Арктика как новый театр военных действий, или Зачем России «Полярный спецназ»?
Новый старый морской путь
Вашингтону придется вложить миллиарды долларов в защиту морских путей, которые могут появиться в течение ближайших 12 лет в результате таяния льдов в Арктике, пишет The Times.
О каких морских путях стали беспокоиться США? А дело вот в чем: ожидается, что в ближайшие 12 лет торговые суда откроют регулярное движение по Северному морскому пути вдоль российского побережья Арктики, что в свою очередь, сильно сократит расходы на морские перевозки в глобальных масштабах.
Если раньше протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока вокруг мыса Доброй Надежды составляла 15 868 морских миль, а через Суэцкий канал — 12 527 морских миль, то теперь, по Северному морскому пути, она составит всего 7700 морских миль.
Морской путь от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке вокруг мыса Доброй Надежды — 18 451 морская миля, а по нашему Северному морскому пути (далее СМП), из того же Мурманска до порта на Чукотке получается всего 3221 морская миля. То есть от западных до восточных границ России расстояние по нему короче в 2–5 раз. А это значит, что (в случае предполагаемого потепления и, соответственно, таяния мощных арктических ледовых покровов) Россия может получить кратчайшую морскую дорогу из Атлантического океана в Тихий.
Но прежде чем экономить на сокращении расстояний морских перевозок, необходимо вложить огромные финансовые, технические, кадровые и иные ресурсы в восстановление инфраструктуры СМП. То есть, повторно потратиться на то, что уже существовало и отлично работало, а потом было практически заброшено.
В советское время Северный морской путь был эффективной судоходной магистралью, проходящей вдоль северных берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), и соединяющей европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек (Обь, Енисей, Лена) в единую общесоюзную транспортную систему. Но, к сожалению, развал СССР и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. Тогда из-за либерализации цен и внедрения «дикого рынка» в нашей стране в очень тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, которые когда-то составляли инфраструктуру СМП.
В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания этого морского пути.
И сегодня российский ледокольный флот невелик, поэтому проводку судов по СМП осуществляют атомные ледоколы, находящиеся в ведении госкорпорации «Росатом»: четыре двухреакторных ледокола («Советский Союз», «50 лет Победы», «Россия», «Ямал»), два однореакторных ледокола с неглубокой осадкой («Вайгач» и «Таймыр») и пять плавучих баз технического обслуживания.
В 2013 году на Балтийском заводе был заложен новый универсальный атомный ледокол, мощностью до 60 мегаватт ЛК-60Я (проект 22220). Как сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Сергей Форафонов: «Он будет способен преодолевать лед толщиной 2,8 метра». Новый ледокол будет предназначен для эксплуатации в западном районе Арктики, в том числе, в Печорском, Баренцевом и Карском морях, на мелководных участках Енисея (до поселка Дудинка) и Обской губы, а также в летне-осенний период в восточном районе Арктики. Спуск судна на воду запланирован на ноябрь 2015 года, затем его ходовые и ледовые испытания, а в декабре 2017 года он должен быть достроен и передан «Атомфлоту».
Нацеленность России на полномасштабное возобновление движения и перевозок по Северному морскому пути не могла не привлечь внимания приполярных стран. Кроме того, СМП ведь не принадлежит исключительно России, на участие в Северном морском пути претендуют такие страны как Дания, Норвегия, Канада и, конечно, США.
Кстати, в США уже сейчас планируют расширение патрулирования военно-морскими силами в арктических водах с целью охраны новых водных путей и контроля за действиями потенциального противника (т. е. России). Командующий ВМС США Джонатан Гринерт предупредил Пентагон, что Америка отстанет в гонке за Арктику, если не начнет размещать военные эсминцы и подлодки в регионе уже сейчас, сообщает The Times. А это значит, что Америка уже готова стать если не полноправной участницей СМП, то, как минимум, активным наблюдателем за каждым нашим шагом!
Чем же Россия может ответить?
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу объявил о предстоящем создании в 2014 году группировки войск для защиты национальных интересов России в Арктике. Восстановление военной инфраструктуры в арктическом регионе уже началось.
В поселке Печенга создается специальная арктическая бригада на базе 200-й мотострелковой бригады. Она должна быть окончательно сформирована и приступить к выполнению боевых задач не раньше, чем в 2015 году. Подобные арктические бригады уже формируются в США и Канаде. По-видимому, создаваемая для действий в Арктике российская бригада будет размещена поблизости от границ членов НАТО Норвегии и Финляндии — для «баланса сил». А пока идет подготовка бригады, российские ВМФ проводят военные учения в акватории Карского моря, для демонстрации своей силы в данном регионе. Например, в этом году в нем участвовало более 7000 моряков и 20 судов разного класса, в том числе 250-метровый атомный крейсер «Петр Великий».
Подготовка офицеров для службы в арктической бригаде ВС РФ запланирована на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища (ДВВКУ). Об этом сообщил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов еще в октябре 2011 г.: «В настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск о подготовке нашим училищем взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок обучения — 4 года».
Конечно, не только офицеры, но и солдаты для службы в Арктике будут проходить специальную подготовку. Для военнослужащих арктической бригады предусмотрена также современная экипировка для работы в условиях Арктики. Что касается военной техники, то кроме общевойскового вооружения и бронетанковой техники, подразделения будут оснащаться тягачами типа «Витязь», а также многоцелевыми бронированными транспортерами-тягачами МТ-ЛБВ.
А в ближайшем будущем планируется поставлять в такие бригады специальную технику, которая будет способна проходить по глубокому снегу и спокойно работать при пятидесятиградусных температурах ниже нуля.
