Содержание Послания
Почти двухчасовое выступление Путина впервые сопровождалось большим объемом демонстрационных слайдов и видеопрезентаций и уже в преамбуле обозначило стратегический характер и ключевые тезисы Послания:
«Сегодняшнее Послание носит особый, рубежный характер, как и то время, в которое мы живем, когда значимость нашего выбора, значимость каждого шага, поступка исключительно высоки, потому что они определяют судьбу нашей страны на десятилетия вперед (здесь и далее выделено редакцией — Ред.). Именно в такие, поворотные моменты Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, строила города, покоряла космос, совершала грандиозные открытия. Эта постоянная устремленность в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преемственность нашей тысячелетней истории... Мы... прошли через масштабные, непростые преобразования, справились с... очень сложными экономическими, социальными вызовами, сохранили единство страны, утвердились как демократическое общество на свободном, самостоятельном пути.
Мы обеспечили устойчивость и стабильность практически во всех сферах жизни, а это критически важно для нашей огромной многонациональной страны, со сложным федеративным устройством, с многообразием культур, с памятью об исторических разломах и труднейших испытаниях, которые выпали на долю России».
То есть В. Путин сразу заявляет особый, «рубежный» характер современной эпохи, подчеркивает преемственность ВСЕЙ нашей истории и то, что Россия «устойчиво утвердилась» на самостоятельном пути.
Затем Президент оговаривает, что это лишь основа, но не гарантия дальнейшего развития, что «ближайшие годы станут решающими для будущего страны» и что Россия и мир вступают в новую эпоху, в которой «изменения в мире носят цивилизационный характер», «скорость технологических изменений нарастает стремительно... Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, <...> эта волна просто захлестнет, утопит».
Путин подчеркивает, что это — вызов, на который Россия должна дать ответ, и что «мы готовы к настоящему прорыву», а затем называет главные условия этого прорыва:
__«Мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам. Нужно принять давно назревшие, **непростые, но крайне необходимые решения. Отсечь все, что тормозит наше движение, мешает людям раскрыться в полную силу и реализовать себя. Мы обязаны сконцентрировать все ресурсы, собрать все силы в кулак, проявить волю для дерзновенного, результативного труда. Не сделаем этого — не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны. И вопрос не в том, что кто-то... захватит и разорит нашу землю... отставание — вот главная угроза. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться**...»
Осознать цивилизационный характер перемен... оседлать новую технологическую волну... совершить порыв... Принять непростые, но крайне необходимые решения... отсечь все, что тормозит... сконцентрировать все ресурсы... собрать все силы, проявить волю... преодолеть главную угрозу — отставание. Не правда ли, ничего подобного ни в каких выступлениях Президента никто и никогда еще не слышал? И в этой стратегической постановке фундаментальных проблем — конечно же, главная новизна Послания.
Далее В. Путин заявляет: «Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях».
И приступает к социально-экономической части Послания.
В этой части Послания Путин называет конкретные цели, которых требуется достичь по каждому из социально-экономических направлений развития.
Одним из приоритетов в этом разделе Путин называет цель «Прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, для чего к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза».
Цель, как отмечают многие эксперты, крайне амбициозная, но достичь ее будет очень трудно. Это ведь потребует среднегодовых темпов роста ВВП более чем в 5 %, в то время как в 2017 году у нас был рост только 1,5 %. А ведь «на горизонте» и возможные новые американские санкции, и вероятные обрушения цен на нефть американской игрой на «виртуальном» нефтяном рынке...
Борьба с бедностью. Цель — «обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности».
А это — и необходимо, и вполне возможно.
Социальная помощь должна быть выстроена на принципах справедливости.
Первая цель — перелом негативных тенденций рождаемости, которые приводят к углублению проблемы трудовых ресурсов страны:
- за счет адресной помощи нуждающимся;
- за счет расширения поддержки материнства и детства (программы материнского капитала, создания необходимого количества детских садов и яслей);
- за счет направления на эти программы в будущие 6 лет на 40 % больше средств, чем в предыдущей шестилетке — не менее 3,4 трлн руб.
Вторая цель — поддержка старшего поколения, обеспечение для него здорового долголетия:
- за счет увеличения размеров пенсий и их индексации выше темпов инфляции, сокращения разрывов между пенсией и предшествующей зарплатой;
- за счет повышения качества медицинского и социального обслуживания пожилых;
- за счет специальных программ системной поддержки и повышения качества жизни людей старшего поколения.
