Обзор ситуации с покупкой китайскими инвесторами завода «Мотор Сич» на Украине.

Украина поссорилась с Китаем. Кто после этого вложит деньги в ее экономику?


Суд Шевченковского района Киева 20 марта арестовал и передал в управление Агентству по розыску и менеджменту активов Украины (АРМА) акции украинского предприятия «Мотор Сич», кроме акций, суд наложил арест на имущественный комплекс завода и также передал под управление агентством. Суд принял свое решение с подачи иска от руководства СБУ.

Министр юстиции Украины Денис Малюська 19 марта заявил, что в министерстве разрабатывают закон, который позволит национализировать предприятие, а если учесть нынешние украинские реалии, просто сменить владельцев у предприятия. В настоящее время на Украине нет законов, которые позволили бы национализировать частную собственность, кроме специального закона о банках.

Пакет акций был распределен следующим образом: 56% акций приобрели китайские инвесторы Skyrizon и Xinwei Technology, 25% принадлежит инвестиционной компании DCH Group харьковского бизнесмена Александра Ярославского, 19% — миноритарным владельцам акций.

Украинский суд вместе с контрольным пакетом акций зарубежных инвесторов отнял частную собственность у граждан Украины, которые также владели акциями «Мотор Сич», считает исполнительный директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрей Семидидько.

«Рыночная капитализация „Мотор Сич“ только по показателю стоимости акций составляла свыше 13,5 млрд гривен, что примерно эквивалентно сумме в полмиллиарда долларов. 2,7 млрд гривен, или около $ 100 млн — вот потери миноритариев, когда государство решило забрать себе все 100% акций „Мотор Сич“», — подчеркнул эксперт.

История сделки

Напомним, история сделки вокруг покупки завода «Мотор Сич» началась в 2016 году с продажи депутатом Верховной рады Украины Вячеславом Богуслаевым контрольного пакета в 56% акций предприятия китайским покупателям — компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Китайские инвесторы в обмен на одобрение сделки обещали вложить в развитие завода до $250 млн.

Надо уточнить, что после государственного переворота на Украине в 2014 году, который привел к гражданской войне, пришедшие к власти националисты запретили предприятию поставлять продукцию в Россию, где был основной рынок сбыта. Предприятие от таких нововведений с этого момента начало медленно задыхаться и останавливаться. Богуслаев сообщил, что инвестиции Китая помогли предприятию продержаться на плаву.

В 2019 году предложили новые условия сделки — 25% акций получит государственная компания «Укроборонпром», до 50% останется в руках китайских инвесторов, остальное будет распределено в руках миноритарных владельцев. Антимонопольный комитет Украины заблокировал окончание сделки из-за подозрения, что китайцы могут консолидировать в одних руках контрольный пакет в 75% акций. Якобы миноритарные владельцы также могли быть связаны с инвесторами и сделка не состоялась.

На Украину в 2019 году приезжал основатель ЧВК Blackwater (Academi) Эрик Принс, который заинтересовался покупкой завода для подконтрольной ему компании Frontier Services Group. Украинскими авиазаводами также интересовались представители Oriole Capital Group, компании из США, которая занимается авиастроением.

В сделку вклинилась Служба безопасности Украины, которая нашла в сделке признаки уголовного преступления «государственная измена». Сделку немедленно раскритиковал помощник президента США Джон Болтон, и власти Украины приостановили продажу китайцам компании.

В августе 2020 года сообщили о продаже 25% акций компании DCH Group, что должно было разблокировать решение Антимонопольного комитета, для завершения сделки. В СМИ опубликовали мнение, что это будет своего рода посредник для реализации китайских интересов на предприятии.

В офисе президента Украины назвали продажу «экономически необоснованным отчуждением имущества предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также субъектов хозяйствования с корпоративными правами государства».

Стоит напомнить, что 1 октября 2020 года Зеленский дал очень большое развернутое интервью китайскому агентству Синьхуа, в котором признал, что Украина для Китая представляет большой потенциал для сотрудничества.

«Отношения Украины и КНР — это давняя история политического и культурного диалога, экономического взаимовыгодного сотрудничества, уважения к выбору пути развития друг друга. У наших стран есть все необходимые предпосылки для развития дружественных, взаимовыгодных отношений и прагматического сотрудничества», — заявил Зеленский.

