.

Наша позиция доведена до сведения региональных палат. Наше письмо размещено на официальном сайте общественной палаты Российской Федерации. Мы благодарны федеральной палате, что она поддержала нашу позицию. Уверены, что и другие палаты также выскажутся в пользу нашего решения. Мы будем и дальше работать в этом направлении.

Мы знаем, что на территории 16 российских населенных пунктов, в том числе и крупных городов, таких как Екатеринбург, Челябинск, Владивосток, Пенза, а также в целом ряде районных городов находятся памятники чешским легионерам — белочехам. Их роль в истории России, в истории Гражданской войны чрезвычайно негативна. Историки знают, что во многом благодаря их деструктивному участию в судьбах нашей страны, началась Гражданская война. И они были, по существу, интервентами, агрессорами по отношению к нашей стране. Тем не менее во всех этих шестнадцати населенных пунктах памятные места сохраняются. И, честно говоря, мы, конечно, против в данном случае какого-то симметричного ответа или акта возмездия, но мы крайне возмущены тем, что рядом с памятником Ивана Конева была помещена табличка, на которой было написано, что он чуть ли не палач чешского народа, кровавый маршал, участник событий 68-го года. Хотя хорошо известно, что в тех событиях, кроме советской армии участвовали воинские подразделения ГДР и Польши, которые гораздо более жестко вели себе по отношению к чешскому населению, будучи членами Варшавского договора. Однако почему счет предъявляют именно нам?

Стоит отметить, что большинство историков склоняются к тому, что если бы был дан ход развитию «Пражской весны», то мировая система социализма была бы разрушена значительно раньше, не накопив тот потенциал, которым наша страна, как и другие страны-правопреемницы, пользуются до сих пор, но так далеко наши оппоненты не мыслят.

Также хочу обратить внимание, что еще в 93-м году был заключен международный договор между российской и чешской сторонами о взаимной ответственности за сохранение памятников, находящихся на наших территориях. По существу, этот договор был в одностороннем порядке этим поступком расторгнут чешской стороной.

Мы знаем, что когда на нашей территории решались вопросы установки памятников, например, в Самарской области, то наши граждане были против, понимая, что эти памятные знаки посвящены агрессорам, убийцам и интервентам, которые нанесли серьезный урон нашей стране. Однако наши региональные и муниципальные власти свою часть этого договора выполняют.

7 апреля появилась информация, что президент Владимир Путин подписал указ об уголовной ответственности за разрушение воинских захоронений. Это очень важный шаг, который должен стать первым этапом в дальнейшем развитии вот этой правовой ответственности не только для граждан нашей страны, но и на международном уровне. К тому же воинские захоронения относятся, по существу, к всемирному наследию. И на мой взгляд, как члена комиссии общественной палаты Российской Федерации, надо относиться ко всем памятникам, как к всемирному наследию. И это мог бы быть дополнительно правовой механизм, который позволил бы сохранять памятные знаки независимо от территории, на которой они находятся.

Мы также знаем об инициативе Сергея Кужугетовича Шойгу о том, что разрушение памятников за рубежом России также должно влечь за собой юридическую ответственность, и мы полностью разделяем эту позицию.

Война с памятниками — это часть той большой деструктивной работы, которая ведется сейчас во многих странах Европы против нашей страны. Искажается историческая правда, фальсифицируется история Великой Отечественной войны. И поэтому очень важно, что в нашей Конституции, в ее обновленном варианте, будет отныне положение о недопустимости искажения исторической правды и умаления подвига нашего народа-освободителя.

ИА Красная Весна: Какой должен быть ответ Российских властей на данный жест чешских властей?

Ольга Воронова: Мы знаем, что посольство России в Чехии выступило с нотой протеста. Конечно, на уровне руководства МИД мы тоже хотели бы видеть соответствующую реакцию. Причем именно с напоминанием, что Россия свои обязательства сохраняет, что в шестнадцати населенных пунктах, включая крупные города России и областные центры, находятся в сохранном состоянии памятники чешским легионерам. Об этом надо обязательно сказать.

