«Летят журавли». Самая известная история о столкновении с трагедией войны
День Победы — величайший праздник для нашей страны, для русского народа и для всех народов, входивших некогда в большую советскую семью. 75-летие Победы будет проходить в условиях карантинных мер, которые сильно нарушили нормальный ход жизни практически каждого гражданина России. В условиях этих мер власти сообщают об онлайн-трансляциях возложения цветов к монументам, причем цветы будут возлагать волонтеры.
Из-за ограничений резко возрастает ценность живых картин, связанных с 9 Мая, что, как мы понимаем, очень сложно прочувствовать через экран телевизора или монитор компьютера. Советский кинематограф дал нам такие картины, в которых показывался день 9 мая 1945 года, передавалась его суть. Особняком среди таких фильмов стоит кинокартина «Летят журавли». Это знаковый фильм для советского и российского кинематографа.
Сильнейший эмоциональный опыт при просмотре кинокартины не ослабевает и спустя десятилетия. Ее очарование не в том, что она, как скажет современный зритель, — старая, а в том, что этот фильм находится вне времени, он ему неподвластен. Тот самый день 9 мая 1945 года именно в этой кинокартине показан по-особому — финальная сцена поистине волшебная, магическая.
На одиннадцатом Каннском фестивале картина Калатозова получил «Золотую пальмовую ветвь» — это единственный отечественный фильм, удостоенный данного приза. Ни до, ни после никакой советский или российский фильм этой награды не получал. В 1958 году жюри самого престижного кинофестиваля Европы возглавлял Марсель Ашар, наверное, его имя помнят люди, в той или иной степени знакомые с кинематографом. Конкурентами советского фильма на фестивале были работы таких классиков того времени, как Пьетро Джерми, Сатьяджит Рей, Жак Тати с кинокартиной «Мой дядюшка» и Ингмар Бергман с фильмом «На пороге жизни». Тем не менее главный приз выиграла кинокартина Михаила Калатозова «Летят журавли». На премьере была овация, она же была и в момент награждения.
Симптоматично, что это был май 1958 года, тринадцатая годовщина Великой Победы. Победа в пространстве кино была неоспорима и всеми признана. Фильм Калатозова имел колоссальный успех в Европе, который не удалось повторить никому, и удастся ли, большой вопрос. Только вдумайтесь в цифры — во Франции фильм посмотрело пять миллионов зрителей, это в пятидесятые-то годы. Два с половиной миллиона немцев посмотрели фильм, миллионы — в странах Варшавского договора и 23 миллиона — в СССР.
Сыгравшие главные роли в фильме актеры стали культовыми. Для Татьяны Самойловой фильм стал главной ролью жизни. Она получила потрясающую популярность во Франции, свидетельством чего является врученный ей в 1990 году специальный приз Каннского фестиваля. Самойлова является единственной актрисой, удостоившейся этой награды. Сразу после фильма ее позвали сниматься в международной экранизации «Анны Карениной». Также актрису приглашал режиссер Джузеппе де Сантис поучаствовать в его киноработе «Они шли на Восток», однако актрису не отпустили. Но судьба «не уберегла» Самойлову от произведений Толстого: через 10 лет после фильма Калатозова она снялась в советском варианте «Анны Карениной», и это ее вторая главная роль в кино, она там была великолепна.
Есть сопутствующая фильму красивая история. В 1957 году на студенческий фестиваль в Москву приехал молодой французский журналист Клод Лелуш, и случилось так, что он попал на «Мосфильм» именно в то время, когда там завершалась работа над фильмом. Лилуш посмотрел съемки, посмотрел фильм и решил, что всю оставшуюся жизнь он посвятит кино. Через восемь лет фильм Лелуша «Мужчина и женщина» пошел по стопам творения Калатозова. Лелуш считал «Летят журавли» одним из величайших фильмов за всю историю.
Тут следует упомянуть, что главные призы европейских фестивалей брали советские фильмы о войне: в Берлине — фильм Ларисы Шепитько «Восхождение», в Венеции — «Иваново детство» Андрея Тарковского и в Каннах — обсуждаемый фильм. То, как показывали войну эти, одни из лучших советских режиссеров, было откровением для Европы, да и для всего мира в общем-то. Культовые военные фильмы Европы в 50-х годах прошлого века — это «Рим, открытый город» Росселини, «Касабланка» с Майклом Кертисом и множество подобных фильмов, которые показывали людей, сопротивляющихся тотальному злу. При этом история целой страны, которая вся встает, чтобы, погибая, отразить это зло, его преодолеть и победить, — это образ, свойственный только советскому кино. И произведение Калатозова — как раз такой фильм.
В самой картине непосредственно война показана украдкой, военные эпизоды занимают в фильме не более десяти минут, в картине не показан ни один фашист. В фильме простые люди сталкиваются с тотальностью войны, которая наносит им травму. Режиссер дает возможность почувствовать, как каждый человек справляется с этой травмой, как он ее преодолевает.
Кинокартина состоит из огромного числа потрясающих крупных планов, в художественном смысле это настоящие портреты. Главные роли играют два очень индивидуально красивых человека — Баталов и Самойлова, такая красота надолго остается в памяти. Это тоже внесло свой вклад в успех фильма.
Нельзя сказать, что это фильм только режиссера как драматурга, произведение создано творческим коллективом. Если из него изъять хотя бы одного, то и весь пазл успеха рассыпется. Это некая полифония на кинематографический лад, позаимствуем у Баха такое сравнение.
При этом у фильма есть линия, и этот фильм авторский, у него свой неповторимый стиль. Впервые на съемках была использована мобильная камера, потрясающее черно-белое изображение, оттенки буквально танцуют венский вальс. Потрясающие портретные кадры, работа с лицом, трагическим лицом. В фильме показывается тайна и чудо человеческого лица.
Режиссер Михаил Калатозов родился в Грузии; когда он работал над фильмом, ему было 54 года. Сначала Калатозов работал оператором, затем актером, в 30-е годы снял фильм про Чкалова. В период с 1941 по 1945 гг. занимал ответственные должности в Госкино.
Особенностью фильма являются закольцованные сцены, к примеру, сцена на лестнице и сцена в лесу. Также прослеживается параллель между двумя массовыми сценами — это сцены призыва отбывающих на фронт людей и сцена возвращения — Дня Победы в конце фильма.
Музыку для кинофильма создал Вячеслав Вайнберг, композитор польско-еврейского происхождения. Вся его семья была уничтожена в концлагере, а он спасся, потому что до прихода нацистов успел уехать в Минск. Учился у Шостаковича.
В День Победы следует обратиться к живым волшебным картинам, созданными великими и талантливыми авторами, за которыми прослеживается правда и подлинность.