Для военного флота тоже планируется обновление. Так, береговая охрана получит новые сторожевые корабли ледового класса, также планируется создать десантные корабли в ледовом исполнении, приспособленные для круглогодичной службы в высоких широтах Арктики. Предполагается и возобновление подледного плавания подводных ракетоносцев, что было основной задачей Северного флота. И рассматривается возможность восстановления функционирования разбросанных от Кольского полуострова до Чукотки зенитно-ракетных дивизионов Архангельской армии противовоздушной обороны, которые делали неприступным для противника воздушное пространство над всей советской Арктикой.
Стратегических точек на глобусе не так много
К сказанному стоит добавить, что еще летом 2013 года наши военные после долгого перерыва (спустя 20 лет) вернулись на остров Котельный.
Остров Котельный является стратегически важной точкой, находящейся рядом с СМП. Хотя трудно назвать точкой огромный остров площадью более 23 тыс. кв. км. Благодаря уникальному географическому расположению (о. Котельный является частью архипелага Новосибирские острова, который как естественный рубеж ограничивает с востока море Лаптевых и одновременно отделяет его от Восточно-Сибирского моря), этот остров с давних советских времен является базой и для ученых, и для военных.
С 1933 года до 1990-х годов там существовала полярная научная станция, где проводились систематические исследования в области метеорологии, гидрологии, геологии, геомагнетизма. Военные же занимались на Котельном сейсмическим мониторингом, т. е. определяли эпицентры землетрясений, вызванных как естественными, так и искусственными причинами (например, ядерными испытаниями). А также отслеживали пуски натовских ракет.
За лето 2013 года военные в ускоренном порядке восстановили аэродром «Темп», который теперь может принимать самолеты Ан-26, Ан-72 и Ам-74. А в ходе его последующего усовершенствования — и такие тяжелые самолеты как Ан-22 и Ил-76. Наконец, в перспективе «Темп» можно будет использовать для действий стратегической авиации. Можно догадаться, как будет испорчено настроение у наших «заклятых» союзников, когда на таком аэродроме, за Полярным кругом, приземлится Ту-160. Впрочем, пока на это можно только надеяться.
Но одного Котельного и даже всего архипелага Новосибирских островов, при всей их стратегической важности, недостаточно для решения тех задач, которые ставит перед Россией освоение Арктики. Поэтому Министерство обороны разработало масштабную программу по возобновлению постоянного военного присутствия России в Арктике.
Уже началось восстановление военной инфраструктуры в арктическом регионе. Сейчас закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2») на архипелаге Новая Земля, что, несомненно, усилит наше влияние в полярном регионе.
Кроме того, на ближайшие годы намечено, силами военного ведомства, восстановление самого северного в мире ледового аэродрома на острове Греэм-Белл, входящего в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Ледовым он называется не потому, что расположен на льду, а потому, что на острове Греэм-Белл — песчаный грунт. Когда грунт оттаивает, готовится взлетно-посадочная полоса. Затем песок схватывается ледовым панцирем и становится идеальной площадкой для взлета и посадки боевых самолетов вблизи Северного полюса (до него оттуда всего 896 км). Во времена СССР это был аэродром «подскока» для стратегических бомбардировщиков. В конце 1980-х годов здесь проводились учения, связанные с базированием МиГ-31. Наши самолеты могли перехватывать авиацию США задолго до ее возможного подлета к центральным районам РФ. В будущем запланированы работы по восстановлению других северных аэродромов: «Тикси», «Нарьян-Мар», «Алыкель», «Анадырь» и «Нагурская».
К тому же, Дмитрий Рогозин заявил о новейшей разработке Конструкторского бюро приборостроения в г. Туле — зенитном ракетно-пушечном комплексе (ЗРПК) «Панцирь-С1», приспособленном для действий именно в арктической области. По его словам, новый арктический вариант ЗРПК способен противостоять агрессивным температурам и сложным условиям эксплуатации, характерным для этого региона. Эта машина станет прекрасной защитой наших арктических военных баз от возможного воздушного нападения на переходный период, пока здесь еще не восстановлена полноценная система ПВО.
Для чего нам нужна Арктика?
Главная причина столь пристального интереса не только России, но и других стран к Арктике заключается в ее богатствах. По данным ООН и США, запасы нефти в арктическом регионе составляют около 90–100 миллиардов тонн, что в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. По оценкам других международных экспертов, в арктическом шельфе скрыто от 20 до 25 % мировых запасов углеводородного сырья, есть также залежи драгоценных и редкоземельных металлов, не говоря о возможностях рыболовного промысла. Это — помимо названного нами «бонуса» в виде самого короткого морского пути из Атлантического океана в Тихий.
Как прогнозируют эксперты известнейшего британского военно-технического ежегодника Jane’s, уже к 2020 году начнется серьезная политическая битва за право обладания богатствами Арктики. Которая, в свою очередь, грозит перерасти в прямую военную конфронтацию, с чем согласны и представители западного разведсообщества. Они, как и военные эксперты, убеждены, что в ближайшие 20 лет в мире возрастет вероятность международных конфликтов за распределение экономических ресурсов Арктики в связи с ожидаемым началом таяния арктических льдов. Среди наших потенциальных противников называют Данию, Норвегию, Канаду, США и даже Китай. Все они были бы совсем не против «наложить лапу» на добычу нефти и газа на арктическом шельфе.
Как мы видим, российское руководство понимает всю важность арктической проблемы. Не исключено, что спор за Арктику и ее богатства может быть решен чисто политическими методами. Если же этого будет недостаточно, претендентов на исконно Русский Север должна будет остановить значительная военная мощь, сосредоточенная в этом регионе.