Может быть, посол в наше время не так и важен?

Кто стал новым послом США в Японии и что это может означать

Ганс Гольбейн Младший. Послы (фрагмент). 1533
Ганс Гольбейн Младший. Послы (фрагмент). 1533

В 2019 году тогдашний посол США в Японии Уильям Хагерти покинул свой пост, чтобы избираться в Сенат США. Ему на смену пришел замглавы миссии посольства США Джозеф Янг. Его сменил бывший заместитель директора Американского института на Тайване (де-факто посольства Вашингтона в Тайбэе) Рэймонд Грин. Однако со времен ухода Хагерти в Токио фактически отсутствовал утвержденный по всем правилам посол США.

Со стороны может показаться несколько странным, что в таком важном регионе у Соединенных Штатов отсутствует назначенный представитель. Может быть, посол в наше время не так и важен?

Бывшие послы США и отношение Японии к этим назначениям

Профессор университета Цуда Масару Нисикава, изучающий американскую политику и американо-японские отношения, утверждает в газете Japan Times, что такое положение дел не вызвало никаких проблем в отношениях с США. По словам профессора, должность посла по-прежнему остается очень важной, но в целом американо-японские отношения прочны и институционализированы до такой степени, что личность отдельного посла больше не является существенным фактором.

Видимо, это одна из главных причин, по которым в наше время в данной должности можно скорее увидеть какого-то знакового политика, нежели профессионального дипломата-япониста.

Так, например, Нисикава отмечает, что выбор в качестве послов Джона Эллисона, Алексиса Джонсона или Эдвина Рейшауэра основывался на их знании Японии и опыте работы в этой стране. Однако все указанные назначения имели место в 50–60-е годы XX века.

Так, например, профессиональный дипломат Эллисон работал и учился в Японии до Второй мировой войны. Он служил послом США с 1953 по 1957 год при президенте Дуайте Эйзенхауэре. Другой профессиональный дипломат Джонсон, служивший в Японии до войны, был послом с 1966 по 1969 год при президенте Линдоне Джонсоне.

Рейшауэр служил послом при президентах Кеннеди и Джонсоне с 1961 по 1966 год. Как пишет The Japan Times, он был одним из самых влиятельных послов США в Японии. Рейшауэр родился и вырос в Токио. Прежде чем Кеннеди назначил его послом, Рейшауэр стал известным специалистом по Восточной Азии в Гарвардском университете.

В 2001 году профессор университета Аояма Гакуин Масару Икэй изложил критерии, которые, по его мнению, когда-то использовались для выбора посла.

Во-первых, кандидатура должна быть значимой. Во-вторых, это был человек, обладавший знаниями о Японии. В-третьих, это был кто-то, имеющий влияние в Вашингтоне. В-четвертых, это должен быть кто-то, кто действительно хотел быть в Японии.

По мнению Нисикавы, эти критерии всё еще учитываются при выборе посла, но при разных президентах США на первый план выходит что-то свое.

«Например, назначения Кэролайн Кеннеди (назначена президентом Бараком Обамой), Томаса Фоули (назначен президентом Биллом Клинтоном) и Уолтера Мондейла (также назначен Клинтоном) послали сигнал о том, что „Япония важна для США“, поскольку все они были политическими знаменитостями», — считает Нисикава.

Кеннеди, которая занимала пост посла с 2013 по 2017 год — дочь бывшего президента Джона Кеннеди и член одной из самых известных политических семей Америки. Фоули, служивший послом с 1997 по 2001 год, был спикером палаты представителей США (нижняя палата парламента). Мондейл когда-то занимал пост вице-президента при президенте США Джимми Картере, после чего служил послом в Японии с 1993 по 1996 год.

Более поздние послы Соединенных Штатов не были столь заметными, как Рейшауэр, Мэнсфилд, Мондейл или Фоули, отмечает The Japan Times. По словам профессора университета Мэйкай и старшего научного сотрудника Японского института международных отношений Тэцуо Котани, хотя эта должность по-прежнему важна, в знаковом после больше нет необходимости, он и так может быть полезным для двусторонних отношений.

«Все недавние послы были незнакомы японцам», — цитирует Котани The Japan Times. Тем не менее, например, Джон Рус (посол с 2009 по 2013 год) принес Японии большую пользу в рамках усилий США по оказанию помощи в ликвидации последствий землетрясения и цунами 2011 года. А Кэролайн Кеннеди, по мнению профессора, была незаменима в осуществлении визита президента США Обамы в Хиросиму в мае 2016 года.

«Рус и Кеннеди иногда представляли точку зрения японцев и реализовывали свое политическое влияние в Вашингтоне. В этом смысле нам нужны практичные послы, которые смогут работать в интересах американо-японских отношений», — утверждает Тэцуо Котани.

Как отмечает издание, в течение многих лет посланник США в Токио рассматривался в Японии как лакмусовая бумажка того, как администрация президента Соединенных Штатов рассматривает Японию, и какие области, представляющие взаимный интерес, она может захотеть приоритизировать.

Новый посол США в Японии Рам Эмануэль

В начале этого года прошла информация, что послом в Японии может стать уроженец Чикаго, Рам Эмануэль. Представитель Демократической партии США, опытный политик. Работал советником при Клинтоне, член палаты представителей с 2003 по 2009 год, глава администрации Обамы в 2009 году.