В итоге — к концу следующего десятилетия увеличить среднюю продолжительность жизни в России с нынешних 73 лет до более чем 80 лет.
Это, как рассчитывают экономисты, тоже вполне возможно, но непросто. Новая «демографическая яма», связанная с низкой рождаемостью в «поколении 90-х», снижает долю в населении трудоспособных, налоги с которых обеспечивают наполнение Пенсионного фонда. Да и с качеством жизни пожилых — быстрые перемены в инерционной (и все еще кризисной) российской экономике обеспечить очень трудно.
Создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки.
Здесь главное — не только осовременивать и делать удобными для жизни граждан города, но и создать такую инфраструктуру и систему коммуникаций, чтобы «небольшие населенные пункты были тесно интегрированы в общее социальное и экономическое пространство России». При этом «...особое внимание уделять социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий».
Отметим, что здесь Путин достаточно ясно отвергает идеи некоторых наших экономистов о том, что дешевый и наиболее эффективный путь развития страны — отказ от поддержки «неперспективных» поселков и сел и сосредоточение всего человеческого и производственного потенциала в крупных городских агломерациях. То есть Президент настаивает — и правильно настаивает — на сохранении и поддержке этих якобы «неперспективных». А это (см. ниже) потребует больших инфраструктурных инвестиций.
Создать новые условия для обеспечения людей доступным жильем:
- за счет роста доходов граждан;
- за счет обеспечения доступности ипотеки — на уровне ставки кредита в 7–8 % годовых;
- за счет роста масштабов жилищного строительства с нынешних 80 млн кв. м в год до 120 млн кв. м в год;
- за счет поэтапного перехода от долевого финансирования строительства к проектному финансированию, когда главные риски берут не себя не граждане, а застройщики и банки;
- за счет пересмотра налогов на недвижимость, которые должны быть справедливыми и посильными для граждан.
Увеличение масштабов жилищного строительства очень бы нужно — в том числе потому, что строительство везде один из главных «моторов» роста промышленности. Да и ипотечные ставки на заданном уровне, видимо, вполне можно обеспечить, и к проектному финансированию строительства перейти. Так что главное в решении этой задачи — рост доходов граждан. Который прямо связан с темпами общеэкономического роста...
Для обеспечения «связанности» страны необходимо буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями».
В части автодорог Путин прежде всего признает, что хотя федеральные трассы в России в значительной мере приведены в порядок, с региональными дело хуже, а «местные вообще никуда не годятся». И предлагает за 6 лет удвоить расходы на автодороги, увеличив их с 6,4 трлн руб. в предыдущую шестилетку до 11 трлн руб.
При этом Президент указывает, что одним из важнейших проектов является автомагистраль Европа — АТР и что Китай и Казахстан свою часть этой трассы уже построили и освоили, а российская часть только начинает строиться, и это нужно ускорить.
Ряд аналитиков опасается того, что приоритет трассы Европа — АТР съест основную часть огромных капиталовложений в дорожное строительство в регионах. И тогда на резкое повышение количества и качества местных дорог рассчитывать трудно.
И эти же опасения касаются железнодорожной отрасли:
В части железных дорог Путин вновь начинает с транзитных магистралей — БАМа и Трассиба, пропускная способность которых за 6 лет должна вырасти в полтора раза, до 180 млн тонн в год, причем контейнеры будут доставляться от Владивостока до западной границы России за 7 дней, и именно это быстро окупит инвестиции и поспособствует развитию территорий вокруг магистралей. При этом Президент заявил, что объем транзитных контейнерных перевозок по нашим дорогам между Европой и Азией должен вырасти почти в 4 раза, что сделает Россию одним из мировых лидеров контейнерного транзита.
В части портового хозяйства страны Путин указывает, что в начале 2000-х годов общая мощность портов России упала до 300 млн тонн в год, а сейчас превысила 1 млрд тонн в год, и что этот потенциал нужно наращивать, в том числе за счет роста пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна «более чем в полтора раза, до 131 млн тонн».
Отметим, что Президент почти везде, оценивая развитие России, в качестве базы сравнения называет 2000 год. То есть не только формулирует задачи на будущее, но и дает своего рода отчет о развитии страны с момента своего первого прихода на пост главы государства.
