Власти страны строят Грецию «мечты», не руководствуясь мнением общества, и призывают к единству, работая на раскол 

В Греции объявили год мощных реформ и начали с гей-браков

Фредерик Сулакруа «Счастливые дни» (фрагмент)
Фредерик Сулакруа «Счастливые дни» (фрагмент)
Фредерик Сулакруа «Счастливые дни» (фрагмент)

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявил, что 2024 год станет годом «мощного реформистского рывка». И объявил легализацию гей-семей и их родительских прав.

Как отметили аналитики, условия для «мощных реформ» сложились уже в 2023 году. В ноябре глава компании MRB Димитрис Маврос заявил, что комплексный кризис левой оппозиции дал правоцентристскому правительству «Новой демократии» возможность прийти ко «всевластию» и провести такие реформы, которые «в другой ситуации не посмело бы проводить никакое правительство». Сама «Новая демократия» на повторных парламентских выборах в июне 2023 года получила большинство, действительно позволяющее ей принимать любые законы, а перед выборами ее лидер Мицотакис открыто заявил, что, пока большинства не будет, выборы будут повторяться снова и снова.

Гомосексуальные браки

Наиболее скандальной реформой, пожалуй, стала (или, точнее, становится: законопроект пока только рассматривается в парламенте) легализация гомосексуальных браков. Главным инициатором этой реформы выступил сам Мицотакис. Оговорив, что это не главная проблема, беспокоящая греческое общество, он заявил, что «это вопрос, который я поднял по своей собственной инициативе».

«Я очень много занимался этим вопросом. Я много читал, многое изучил. Я разговаривал со многими нашими согражданами, которых касается это предстоящее изменение законодательств», — пояснил Мицотакис.

Согласно его инициативе, гомосексуальные пары в Греции должны получить возможность не только зарегистрировать свои отношения как брак, но и иметь детей. Логика Мицотакиса простая: эти пары уже существуют, и у них уже есть дети, родившиеся за границей. Такие дети не могут стать гражданами Греции, «потому что мы не признаем [такой] брак», и поэтому эти дети подвергаются травле.

«И вот я спрашиваю, <…> когда травли больше? Когда это делается втайне или когда мы открыто обсуждаем такие вопросы?» — заявил он в интервью ERT. В связи с этим он потребовал «юридически признать реальность, которая существует и в нашей стране».

Второй аргумент Мицотакиса — нужно принять то, что уже принято в 20 странах Европы. «Мы уважаем другой взгляд и высказанные возражения, но Греция, о которой мы мечтаем, — инклюзивная страна», — добавил он. В целом же реформы, которые предстоит провести в Греции, должны сделать ее «больше Европой», заявил он в своем первом за 2024 год еженедельном заявлении.

«Мощный рывок», как выяснилось, не обязательно должен отражать мнение общества: «Подчеркиваю, мы, безусловно, принимаем общество во внимание. Но это не значит, что мы принимаем законы, руководствуясь опросами. Мы так никогда не делали».

Что же общество?

Во-первых, как признал сам Мицотакис, это не главная проблема, беспокоящая греков. По данным телеканала Skai (опрос компании Pulse), 93 % опрошенных назвали рост цен «и вообще экономические проблемы» главной либо одной из самых главных проблем. В частности, положительное отношение к акциям протеста фермеров выразили 68 % опрошенных (отрицательное — 13 %).

Что касается права гомосексуальных пар на гражданский брак, их поддержали 52 % против 43 % опрошенных. При этом желание, чтобы такие отношения разрешалось регистрировать, выразили только 20 % опрошенных. 35 % заявили, что против этого. Еще 31 % заявили, что не возражают против регистрации, — из чего социологи сделали вывод, что 51 % согласны с инициативой правительства.

Однако, как передает MEGA, даже с общественной поддержкой не всё хорошо. Опрос Metron Analysis показал, что доля тех, кто считает, что дела идут «в неправильном направлении», выросла до 60 %. Как заявили исследователи, январская повестка дня непрерывно представляется негативными новостями. При этом правительство оказалось вынуждено «воевать» сразу на много фронтов. 73 % опрошенных заявили, что недовольны действиями правительства по проблеме роста цен, 77 % — по проблеме преступности. Положительную оценку правительству в целом выразили 34 % опрошенных (отрицательную — 59 %). При этом оппозицию положительно оценили только восемь процентов опрошенных (отрицательно — 86 %).

По данным MEGA, хотя согласие с гомосексуальными браками выразили 62 % опрошенных, право таких семей усыновлять детей поддержали только 30 % (69 % высказались против). А это, как мы видели, одно из ключевых положений инициативы Мицотакиса.

Обратимся теперь к результатам еще одного опроса — от компании Marc. По ее данным, легализацию однополых браков поддержали 53 % опрошенных (42 % против), усыновление ими детей — также 53 % (при 41 % против). При этом легализацию детей, которые уже оказались у однополых пар, поддержали 74 % респондентов (при 20 % против).