Изображение: house.gov
Рам Израэль Эмануэль
Рам Израэль Эмануэль
ЭмануэльИзраэльРам

В октябре 2010 года он покинул Белый дом, чтобы баллотироваться на пост мэра Чикаго, который в результате и занимал в течение двух сроков — с 2011 по 2019 год. На третий срок Эмануэль не пошел.

Новости о возможном назначении вызвали массу сообщений в СМИ, особенно в Японии, на тему того, что же может означать это гипотетическое назначение для двусторонних отношений. В том числе торговых связей, отношений в области безопасности и роли обеих стран в Восточной Азии.

Очевидно, что Эмануэль не является кем-то вроде вышеупомянутого Рейшауэра. Как пишет Chicago Tribune, будучи мэром, Эмануэль возглавлял делегацию Чикаго в рамках делового визита в Японию и Китай. Политик выступил на инвестиционном форуме, встретился с несколькими правительственными чиновниками, в том числе губернатором Токио Юрико Коикэ и заместителем генерального секретаря кабинета министров Японии Ясутоси Нисимурой и так далее. В целом не похоже, что у Эмануэля есть какие-то давние связи с Японией или глубокие познания об этой стране.

Тем не менее многие СМИ пишут о его достаточно тесных связях с нынешним президентом США Джо Байденом еще со времен администрации Барака Обамы. А наличие значимого американского политика в качестве посла может успокоить японцев, которые ожидают сильного сигнала из Вашингтона о важности двусторонних отношений.

Как отмечает профессор Нисикава, тесные отношения Эмануэля с Байденом и его узнаваемость в США, вероятно, были важными факторами при его выдвижении на должность посла в Японии, хотя у него почти нет опыта во внешней политике.

«Вопрос о том, имеет ли посол хорошие отношения с президентом, как правило, вызывает большую озабоченность у союзников США в Азии, поэтому выбор Эмануэля должен в целом понравиться Токио», — цитирует The Japan Times научного сотрудника Центра исследований Соединенных Штатов в Сиднее Тома Корбена.

Схожей позиции придерживается старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Зак Купер.

«Если бы японцам пришлось выбирать между кем-то, кто хорошо их знает, и кем-то, кто хорошо знает президента, они, вероятно, каждый раз выбирали бы кого-то, кто хорошо знает президента», — цитирует эксперта портал Defense One.

Тем не менее с момента появления слухов о назначении Эмануэля до момента официального объявления прошло как минимум три месяца. Видимо, определенную роль здесь сыграл давний скандал по поводу убийства чернокожего подростка белым полицейским в Чикаго в 2014 году, когда политик еще занимал должность мэра города. Тогда Эмануэля фактически обвинили в сокрытии улик.

Судя по всему, ему до сих пор припоминают данную историю. Как только стало известно о возможном назначении, раздались голоса критиков, призывающих его отменить. Причем голоса эти звучали в том числе от сенаторов Демократической партии США.

Тем не менее после официального объявления о номинации, ряд известных политиков, в том числе от Республиканской партии, выступили за кандидатуру Эмануэля. В их числе был и вышеупомянутый бывший посол в Японии, а ныне сенатор США Хагерти.

В декабре, по итогам прошедшего в Сенате голосования, кандидатуру Рама Эмануэля утвердили с результатом 41/21. Как видно, многие сенаторы попросту не проголосовали.

Прагматика или поддержка своих?

Так всё-таки указанное назначение — больше, так скажем, попытка вернуть Эмануэля в большую политику, «награда» за давнюю приверженность Демпартии или некое практическое действие, направленное, скажем, на укрепление отношений Японии и США? Вполне возможно, что и то и другое.

Еще в декабре 2020 года Associated Press написало, что Эмануэль может занять определенный пост в кабмине Байдена. Однако эта новость столкнулась с валом критики со стороны так называемых «прогрессивных» политиков, вроде Александрии Окасио-Кортес. В качестве повода для нападок выступала та же история с убийством 2014 года. Вполне возможно, что назначение Эмануэля за рубеж встретило несколько меньшее сопротивление.

При этом, как уже упоминалось выше, данное назначение вполне служит и практическим целям, посылая Токио сигнал о важности американо-японских отношений. Что имеет серьезное значение в текущей непростой обстановке в регионе на фоне растущего влияния Китая.

К тому же Эмануэля воспринимают, как некий прямой канал связи непосредственно с Байденом. За эти годы политик наладил тесные отношения с ключевыми должностными лицами демократических администраций, включая Байдена, связи, которые Япония надеется использовать, отмечает японское издание Nikkei.

Повлияют ли давние позиции Эмануэля по разным вопросам — посмотрим. В частности, он был сторонником Транстихоокеанского партнерства, из которого США вышли при Трампе в 2017 году.

Так или иначе, Япония, будучи одним из главных союзников США вообще и самым главным в Азии, представляет большую важность для Соединенных Штатов с точки зрения противодействия усилению Китая.

«То, что мы построим в партнерстве с Японией в течение следующих трех лет, определит позицию Америки на следующие 30 лет. Проблемы и возможности, с которыми мы сталкиваемся, подчеркивают необходимость укрепления наших связей с нашим ближайшим союзником, Японией», — заявил Эмануэль по итогам своего назначения.

Как сложится дальнейшая судьба самого Байдена в качестве президента США — покажет время. Но очевидно, что ему пригодится проверенный человек в одном из ключевых регионов мира, с учетом нарастающего в мире напряжения. Рам Эмануэль вполне подходит на эту роль.