Для развития Севморпути Президент ставит задачу увеличить грузопоток к 2025 году в 10 раз, до 80 млн тонн в год и сделать его «ключом к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока», и также «глобальной конкурентной транспортной артерией». Хотя и отмечает, что в советское время грузопоток по Севморпути был больше.
Путин также подчеркивает, что в Арктике уже запущен ряд крупных индустриальных проектов и что там мы «укрепляем научную, транспортную, навигационную, военную инфраструктуру».
Конечно, 80 млн тонн в год — для «глобальной транспортной артерии» грузооборот мизерный. А для его повышения нужно очень многое сделать. Прежде всего, создать развитую инфраструктуру обеспечения перевозок, ремонтов, бункеровки, охраны и т. д. во многих ключевых точках нашего полярного побережья. А это и немалое время, и немалые деньги.
В части авиасообщения Путин заявил, что «нам предстоит реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую». И подчеркнул, что «это касается и авиационной составляющей, и аэропортовой».
Здесь нет подробностей, которые очень важны. Поскольку сеть региональных аэропортов частично уже давно в запустении, а с парком ближнемагистральной и особенно местной авиации пока проблем очень и очень много.
В целом по инфраструктуре Путин потребовал: «На основе Стратегии пространственного развития... подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны» и указал: «Считаю это одной из первоочередных задач для будущего правительства».
Затем Президент расширил тему: «Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и, подчеркну, одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных». И добавил, что при этом «нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику».
Отметим, что в ряде пунктов своего Послания Путин обращается к «будущему правительству». Конечно, оно должно меняться после выборов Президента по Конституции. Однако немало аналитиков усмотрели в таких пассажах намек на то, что состав правительства изменится кардинально.
По энергетике Путин сообщил, что «предстоит внедрить новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 трлн руб. частных инвестиций... С помощью так называемой распределенной генерации решить вопрос энергоснабжения отдаленных территорий... По всей стране системы электроэнергетики должны перейти на цифровой режим работы».
Здесь неясно, как именно могут быть привлечены частные инвестиции, каких масштабов, и чьи это будут инвестиции. Кроме того, неясно и то, какую роль в обновлении генерации, хранения и передачи энергии может и должен играть переход системы на «цифровой режим работы»...
Президент в ходе оглашения Послания несколько раз обращался к теме интернета и «цифровизации»:
«К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удаленные, небольшие населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников».
И далее: «с помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина, что само по себе крайне важно, мы с вами это понимаем. Но, кроме того, люди смогут создавать в цифровом пространстве научные, волонтерские команды, проектные группы, компании. Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей — это колоссальный прорывной ресурс».
Интернет в каждом селе, конечно, нужен. Но, во-первых, сразу нужно оговорить главный принцип, на котором настаивают профессионалы: телеконсультация специалиста при невозможности доставить больного к квалифицированному врачу — возможна, но врач с личным присутствием в лечении — неотменяем, никакие «облачные» технологии и машинные диагностики его заменять не могут и не должны. Вторая проблема состоит в том, что пока интернет у нас почти повсеместно «живет» на чужих (американских) технологических платформах, то есть может быть в значительной степени обрушен в любой момент. И хотя недавно уже прозвучали заявления ответственных лиц из правительства о том, что Россия в принципе готова перейти на собственную интернет-платформу, многие специалисты в этом сомневаются.
Далее Путин переходит к медицине и ставит следующие задачи:
- обеспечить доступность современной, качественной медицинской помощи;
- ежегодно «направлять на развитие здравоохранения из всех источников более 4 % ВВП»; стремиться к 5 %, находить дополнительные источники финансирования, «которые не сдерживали бы экономический рост»;
- обеспечивать рост зарплаты медработников и качество их подготовки;
- вернуться к вопросу «оптимизации» в здравоохранении, «восстановить действительно шаговую доступность в первичном звене здравоохранения»;
- в 2018–2020 гг. «в населенных пунктах с численностью населения 100–200 чел. создать фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории. А для населенных пунктов, где проживает менее 100 человек... организовать мобильные медицинские комплексы, автомобили с повышенной проходимостью, со всем необходимым диагностическим оборудованием»;
- «связать поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, региональные учреждения здравоохранения и ведущие медцентры в единый цифровой контур, чтобы для помощи каждому человеку были привлечены силы всей национальной системы здравоохранения»;
- восстановить систему профилактики заболеваний, «обеспечить всем гражданам реальную возможность не менее одного раза в год пройти качественный профилактический осмотр»;
- реализовать «специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями, активно привлечь к решению этой задачи науку, отечественную фарминдустрию, провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему, от ранней диагностики до своевременного эффективного лечения, которая позволит защитить человека».