Нужно довести до чешской стороны, что маршал Конев в событиях 68-го года не участвовал. Потому что там идет явная манипуляция со ссылкой на некоего чешского историка, который якобы обладая архивными данными, этот факт подтверждал. Когда же к нему обратились, он отрекся и сказал, что он этого не говорил. Следовательно, одна ложь громоздится на другой.

Мы знаем опыт нашего президента в работе на этом военно-историческом фронте, когда он высказывался на саммите руководителей стран СНГ о той информационной войне, которая ведется в странах Европы против России, против исторической правды Великой Отечественной и Второй мировой войны. Мы знаем о его выступлении на мероприятии, посвященном освобождению Освенцима. Кстати говоря, маршал Конев освобождал Освенцим и был главнокомандующим 1-го Украинского фронта.

Мы также знаем малограмотных руководителей новой плеяды, вроде Зеленского, вроде польского министра Схетыны, которые утверждали, что 1-й Украинский фронт — это украинцы, что Львовская дивизия — это западные украинцы, которые якобы освобождали Освенцим. Освенцим освобождал 1-й Украинский фронт под командованием маршала Конева. Об этом всем надо напомнить.

Мне кажется, что такие факты должны быть представлены на площадке Организации Объединенных Наций. К этому могли бы присоединиться и другие страны, с которыми мы взаимодействуем, которые заинтересованы в сохранении исторической правды. И в данном случае позиция Израиля была бы очень уместной. Израиля, который бережет память о своих жертвах, погибших. И в то же время испытывает благодарность освободителям своих людей из концлагерей, в частности из Освенцима, поэтому в данном случае их благодарность могла бы иметь совершенно адресный характер и защитить память маршала Конева от незаслуженных на него нападок.

Это событие не связано с конкретным именем, оно в принципе отражает широкомасштабную, массированную и согласованную разными государствами позицию. Согласно которой надо абсолютно исключить роль Советского Союза и России, как его правопреемницы, в освобождении мира от фашизма, и поставить на это место совершенно другие субъекты мировой истории и политики. Например, школьники США, школьники Восточной и Западной Европы уже считают, что победителями фашизма являются США, а не Советский Союз. СССР, в свою очередь, в их сознании предстает агрессором и оккупантом. Поэтому надо очень своевременно и очень решительно давать отпор такого рода актам. Надо понимать, что они носят не единичный, а многочисленный, комплексный характер.

Поэтому выходки Чехии должны каким-то образом влиять на наши отношения. Может быть, это могло бы отразиться и на определенных экономических санкциях, потому что они заняли недружественную позицию и не предотвратили акт вандализма.

ИА Красная Весна: Что должен сделать обычный гражданин России, который желал бы помочь вернуть памятник маршалу Коневу на Родину? Как граждане должны себя вести в этой ситуации?

Ольга Воронова: Наши граждане сейчас находятся в особых условиях информационного пространства в глобальной Сети. Это могли бы быть и коллективные петиции, и заявления личного характера об их отношении к произошедшему нравственному преступлению и противоправному деянию.

Именно на это и нацелено наше обращение, чтобы побудить общественное сознание нашей страны переживать события, не только связанные с распространением коронавирусной инфекции, но и помнить, что мы с каждым днем приближаемся к великому празднику — 75-летию Великой Победы. И знать, что сейчас подобного рода факты будут проявляться всё чаще и чаще.

Мы должны сделать так, чтобы Бессмертный полк стал системой единых действий, а не был акцией одного дня. И эти действия пора начинать безотлагательно.

ИА Красная Весна: В дальнейшем планируется обращение к президенту России, к МИДу?

Ольга Воронова: Мы будем продолжать изучать реакцию на наше обращение. Если мы увидим, что потребуются дополнительные шаги, то не исключаем такой возможности. Мы обратимся к руководству Министерства иностранных дел, Министерства обороны, может быть и на более высокий уровень, если понадобится. С тем, чтобы позиция российской общественности учитывалась при формировании российской политики в отношении как Чешской республики, так и других государств, которые занимают схожую позицию по отношению к сохранению исторической правды о Великой Отечественной, Второй мировой войны.