«Антибиблиотека»
Министерство культуры Московской области и Департамент культуры Москвы инициируют различные культурно-развлекательные проекты. Один из таких проектов — проходящие с 2012 года в Москве костюмированные уличные фестивали. Самым знаковым стал фестиваль «Яркие люди», задуманный, по словам его идеолога Марии Гальпериной, директора ООО «Компания «Брайт Пипл», как «семейный фестиваль европейского уровня, который будет построен на взаимодействии с местным сообществом».
В этой фразе сразу настораживает отсылка к «европейскому уровню» фестиваля и к необходимости как-то совместить эту «европейскость» с «местным сообществом». Еще слишком свежи в памяти пермские и краснодарские эксперименты Гельмана, которые были призваны привнести в «косную провинцию» «европейский дух». На это нам скажут: одно дело — Пермь, а другое — ко всему привычная Москва. Но то-то и оно, что в Москве еще остались островки, где занимаются не креативом, а творчеством, и именно на них посягают новые креативщики.
Издание «The Village» так определило основное достоинство фестиваля «Яркие люди»: «Он отличается от обычных городских праздников тем, что для его создания привлекаются уличные театры, обычные детские студии и дома культуры на окраинах Москвы. В них запускается десант из молодых и современных режиссеров («Огненные люди», Liquid Theatre, Tall Brothers), которые за несколько месяцев готовят с самими горожанами театральные постановки и арт-объекты».
То есть высадка «десанта из молодых и современных» происходит не абы куда, а в детские студии и дома культуры на окраине города. А что «молодые и современные» предложат детям и классическим домам культуры?
Упомянутая «Компания «Брайт Пипл» («bright people»), что в переводе с английского означает «яркие люди», является одной из сети компаний, специализирующихся на организации досуга и развлечений. Чем занимается «Брайт Пипл»? Как уже сказано, прежде всего организацией уличных фестивалей. В июле 2012 года представители «Брайт Пипл» приняли участие в работе круглого стола «Яркое будущее для детей. Качество дополнительного образования», организованного Московским кредитным банком. На круглом столе, помимо прочего, обсуждалось создание условий для воспитания поколения «ярких людей».
В 2014 году компания «Брайт Пипл» значительно расширила поле своей деятельности. Она начала работать с московскими учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования. Причем делает это при помощи государственных структур. О сотрудничестве с органами власти изданию «The Village» Мария Гальперина рассказала следующее: «Этой весной департамент культуры дал нам три округа (Северо-Западный, Северо-Восточный и Юго-Восточный), в которых мы на базе местных домов культуры, театральных вузов и других творческих кластеров делали с молодыми современными режиссерами... спектакли, обучали местных педагогов. Каждый из десяти наших режиссеров работал со своим ДК или с детской студией. Нас предупреждали, что они могут не захотеть с нами сотрудничать, что мы столкнемся с противодействием. Понятно, если ты 15–20 лет преподаешь, и вдруг к тебе приходит молодой человек и говорит: «Мы сейчас вам всё круто сделаем», — это не очень приятно. Но оказалось, что если разговаривать, находить общие точки для взаимодействия, то можно найти соратников, которые пойдут навстречу».
О том, что происходит в Москве, и какие именно точки взаимодействия «яркие люди» нашли с московскими преподавателями, надо спросить у самих преподавателей. Мы — ячейка «Сути времени» Ярославского направления Московской области — можем рассказать о том, что происходит в подмосковном наукограде Королёве, где компания «Брайт Пипл» начала новый масштабный проект под названием «Антибиблиотека».
На подмосковные библиотеки «яркие люди» нацелились после выхода распоряжения Министерства культуры Московской области № 165-Р от 22.04.2014 года, в котором речь шла, в том числе, о создании культурно-досуговых центров на базе библиотек. И вот «Брайт Пипл» взялась за проект «развлекательно-досугового центра», а именно креативного пространства «Проjектор» в формате «антибиблиотека», при финансовой поддержке того же Минкульта.
Слово «Проjектор» представляет собой контаминацию, гибрид английского «project» — проект, и русского «прожектор».
Термин «антибиблиотека» встречался когда-то в нелегальном журнале рокеров «Урлайт», выпускавшемся в СССР с 1985 года. Сейчас в Интернете при обсуждении понятия «антибиблиотека» идет настойчивая отсылка к книге американского экономиста Николаса Талеба «Черный лебедь». Талеб под «антибиблиотекой» понимает собрание непрочитанных книг, или другими словами, некий пласт знаний, который может изменить мир, но который неизвестен нам.
Первая попытка создать «антибиблиотеку» была предпринята 27 мая 2014 года, в Общероссийский день библиотек, в Красноярске в рамках акции «Читающий проспект — 2014». В краевой молодежной библиотеке в течение дня работала кофейня «Антибиблиотека», где гостям предлагали тематические столики (музыкальный, художественный, рукодельный и т. п.).
Следующая заявка была сделана в подмосковном Королёве. Проект в Королёве реализуется на базе областной научной библиотеки им. Крупской. «Проjектор» начинает свою работу через час после закрытия библиотеки и длится почти до полуночи. Удовольствие будет небесплатное, с 1 ноября вход — 300 рублей.