Задачи амбициозные и, как представляется, вполне реализуемые. Обидно лишь то, что медицинская реформа последних лет с упомянутой Путиным «оптимизацией» — уже успела очень серьезно удалить страну от решения этих задач...
Для обеспечения высоких экологических стандартов жизни Президент требует следующего:
- продолжить ужесточать экологические требования к предприятиям;
- с 2021 года перевести все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды на наилучшие доступные экологические технологии;
- модернизировать ТЭЦ, котельные, коммунальное хозяйство;
- разгрузить города обходными дорогами от транзитных автомобильных потоков;
- ликвидировать и рекультивировать свалки, в первую очередь — в черте городов;
- существенно повысить качество питьевой воды, «подключить к решению этих задач технологии, которые есть в оборонно-промышленном комплексе»;
- реализовать «проекты по сохранению уникальных природных систем Байкала, Телецкого озера, а также всего Волжского бассейна, что прямо повлияет на улучшение качества жизни почти половины населения России»;
- открыть и сделать доступными для экологического туризма 24 новых заповедника и национальных парка.
Путин в Послании подчеркнул, что очень многие представители крупного бизнеса — главные загрязнители воздуха и вод — введению жестких экологических норм отчаянно сопротивляются. А некоторые экономисты предполагают, что ужесточение экологических требований опустит предприятия за грань рентабельности и они начнут попросту закрываться. Именно этим, кстати, до сих пор владельцы таких предприятий фактически шантажировали нынешнее правительство. Вопрос в том, будут ли они шантажировать новое правительство, и как оно решит «разруливать» эту коллизию.
Особо Президент остановился на проблеме сохранения идентичности граждан России. Он подчеркнул, что «именно вовлеченность людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей».
В связи с этим Путин подчеркнул необходимость поддержки и развития волонтерства, а также предложил «запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции. Что в запасниках держать столько произведений искусства? Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи, для людей всех возрастов. Первый такой проект будет реализован во Владивостоке».
Нельзя не отметить, что здесь Путин даже не упомянул важнейшую тему катастрофической деградации огромной части российской культурной среды. Включая как засилье низкопробной «культурной» продукции на телевидении, в театрах, в кино, в книгах, так и рост масштабов предъявления российским гражданам (в том числе детям!!!) специфического «культурного» потока с беспрецедентным насилием, сексуальными перверсиями, всевозможными нарушениями и оскорблениями любых человеческих моральных норм. То есть такими «культурными» явлениями, которые самым болезненным образом разрушают культурные, нравственные, духовные ценности, которые делают нас единым народом...
Обращаясь к проблемам образования, Путин подчеркнул что «мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребенка, помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».
Президент заявил, что «наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Мы продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, причем на всех уровнях... современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности — мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости».
Далее Путин предложил «переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Заявил о том, что «обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей... нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе».
Для поддержки и развития творческих способностей и талантов детей Президент предлагает создать систему, которая «охватывает всю территорию страны», и в ней «интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», «Кванториумы», центры дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России».
Для выстраивания современной профориентации учащихся Путин считает необходимым «партнерство школ с университетами, научными коллективами, успешными компаниями», а также «развитие движения наставничества». А далее предлагает «с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей».
В этих тезисах Послания скрыты проблемы, которые Президент не назвал. Если наша начальная школа действительно одна из лучших (в чем большие сомнения), то она — по результатам обучения — однозначно хуже советской школы. Налицо деградация образования, и тенденций к ее преодолению не видно.
Одна из серьезных проблем состоит в том, что Россия за последние десятилетия потеряла огромный корпус квалифицированных и любящих свою профессию учителей. И пока он не возродится — если возродится, — массовое качественное образование в стране обеспечить практически невозможно. Тем более, что многие, и именно лучшие, педагоги уходят из школ, не выдерживая требований зубрежки ответов на ЕГЭ и придуманной минобровской бюрократией системы «отчетности», при которой добрая половина рабочего времени учителя уходит на заполнение отчетных документов.