Стоит привести формулировку вопроса, давшего такой яркий отклик: «По Вашему мнению, должны ли дети, которые уже есть в однополых парах, быть признаны и обладать равными с другими детьми законными правами, например, наследственными правами или [правом] в случае смерти биологического родителя остаться с небиологическим родителем вместо того, чтобы быть переведенным в учреждение?»

Не беремся судить за греческое общество, но, на наш взгляд, манипулятивность вопроса видна уже в том, что в нем вообще исключена такая категория, как близкие и члены семьи. Ведь никому же не приходило в голову, например, заблаговременно потребовать признать бабушку «тоже матерью» просто для того, чтобы подстраховаться на случай смерти родной матери?

Элладская православная церковь зачитала во всех приходах решение Синода, заявившего, что «так называемый „гомосексуальный брак“ представляет собой подрыв христианского брака и института традиционной греческой семьи». Среди прочего церковь отметила, что отвергает такие формы не только из любви к людям, но и из любви к государству, поскольку они подрывают решение демографической проблемы.

В этом контексте весьма любопытно прозвучало заявление Мицотакиса, что для него якобы «очень важно, чтобы мы как общество не разделялись по этому вопросу».

Парламент

Что касается депутатов правящей партии, не согласных с инициативой, Мицотакис заявил, что не будет требовать от них соблюдения партийной дисциплины. Он призвал их не участвовать в голосовании, заявив, что это является «достойной позицией», позволяющей выразить свое несогласие, «не создавая проблем для правящего большинства». По правилам парламента Греции, закон принимается, если его поддержали не менее половины присутствующих плюс один человек, но не менее ¼ общего состава парламента.

Поддержку законопроекту выразили, помимо «Новой демократии», крупнейшие оппозиционные партии СИРИЗА и ПАСОК (обе левые), а также маленькая левая партия «Курс свободы». Докладчик от СИРИЗА Елена Акрита даже раскритиковала запрет на суррогатное материнство в Греции, поскольку однополые пары могут спокойно воспользоваться такими возможностями за границей.

Против выступили правые партии: НИКИ, «Спартанцы» и «Греческое решение» (все небольшие), — а также Компартия. Представитель коммунистов Виви Дага заявила, что законопроект коммерциализует вопросы рождения и воспитания детей и подрывает право ребенка на связь с матерью и отцом, основанную на «взаимодополняющих отношениях материнства и отцовства». Дага подчеркнула, что партия заботится о правах ребенка.

Напомним, «Новая демократия» располагает в парламенте Греции 158 голосами из 300, а вместе с СИРИЗА и ПАСОК — 226 голосами. Голосование запланировано на 15 февраля. Если партии действительно будут голосовать так, как заявлено, то трудно представить, чтобы закон не был принят. По крайней мере, еще в начале января Мицотакис заявил, что не думает, что дискуссия по этому поводу продлится долго. «Важно, чтобы мы могли убедить депутатов других партий», — пояснил он.

Правительство

Как подчеркивал Мицотакис в своих интервью, его планы и его оптимизм не сводятся только к этому законопроекту. Государственному телевидению ERT он заявил, что «первыми знаковыми законопроектами», запланированными уже на январь, станут голосование по почте, ускорение отправления правосудия и реформы в высшем образовании. Как утверждает газета Proto Thema, в преддверии европейских выборов сотрудники аппарата президента спешат развернуть программу реформ, чтобы тема однополых пар «не монополизировала общественную дискуссию».

В интервью Bloomberg Мицотакис заявил, что 2024 год будет очень хорошим для экономики Греции. Греческая экономика «растет намного быстрее, чем в среднем по Еврозоне», — пояснил он. На вопрос о продаже 30 % акций афинского аэропорта «Элефтериос Венизелос» он заявил, что это случится в первых месяцах года, причем продается не только аэропорт. В частности, будет продана «значительная доля [крупнейшего греческого] банка Piraeus».

По словам Мицотакиса, движущей силой его политики является борьба с неравенством. А для этого, пояснил он, нужен профицит бюджета. Свободные средства помогут оказать помощь молодым семьям с детьми, особенно вынужденным снимать жилье. Ведь правительство обеспокоено убылью населения…

Тем временем СМИ уже начали считать количество «краш-тестов», с которыми столкнулось правительство Мицотакиса. По версии электронного издания Liberal, правительству приходится реагировать на жесткую реакцию по трем направлениям: акции протеста фермеров, пострадавших от разрушительных наводнений, протесты студентов, недовольных реформами в сфере высшего образования, и парламентские дискуссии по однополым бракам. По версии газеты Avgi (печатный орган СИРИЗА), «краш-тестом» являются выборы в европарламент.

Газета Kathimerini, которую принято связывать с «Новой демократией», заявила, что с 12 февраля для партии начнется трудная неделя, представляющая собой «краш-тест» из-за протестов фермеров (для которых денег в бюджете нет), а также из-за нежелания депутатов правящей партии поддержать столь передовой законопроект о гомосексуальных браках. Так, выяснилось, что убедить не голосовать удалось только 21 несогласного депутата. Еще 22 депутата намерены голосовать «против», тогда как 10 не определились.