Регулярные атаки БПЛА на Москву и Подмосковье создали проблемы для малой авиации и вынуждают менять принципы работы

БПЛА продолжили налеты на Москву. Как это сказалось на работе авиации?

Александр Дейнека. Самолёты над Нью-Йорком. 1935
Александр Дейнека. Самолёты над Нью-Йорком. 1935

В ходе специальной военной операции России на Украине украинские военные стали регулярно применять беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для террористических атак на российские территории. Если приграничные с Украиной регионы БПЛА тревожили с самого начала СВО, то к маю 2023 года атаки добрались до самого «сердца» страны — Москвы.

В связи с этим возросло количество распространяемой публичной информации в Сети, а также число ложных сообщений о пролетающих беспилотниках. Так, 30 мая прокуратура города Москвы предостерегла от распространения фейков после масштабной атаки беспилотников.

«За публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной общественно значимой информации, в том числе об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, предусмотрена административная и уголовная ответственность», — напомнило ведомство в своем Telegram-канале.

В последнюю неделю августа ночные террористические атаки украинских беспилотников на Москву стали практически ежедневным явлением, которое усложняет жизнь в том числе авиации. Аэропорты вынуждены, в случае полетов БПЛА на столицу, по ночам на некоторое время закрывать свои взлетные полосы, откладывать или вовсе отменять вылет рейсов. А прилетающие самолеты отправлять на резервные аэродромы.

Аэродромам Московской области пришлось перестроить свою работу под новые реалии. Так, аэродромы региона теперь предоставляют планы полетов не только Росавиации, как было ранее, но и правоохранительным органам. Это вызвано тем, что жители ошибочно принимают воздушные суда малой авиации за БПЛА и сообщают о них экстренным службам, сообщили РБК представители нескольких аэродромов Подмосковья.

В аэродроме Волосово РБК заявили, что полиция получает «очень много звонков от местных жителей, которые проявляют бдительность и начинают их „кошмарить“».

Начальник аэроклуба «Паралет» Михаил Козьмин рассказал изданию Business FM, что после жалоб граждан полиция начинает проверку: запрашивает у аэродромов, какие суда в это время находились или находятся в воздухе. Такой порядок, по его словам, действует еще с начала 2023 года.

«Местные жители в связи с ситуацией с дронами сразу начинают звонить в различные силовые структуры, видя в воздухе любые летательные аппараты. Они не сильно отличают дроны от пилотируемых воздушных судов, а потом, если воздушное судно летит на высоте 300–400 метров, особенно против солнца, бывает сложно разобрать», — сказал Козьмин.

Он добавил, что теперь его аэроклубу приходится оповещать местные силовые структуры о полетах, чего не было раньше: «Мы подаем заявку в зональный центр, как всегда, но помимо этого приходится еще согласовывать со всеми силовыми структурами вплоть до ФСБ и периодически отвечать на звонки с вопросами, кто летит».

Также Козьмин заявил РБК, что аэроклубу ограничили зону полетов в связи с тем, что на самолеты «Паралета» «тратится много ресурса ПВО, когда они отслеживают воздушное пространство».

Еще одним фактором, который осложнил работу малой авиации в Подмосковье, стало глушение сигнала GPS.

«Если самолет летит на высотах условно 500 метров, то, конечно, пропадает навигация, и ты не знаешь, куда лететь. Иногда можно сманеврировать высотой, уйти на нижние высоты, как мы говорим, „по елкам передвигаться“, но это тоже небезопасно», — сказал президент Федерации авиации общего назначения России Сергей Минигулов РБК.

По его словам, сейчас авиационное сообщество России пытается выработать новые технические решения, чтобы можно было ориентироваться, например, по вышкам сотовой связи, чтобы не мешать армии выполнять свои задачи.