Не спешите «хоронить» Навального
Хочу предостеречь тех сумасбродов, которые нынче восторженно вопят о том, что протест сдулся: не спешите «хоронить» Навального. В условиях, когда ни КПРФ, ни эсеры при участии ФНПР не только не смогли сформулировать ответ на вызов «пенсионного маневра», но и отмобилизовать широкие массы на борьбу за свои права, Леша-«не рефлексируй, а распространяй» оказывается единственным, кто предложил нацеленным лишь на голый активизм людям доступный их миропонимаю алгоритм борьбы. Предлагаю спокойно осмыслить и обсудить значение прошедших по всей стране митингов против пенсионной реформы.
Если судить только по количеству людей, безусловно, митинги Навального привлекают всё меньше участников. Этому способствовали направленные на подавление протеста действия властей, среди которых стоит выделить полицейские меры, а также административное давление на родителей и педагогов юных сторонников блогера. И даже акция в Москве, на которую всю первую половину дня возлагали особые надежды оппозиционно настроенные граждане, ожиданий не оправдала. На Пушкинскую площадь столицы собрались порядка двух тысяч человек. То есть без учета тех, кого привлекли на Пушкинскую площадь лозунги акции, а не личность организатора, а также простых зевак, мероприятие и вправду мало чем отличалось бы от ему подобных в других городах России.
В отличие от прошлых акций, в этот раз основную массу составили как раз те, кто вышел протестовать против несправедливой, на их взгляд, социально-экономической политики, которую осуществляет правительство. Несправедливы выпады тех, кто заявляет, что здесь собрались только школьники. На московском митинге, конечно же, преобладала молодежь, студенты и чуть старше, хотя немало было школяров, людей среднего возраста и пенсионеров. Таким же широким оказался и спектр политических предпочтений собравшихся на Пушкинской площади граждан.
Берусь утверждать это, поскольку лично опросил несколько десятков человек. Вкратце их недовольство сводится к последним действиям властей. Молодежь, по крайней мере та ее часть, которая задумывается о своем будущем, крайне пессимистично оценивает свои перспективы на рынке труда. Люди среднего возраста не верят в посулы, которые сейчас раздают с высоких трибун, и считают себя в очередной раз ограбленными. Пенсионеры также не верят щедрым обещаниям, а кроме того, переживают за молодежь, на плечи которой ложатся все эти тяготы. Роднит все эти разновозрастные и разные по убеждениям группы уверенность в том, что государство решило окончательно сложить с себя социальные обязательства.
Ангажированные наблюдатели сосредоточились на ядре сторонников Навального, склоняя на все лады возраст участников протестных акций. Глупо отрицать очевидное — школьников и студентов младших курсов действительно стало больше. Тут сразу вспоминаются расхожие пошлости про молодежный радикализм, которому на смену приходит «здоровый консерватизм», и этим ограничиться. Только проблема гораздо серьезнее, ведь подобные Навальному как бы оппозиционеры, правильно выбрав аудиторию, послали в нее тот месседж, на который она не могла не среагировать.
Дело в том, что молодые «навальнята» просто не желают, не могут, не умеют осмысливать происходящие процессы, очаровавшись флером этакой революционности, вкладывают свою энергию в шатания по улицам и выкрикивание лозунгов.
Также очевидны и мотивы их старших соратников, которые вину за свои личные неудачи сначала, и порой справедливо, возложили на власти, а потом совершенно иррационально перенесли на весь народ. Ну как же, ведь если бы не «ватники» из путинского большинства, они давно бы свалили ненавистный режим, и уж «тогда пошла бы музыка не та, и заплясали лес и горы». Какая музыка пошла на братской Украине, а до того в странах Магриба, Ближнего Востока и Югославии, нам известно, а потому такого нам не надобно.
В отличие от них, мы-то помним события зимы 2011-2012 гг., требования всех этих «рассерженных горожан», среднего класса и «норковых» революционерок. И знаем, что в ответ на их требования (чего желали — то и получили), по крайней мере в Москве попытались реализовать хипстерскую утопию «Город для людей» с велодорожками, коворкингами и прочими радостями креативного класса. Увы, но не сработало, поскольку непроизводительная хипстерская экономика в условиях честной капиталистической конкуренции нежизнеспособна.
