Старые песни и грабли, или за что леваки обиделись на Кургиняна
Это уже не первая попытка леваков «хайпануть» на критическом разборе движения «Сути времени» после того, как последнее собрало миллион подписей против пенсионной реформы. Предыдущая попытка, принадлежащая видеоблогеру из Хабаровска, по большей части свелась к тезису «попробовал прочесть газету, ничего не понял, Кургинян (лидер движения „Суть времени“ — прим. ИА Красная Весна) написал чушь». Но время идет, «левые» блогеры сменяют друг друга, и вот очередной сетевой вития вместо того, чтобы честно сказать, что попытался прочесть и ничего не понял, решил «остроумно» высмеять лидера «Сути времени».
В одной из статей Кургиняна упоминается парадоксальное свойство «сутевца», откликнувшегося на его выступления и пришедшего в политику. Парадокс в том, что услышанные лекции предполагали некий философский и культурный багаж слушателя, в то время как типичный «сутевец» вырос в постсоветскую регрессивную эпоху и соответствующими компетенциями по большей части не обладал.
Разбирая указанный феномен, Сергей Кургинян предлагает термин «четвертый этаж». Прочитав слово «этаж», леваки радостно гогочут и вставляют себе в видео вставки с нажиманием кнопок в лифте. Одновременно ведутся разговоры о том, что Кургинян якобы не признает пролетариата и классовой борьбы и потому не марксист и не коммунист.
Мы помним один из важнейших тезисов Маркса — что общественное бытие определяет сознание. Ну, или в опрощенном (чрезмерно) варианте — что бытие определяет сознание. Предлагаю вместе оценить, что у нас за бытие и что за сознание оно формирует.
Берем вора, «отжавшего» построенное при СССР предприятие. Он у нас, значит, буржуа. А на предприятии, значит, пролетарии. И вот этот «буржуа» распродает оборудование предприятия, всех «пролетариев» выгоняет на улицу (очевидно, это выработанное классовое сознание проявило себя в том, что одному паразиту позволили всех выгнать). В итоге у нас ни буржуа, ни пролетариев — закончилась собственность на средства производства. У вора денежки в заграничном банке, остов завода гниет, а люди по лесам ягоды да грибы собирают, проедают материну пенсию да ездят на заработки в областной центр. Проблема, не находите? В Китае да Вьетнаме пролетариат прибавляется, а у нас как-то исчезает. Очевидно, проигнорировавшие сбор подписей и митинги против пенсионки леваки тоже на пролетариат постоянно опираются, ведя свою классовую борьбу. Наверное, забастовки на предприятиях что ни месяц устраивают, и профсоюзы направо да налево создают.
Ну да я о четвертом этаже ведь. Собственно, за всем «остроумием» по поводу лифта не пояснили никак — а чего он там четвертый-то, у Кургиняна? Ну так там же про психологию… Психологи, начиная с того же Фрейда, выделяют в психике три этажа: подсознание, сознание и сверхсознание. При этом подсознание — это, по-простому, наследие звериного прошлого (инстинкты, бессознательное и т. п.). Сознание — это социальное «Я» (общественные отношения — как на работе чай пить, как в магазин сходить или как у соседа до получки занять). А сверхсознание — это, совсем грубо, культура (которая помогает человеку отличать «Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от ка́беля, ка́бель от кобеля, а кобеля от суки»).
И вот у нас, значит, есть общественное бытие — со всей его регрессивной сущностью, особенно включая образовательную составляющую. И трехэтажное, значит, сознание. Подсознание пропускаем — оно более-менее без воспитания обходится. На уровне сознания уже возникает проблема: деиндустриализация диктует иные трудовые отношения. Не выращивает современная Россия пролетариат — не нужен он ей. Ведь нормально же на Ali Express всё можно купить — на деньги от проданной нефти. А работу надо тяп-ляп делать, если не лох (это в плане выработки классового сознания). В рабочих профессиях, если ты не нефтяник и не в оборонке работаешь — то ты особо нафиг никому не нужен. На уровне сверхсознания проблема не меньшая. Это ж надо не просто ка́бель от кобеля отличить, а еще и какого-то там Гоголя или, прости господи, Гегеля узнать. Не говоря уже о Шекспире. А образование — что ни год, то хуже и хуже. Да и то всё чаще платное — чтобы детям бедняков и такого, какое есть, не досталось.
Вот и получается, что нынешнее криминально-регрессивное бытие ну никак не порождает классового пролетарского сознания. То есть не порождает, если у нас лишь три этажа психики. «Стоп-стоп! — скажет называющий себя марксистом. — Мы же изучаем марксизм — и, значит, заполняем третий этаж!» Ну так вы же изучаете марксизм по позднесоветским методичкам. И в позднем Советском Союзе тоже по этим методичкам изучали — не в пример массово. Только в СССР на его излете было аж 18 миллионов членов КПСС (тоже все как один были пролетарии с выработанным классовым сознанием — сходу безропотно сдали страну Горбачеву, Ельцину и его не слишком тогда многочисленной банде; классового сознания хватило только на то, чтобы на референдум разок сходить). Итак, там было 18 миллионов, а на канале «Вестник бури» всего 60 тысяч подписчиков. Разница в 300 раз — вот тебе и расклад.
И что с этим раскладом делать — пусть скажут те, кто разделяет тезис Маркса о том, что общественное бытие определяет сознание. А мы ответим только тем, что надо плыть против течения — ибо, плывя по течению, никаких пролетариев не найдешь. Ведь что-то должно быть у человека, что тянется к восхождению, несмотря на то, что вокруг — безостановочный регресс. Что-то должно тянуться к добру и нестяжанию, несмотря на то, что вокруг проповедуют потребление и золотого тельца. Это что-то и является тем, что, несмотря на разруху на втором (сознательном) и погром на третьем (сверхсознательном, культурном) этажах, тянет человека наверх. Интересующихся четвертым этажом без глума приглашаю к прочтению соответствующего цикла статей.