Главная библиотека Кирова впервые останется без новых книг?
В середине января 2018 года кировские СМИ сообщили общественности о росте читательского интереса в главной областной библиотеке им. А. И. Герцена. Однако обеспокоенные сотрудники библиотеки также сообщили о том, что за всю двухвековую историю библиотека впервые оказалась лишена бюджета на закупку новых книг и подписки на периодические издания.
Корреспондент агентства Красная Весна решил выяснить подробности сложившейся ситуации и обратился за разъяснениями к заместителю директора по научно-методической работе Светлане Николаевне Будашкиной.
КВ: Правда ли, что в бюджете библиотеки на 2018 год не предусмотрено средств на закупку книг?
С.Н. Будашкина: Да. Вы знаете, впервые в этом году у нас такая ситуация.
Дело в том, что мы — бюджетная организация, то есть из областного бюджета нам выделяется субсидия на все наши нужды. В том числе, и на комплектование. Финансирование нашей деятельности определяется госзаданием. Если раньше это была книговыдача, т. е. количество книг, которые мы выдали читателям, то с прошлого года у нас госзадание — посещаемость, то есть сколько читателей к нам пришло. Впервые было сказано, что из бюджетных денег мы не можем выделять деньги на комплектование, и в этом году и на приобретение книг — ноль рублей, ноль копеек, а подписка на периодические издания вновь значительно сократилась.
Мы можем покупать книги на внебюджетные деньги. Внебюджетные деньги — это то, что мы получаем от платных услуг. Но, во-первых, это сумма очень небольшая, а во-вторых, у нас эти платные услуги уже расписаны по другим статьям.
КВ: В рамках какой новой концепции произошла смена госзадания с книговыдачи на посещаемость? В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы каждого госзадания?
С.Н. Будашкина: Госзадание отражает потребность государства в тех или иных услугах учреждения. Видимо, в современном обществе считается, что библиотеки не могут существовать, лишь выполняя свои традиционные функции. Поэтому ввели новую составляющую в деятельность библиотек — это не только место для чтения, но и место досуга. А для учреждений досуга посещаемость — главный показатель. Мы всегда проводили и будем проводить мероприятия, организовывать интеллектуальный досуг населения. Но не надо забывать и про основу нашей деятельности, ее коренные задачи.
Кто пойдет в библиотеку, где нет новых книг? Самые спрашиваемые книги, вы видели, у нас рейтинг выставляется — книги-новинки. Есть, конечно, исследователи, которые работают с книгами, сто-двухсотлетней давности, но это не основная масса читателей. Мы с вами живем в современном мире, нам хочется читать о том, что с нами связано.
Мы провели анализ, посмотрели по всей России, связались с нашими методическими центрами, и получилось, что мы — единственная библиотека в Российской Федерации, у которой нет денег на комплектование. Я имею ввиду областные библиотеки.
КВ: Удивительная ситуация, что нет денег в бюджете на комплектование, это же библиотека.
С.Н. Будашкина : Да. Сейчас много пишется о том, что должны быть электронные ресурсы в библиотеках. Но парадокс в том, что на них тоже надо подписываться и они тоже платные.
И то, что во всем мире растут тиражи именно печатных книг, — это не случайно. Взять те же благополучные западные страны, у них уже несколько лет стабильно процент электронных книг составляет 23% от бумажных. И это, видимо, та норма, которая будет какое-то время существовать.
К сожалению, сейчас существует такая ситуация — пытаются противопоставить библиотеку и электронные ресурсы. А мне кажется, что это очень неверно. Мы вписались очень хорошо, мы этим пользуемся, и мы рады, что есть такая возможность. Но совсем исключать бумажную книгу из жизни людей — это неправильно. Даже начать с того, что дети должны учиться читать по бумажной книге. Это уже физиология, доказано, что до 12 лет дети должны читать бумажную книгу. А дальше — электронную, хотят — бумажную, это их выбор.
КВ: Еще вопрос. Насколько я понял, это первый случай за всю историю существования библиотеки?
С.Н. Будашкина: Да, раньше никогда такого не было. Конечно, до революции, когда библиотека не была на государственном обеспечении, деньги получали от подписчиков (тогда читатели назывались подписчиками), или благотворительные деньги были, но тогда и объем изданий был совсем другой. И надо сказать, что и в те времена библиотека комплектовалась неплохо, например, она выписывала 5 экземпляров журнала «Современник», который издавал А. С. Пушкин. И вятские жители имели возможность свежую периодику получить. Сейчас наши читатели лишены этой возможности.
КВ: Как вы думаете, такая ситуация только в 2018 году будет или дальше продолжится?
С.Н. Будашкина: У нас бюджет составлен на 3 года.
КВ: То есть ничего вообще не будет приобретаться: ни газет, ни журналов, ни книг?
С.Н. Будашкина: Бюджет сокращается не только в библиотеке, это касается всех учреждений, наверное, потому, что у нас область выходит из долгов. Я понимаю эту ситуацию, но все равно должны быть какие-то разумные решения. То есть, не приобретая новые книги, мы в будущее не вкладываем. Кого мы вырастим, какое поколение? Ведь три года — это много. Зачем тогда принимаются национальные программы поддержки чтения, выпускаются книги?
КВ: Получается, областной бюджет как-то в чем-то библиотеку финансирует, например, на зарплаты сотрудников?
С.Н. Будашкина: Конечно, он обеспечивает заработную плату сотрудников, основные коммунальные услуги и другие обязательные траты. К сожалению, значительно сократились средства на содержание здания, техническую поддержку и приобретение нового оборудования. Вот уже несколько лет мы не ведем текущий ремонт, хотя историческое здание нуждается в нем. Это тоже сказывается на нашей работе. С одной стороны, электронные ресурсы, с другой стороны — на развитие денег нет. Можно было какое-то время потерпеть, но без книг… Что такое библиотека без книг? Это клуб.
КВ: Судя по вашему описанию, библиотека уже стала полукоммерческим предприятием. Ввиду того, что библиотека — это важнейший институт, влияющий на формирование культурной идентичности нации, можно ли считать правильным подход коммерциализации библиотечного дела (по существу, социального института)? Не создает ли подобный подход, когда библиотека по существу вынуждена «выживать», опасность для сохранения идентичности нации?
С.Н. Будашкина: О роли библиотек в современном обществе идет большая дискуссия. Нужны ли они, в каком качестве, многие упрекают библиотечное сообщество в консерватизме. Это большая отдельная тема. Я бы привела слова Дмитрия Лихачева:
«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, — культура не погибнет в такой стране».
Да, я уверена, что библиотеки, это учреждения, которые сохраняют культурный код нации.