Китай бросил вызов военно-морскому флоту США и хочет господствовать в море
Ситуация в мире накаляется и становится все более непредсказуемой. Китай пока не воюет, но также находится на острие процессов, когда страны Запада милитаризуются, пытаются создавать новые альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а вопрос принадлежности Тайваня пробуют активизировать для развязывания конфликта. Чем в военном плане на это отвечает Китай? Рассмотрим это на примере военно-морского флота.
В совсем недалеком прошлом мало кто воспринимал китайский военный флот всерьез. У страны не было подводных лодок, авианосцев, современных корветов. Однако площадь морской территории под юрисдикцией Китая составляет 3 млн кв. км, а протяженность береговой линии — 18 тыс. км, и всё это нужно оборонять.
Центральный комитет Коммунистической партии Китая и правительство страны всегда придавали большое значение освоению океана и принимали соответствующие решения, но основная активизация в решении вопроса произошла в 2000-е годы.
На XVIII съезде КПК в 2012 году председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с докладом, в котором заявил, что КНР «предстоит повышать возможности в освоении морских ресурсов, развивать морское хозяйство, охранять морскую экосферу, твёрдо оберегать морские права и интересы, создавать морскую державу». Принятые решения подняли развитие морской индустрии на более высокий стратегический уровень.
Следующий правитель Китая, Си Цзиньпин, не раз подчеркивал, что создание морской державы является важной составляющей социализма с китайской спецификой. Практической формой реализации идеи морской державы стала инициатива «Один пояс — один путь».
В 2015 году была опубликована Белая книга, посвященная военной стратегии Китая. В ней говорится о необходимости управления морским океаном для сохранения и расширения морской мощи страны. Также в ней прописаны шаги по строительству морской державы, в том числе создание и развитие современных военно-морских сил.
На тот момент в ВМФ Китая уже было 255 боевых кораблей. В 2019 году флот Народно-освободительной армии Китая обогнал американский флот, состоявший на тот момент из 287 кораблей, и достиг отметки в 300 кораблей. А в ежегодном отчете министерства обороны США конгрессу о Вооруженных силах Китая за 2020 год говорилось уже об около 350 кораблях и подводных лодках. На тот момент боевой состав ВМС США составлял около 293 кораблей.
Тогда Forbes писал о том, что эта цифра еще ничего не значит, и хоть у Китая боевых кораблей больше, но американский флот опережает КНР по общему тоннажу судов.
Однако Китай ударными темпами наращивает общий тоннаж, при том что судостроительная отрасль США производит гораздо меньше. Более того, существует проблема, что ряд крупных кораблей США будет списан в ближайшие годы, тогда как у Китая будут списываться преимущественно малотоннажные суда.
В 2023 году в ряде источников появилась информация, что ВМФ Китая уже превысил по суммарному тоннажу ВМФ США. Однако сама по себе общая тоннажность флота не делает ВМФ самым сильным. Нужно также учитывать множество других факторов, играющих огромное значение. Это и боевые возможности кораблей, оборудование, которое используется на них, вооружение, наличие военно-морских баз по всему миру (у США они есть, а у Китая — нет).
Китай будет продолжать наращивать свои возможности, понимая текущую ситуацию в мире, и в США понимают, что в ближайшие годы потеряют звание первое военно-морской державы. «Ставки выросли. Мы увидим больше китайского военно-морского флота в будущем», — заявил начальник военно-морской разведки Соединенных Штатов контр-адмирал Майкл Студеман.
В Пентагоне предполагают, что уже к 2025 году численность ВМФ Китая дойдет до 400 кораблей и подводных лодок. При этом в докладе Пентагона отмечают, что флот Китая становится всё более современной и гибкой силой, с которой надо считаться. «ВМС НОАК в значительной степени состоят из современных многоцелевых платформ с передовым противокорабельным, противовоздушным и противолодочным оружием и датчиками», — говорится в докладе Пентагона.
В США уже задумались о том, чтобы наверстать упущенное, и пытаются увеличить бюджет судостроительной отрасли. В начале 2023 года начальник военно-морских операций адмирал Майкл Гилдей сказал, что предлагалось выделить в текущем финансовом году 27,5 млрд долларов семи верфям, однако конгресс согласовал расходы в размере 31,5 млрд долларов. Средства должны были пойти на модернизацию верфей, чтобы они могли увеличить количество боевых единиц, поставляемых флоту. По словам Гилдея, судостроители США не готовы были в тот момент выполнять требуемые объемы, однако через три года они должны выйти на нужный темп работы.
Китай проделал колоссальную работу и внес свой значительный вклад в борьбе за господство в море, начиная с очень слабой исходной позиции. Однако вся борьба еще впереди, и США будут яростно бороться, чтобы не упустить военное преимущество на воде.