Прошедшие 9 сентября по всей стране «навальнинги» против повышения пенсионного возраста вызывают глубокую озабоченность отнюдь не количеством участников (хотя кто смеет утверждать, что завтра на них не выйдут уже сотни тысяч людей?), а мотивами, по которым граждане присоединяются к протестным акциям. Очевидно, что «оппозиционер», нацеленный на конкретные возрастные и социальные группы, на своих весенних акциях получил максимальное количество участников, что закономерно показали последующие мероприятия с неизменно уменьшающейся численностью.
Так бы эти господа, отстаивающие интересы ничтожно малых социальных групп, продолжали маргинализироваться, не находя понимания и сочувствия у народных масс, если бы не действия властей. Очевидно, что правительство, не принимая в расчет и без того снижающийся уровень жизни граждан, рядом своих инициатив решило обрушить его окончательно, чем сразу радикализировало значительные слои населения. Поэтому стоит внимательно рассмотреть имеющиеся возможности выразить свое мнение для этих таким неожиданным образом проснувшихся групп.
Тут не лишне вспомнить, как в своем недавнем телеобращении президент России упоминал некие политические организации, которые специально раздувают тему «пенсионного маневра», чтобы лишний раз пропиариться и заработать политические очки. А чуть ранее главная телеголова официальной пропаганды господин Киселев прямо заявил, что против пенсионной реформы протестуют боты. Поясню, что речь идет о том, что в «Справедливой России» не придумали ничего лучше, как распечатать собранные на вражеском портале гражданских инициатив Change.org голоса противников реформы, разложить их по коробкам и привезти в Госдуму.
Не отличаясь присущей нашему президенту деликатностью, сообщаю, что речь шла о нашей системной оппозиции в лице КПРФ, «Справедливой России» и примкнувшей к ним Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Лидеры которых, с одной стороны, яростно протестовали против реформы, а с другой — их аппарат сделал всё возможное, чтобы люди не пришли на их митинги. Утверждая подобное, могу сослаться на ответы людей с Пушкинской площади, а также на данные, полученные движением «Суть времени», активисты которого по всей стране второй месяц кряду каждый день собирают подписи под обращением к Владимиру Путину. В нем они требуют отменить пенсионную реформу, отправить в отставку потерявшее доверие в глазах нашего народа правительство и полностью изменить нынешний социально-экономический курс.
Так вот, собранный вместе с подписями массив данных говорит о том, что многие хотели бы выйти и выказать свое отношение к таким инициативам, как «пенсионный маневр», повышение НДС, повышение цен на бензин и другим непопулярным мерам. Только сделать этого не могут, поскольку в основном не осведомлены о митингах, которые организовывает парламентская оппозиция. Получается, что граждане, чтобы выразить свой протест против несправедливых, на их взгляд, действий властей, вынуждены приходить на изначально провокационные акции чуждого им господина Навального.
В условиях всё возрастающего давления с Запада, надвигающегося экономического кризиса, когда власть может предложить лишь «чечевичную похлебку» карьеры госслужащего или работника в госкорпорации и то для ограниченного круга лиц, когда разрушена общественная сфера, в которой могли бы найти себя не склонные к государственной карьере молодые люди, когда своекорыстная системная как бы оппозиция занята игрой в поддавки с властью, в выигрыше окажутся те, кто укажет самую простую дорогу к желаемой цели. Случится это, во-первых, потому, что граждане постсоветской России отказались в принципе от всяческой рефлексии на окружающую действительность. А также утратили способность к длительному усилию, направленному на достижение поставленных целей. А, во-вторых, выросло целое поколение, изначально лишенное этих качеств.
В заключение отмечу, что отнюдь не демонизирую господина Навального, он занял свою нишу, и бог с ним. Ну, колготятся там, на улицах несколько тысяч человек, кому это интересно? Дело ведь не в этом. Подставьте вместо этой фамилии любую другую или назовите «пятой колонной», иноагентами, да хоть горшком — смысл будет един: именно они и поведут народ на «бастионы» власти. А она, обрушивая жизненный уровень миллионов людей, собирается противопоставить этому административные аресты лидеров и давление на родителей?