Попытки кулуарно повлиять на одобрение и завершить сделку продолжались до декабря 2020 года, когда китайские бизнесмены потеряли терпение и подали в международный арбитраж на украинское правительство иск в $3,5 млрд из-за несоблюдения прав инвесторов.

Изображение: wikipedia.org
Логотип «Мотор Сич»
Логотип «Мотор Сич»
Сич»«МоторЛоготип

Антикитайские санкции

В январе 2021 года министерство торговли США ввело санкции против китайской компании Beijing Skyrizon как производителя военной продукции. Вслед за американцами 28 января 2020 года на Украине провели заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, на которых предложили ввести санкции против китайских компаний и их владельца гражданина Китая Ван Цзина.

Санкции ввел президент Украины Владимир Зеленский своим указом в этот же день. Пресс-служба президента Украины отметила, что формально санкции ввели с предложения руководства СБУ.

Китайские компании назвали такое поведение украинских властей «варварским грабежом». Тогда на $100 млн увеличили сумму иска к Украине, до $3,6 млрд, из-за включения требований других китайских инвесторов.

Китайские инвесторы намеревались получить доступ к технологиям производства и по аналогии воспроизвести на своей территории производство авиадвигателей. Для этого взяли кредит в государственном банке Китая в $3,5 млрд, из которого $2,5 млрд потратили на строительство двух производственных площадок на территории Китая, и $1 млрд на покупку акций и сопутствующие расходы.

Ответ по-китайски

Издание «Страна.ua», ссылаясь на сведения своих источников, 5 марта 2021 года сообщило, что китайские инвесторы охладели к авиапромышленности Украины и выбрали путь возмещения расходов через международный арбитраж. «Китайцы еще увеличили сумму, и теперь уже хотят порядка $5 млрд. Им уже и „Мотор Сич“ не нужна, готовы забрать деньгами, тем более, что это в разы больше, чем они вложили», — цитирует издание.

Китай на официальном уровне не оставил без ответа демарш Украины, но ответил «асимметрично». 11 марта МИД Китая потребовал от Украины уважать права китайских инвесторов. 10–11 марта большая делегация бизнесменов из Китая посетила Крым. Бизнесмены заинтересовались сельхозпродукцией и туристической отраслью. «Китайские компании поддерживают контакты с Крымом и сотрудничают с ним в соответствии с принципами рынка. Нельзя политизировать это взаимодействие в коммерческой сфере», — заявил представитель МИД Китая Чжао Лицзянь.

Реакция Украины была менее бурной, чем обычно в таких случаях. Заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин встретился с послом КНР и написал 15 марта на своей странице в Facebook: «Зрада отменяется». «Продолжая тему „Мотор Сич“, довел до китайской стороны сигнал, что Украина уважала, и будет уважать иностранные инвестиции, а также строго придерживаться взятых на себя международных обязательств в этой сфере!», — написал Енин о встрече. Через пять дней суд отнял собственность у китайских компаний.

За 2020 год Китай вышел на первое место среди внешнеторговых партнеров Украины. Госстат сообщил, что за 2020 год торговый оборот с Китаем превысил объем в $15 млрд. Украина в основном поставляет Китаю железную руду и сельхозпродукцию.

С чем осталась Украина?

Украинские эксперты скептически смотрят на ситуацию вокруг покупки завода, потому что рынки сбыта у предприятия схлопываются. Предприятие сообщило об больших убытках за 2020 год. Поставлять продукцию в Россию запретили власти. Турецкая компания Baycar, производитель беспилотников, которая ранее закупала авиадвигатели, заявила, что отказывается от двигателей «Мотор Сич» в пользу турецкого производителя. Правительство Украины предпочитает заказывать вертолеты французского производства.

Лучше всего ситуацию описал бывший президент Грузии, а ныне глава национального исполнительного комитета реформ Михаил Саакашвили в передаче «Хард с Влащенко» на телеканале «Украина 24», несмотря на то, что говорил о ситуации вообще. «На Украине нет иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в украинском ВВП менее 2%, из них настоящих иностранных инвестиций меньше 0,2%… Почему нет? Потому что кидалово никто не любит. У Украины, у украинских чиновников, у государства есть четкая репутация вот этого кидалова. Они всех кидают», — подвел итог Михаил Саакашвили.