Заявленная цель проекта, рассчитанного на аудиторию от 13 лет, — дать возможность молодым людям «играть, общаться, познавать мир и создавать собственные проекты», для чего их следует завлекать «уютной атмосферой, доступом к информационным ресурсам и материалам для творчества, стильным интерьером, вкусным чаем и кофе, культурной и развлекательной программой». На открытии посетителям обещали «космическое селфи, посвящение в секреты сумасшедших ученых, участие в забеге нано-жуков».
В ближайшие планы проектантов входят: школа личностного роста «Креативных дел мастер», игры, квесты, клуб любителей научной фантастики, костюмированные вечеринки, лаборатория современного перформанса «Театр 2.0» и философский кружок, на котором будет оформляться новый взгляд на русское наследие.
Каким будет новый взгляд, можно судить по следующему факту: автор идеи Юрий Петров, выпускник социологического факультета МГУ и сотрудник «Брайт Пипл», еще в 2012 году, опираясь на свой «интеллектуальный и иной бэкграунд», назвал «пять гениев, имеющих право читать людям мораль», к которым отнес оккультного фашиста А. Дугина, обозначив его постчеловеком и походя упомянув, что не раз сталкивался с ним в коридорах Московского университета.
Ю. Петров так разъясняет суть проекта: «Формат антибиблиотеки не отрицает и не отвергает формат библиотеки, в этом пространстве будут работать одновременно два режима. Днем это будет библиотека с кафе и читальным залом, а вечером — антибиблиотека. И как в философии есть тезис, есть антитезис и есть синтез, мы надеемся, поставив немножечко под сомнение словом «анти» саму сущность этого проекта, мы надеемся наоборот прийти к некоему новому пониманию того пространства, которое называется библиотека. Это такой элемент деконструкции для того, чтобы сконструировать заново рабочую модель».
Мы побывали на открытии «антибиблиотеки», состоявшемся 11 октября 2014 года, где официальные лица, в том числе замминистра культуры области С. Н. Горушкина, говорили об экспериментальном характере и полезности нового формата. Заместитель заведующей библиотеки С. П. Чижова сообщила, что главной целью проекта является привлечение новых читателей, которые должны дать импульс для развития библиотеки. Однако «яркие» организаторы с самого начала заявили обратное и на словах, и на деле.
Пока гости в ожидании начала представления употребляли кофе с печеньем, между библиотечными стеллажами томно изгибались существа с раскрашенными лицами в белых одеждах. Между людьми по залу бродил ходулист-человекоробот. Рядом кривлялись «ученые» в белых халатах, которые играли с пластмассовыми жуками и фотографировались с девушкой-пришельцем. Один из них с насупленным видом нарисовал на доске формулу «Е =?».
Затем гостям показали пантомиму, представлявшую концепцию нового проекта. Два человека в масках без глаз под пронзительную музыку провели ритуал сборки времени после деконструкции. На столе, покрытом черной скатертью, стоял пустой корпус настенных часов с разбитой дверцей. Вокруг в беспорядке валялись проткнутые гвоздями книги. Одна маска держала в руке поднос, напоминавший поднос для жертвоприношений. Другая маска по очереди выкладывала на поднос сначала литературу (книгу), потом искусство (подсвечник) и, наконец, после того, как они были отвергнуты (опрокинуты на пол), — символически вырванное из груди бьющееся сердце в виде часового механизма. Но часы, конечно, не пошли. А за представлением последовал концерт, плавно перешедший в клубную вечеринку с костюмированным шоу. Вот и всё.
Все, кто надеялся на то, что проект «антибиблиотека» создается для того, чтобы привлекать людей в библиотеку, должен расстаться с иллюзиями. Проект «антибиблиотека» — это проект разрушения библиотеки. Более того, «антибиблиотека» — это только часть большого проекта «Проjектор». Так что, кто знает, что будет дальше? Не так давно в обществе была запущена идея «антикафе», то есть заведений, где в противовес стандартному набору с «выпивоном и закусоном» предлагался продукт «для ума и сердца». Сейчас, когда антикафе приобрели положительный образ, пришло время второго этапа «анти», начальным проявлением которого стала «антибиблиотека». Если указанное начинание будет успешным, вполне можно ожидать появление «антимузеев», «антитеатров», «антишкол» и т. п. Разрушительный смысл новых «анти» состоит в том, что учреждение культуры будет обессмыслено вследствие глумления над его содержанием и функцией, что, собственно, мы увидели в антибиблиотеке.
Библиотека научная? Показываются ученые, занимающиеся «science art». Сюда приходят читать книги? Книги стоят на полках так высоко, что и со стремянки не достать (это ведь и задумано как «склад непрочитанного»). Вместо стремления к знаниям — технологии личного успеха. И так далее.
Министр культуры Московской области Олег Рожнов подтверждает серьезность намерений антибиблиотекарей, говоря о «новом формате культурного пространства не только для Подмосковья, но и для всей страны». Вы понимаете, что это означает, что это будет за «культурное пространство», состоящее из «анти-»? Замена будней — карнавалом, учения — развлечением и, в итоге, жизни — смертью.