Указанные в качестве приоритетов индивидуализация образования и ранняя профориентация — также не благие цели, к которым нужно стремиться. Широкий опыт педагогов показывает, что они снижают уровень образования юных граждан нашей страны.
Наибольшее внимание в рассмотрении социально-экономических проблем России Путин уделил вопросам «знаний, умений, технологий, компетенций», назвав их «важнейшим конкурентным преимуществом» и «ключом к настоящему прорыву, к повышению качества жизни».
В этой сфере Президент ставит следующие задачи:
- «создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Причем такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии»;
- «быстро внедрить сети передачи данных пятого поколения и технологии связи интернета вещей»;
- «формировать собственные цифровые платформы, естественно, совместимые с глобальным информационным пространством. Это позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, в том числе с использованием технологии «распределенного реестра», что очень важно для финансовых транзакций, для учета прав собственности и так далее»;
- «наладить разработку и локализацию ключевых технологий и решений, в том числе для освоения Арктики и морского шельфа, для новых систем в энергетике, на транспорте и в городском хозяйстве, а также для сфер, определяющих качество жизни, — например, современных средств реабилитации для людей с ограничениями по здоровью»;
- «поддерживать высокотехнологичные компании, выстроить благоприятную среду для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство. Речь идет об удобной инфраструктуре, комфортных налоговых режимах, защите интеллектуальной собственности, техническом регулировании и венчурном финансировании».
Все это хорошо и правильно. Смущает лишь особый акцент на «цифровых» технологиях. Поскольку пока что их приверженцы почти всегда не могут убедительно объяснить, какую роль в решении конкретных задач должны играть эти технологии...
Далее Президент подчеркивает: «Наше технологическое развитие должно опираться на мощную базу фундаментальной науки. За последние годы мы смогли серьезно нарастить ее потенциал, по целому ряду направлений вышли на передовые позиции. Большая заслуга здесь принадлежит Российской академии наук, нашим ведущим научным институтам».
Затем Путин предлагает, «опираясь на заделы прошлых лет», выходить в науке «на принципиально новый уровень», ссылается на реализуемые проекты «современных исследовательских установок класса мегасайенс» в Гатчине и Дубне, а также «проекты новейших ускорителей» в новосибирском Академгородке и подмосковном Протвино. И заявляет, что в результате «российская исследовательская инфраструктура будет одной из самых мощных и эффективных в мире. Ее использование даст нашим научным коллективам, высокотехнологичным компаниям серьезные конкурентные преимущества, например, в создании современных лекарств, новых материалов, элементной базы микроэлектроники».
Главный «ускоритель» фундаментальной науки — сами ученые и научные школы. Многие из этих школ в постсоветскую эпоху уже необратимо разрушены, некоторые — сейчас «добивает» реорганизация РАН под эгидой «менеджеров» из ФАНО. Наше счастье состоит в том, что многие крупнейшие российские умы не уехали в чужие университеты и лаборатории, а работали и работают на Родине, несмотря на все постсоветские невзгоды. Они-то и поддерживают, как могут, отечественную науку. Именно они создали то великолепное новейшее оружие, о котором говорит Путин во второй части своего Послания.
Переходя от научной инфраструктуры и проектов к ученым, Путин утверждает, что «такая инфраструктура, амбициозные научные проекты будут притягивать наших соотечественников и ученых из других стран. В этой связи нужно оперативно сформировать правовую основу для работы в России международных исследовательских коллективов».
Далее Президент указывает, что в России «в полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний. Такие центры уже формируются в Казани и Самаре, Томске и Новосибирске, Екатеринбурге и Тюмени, Владивостоке и Калининграде и других городах». И выделяет ключевую тематику: эти Центры должны быть нацелены «на реализацию крупных междисциплинарных проектов, в том числе в такой перспективной сфере, как геномные исследования. Кардинальный прорыв по этому направлению откроет путь к созданию новых методов диагностики, предупреждения и борьбы со многими заболеваниями, расширит возможности в селекции, в сельском хозяйстве».
Затем Путин говорит о закреплении превосходства отечественной математической школы как конкурентного преимущества России в цифровых технологиях и предлагает для этого создать в России международные математические центры в дополнение к уже действующим в Казани и Новосибирске. Путин в связи с этим подчеркивает, что российская молодежь побеждает в международных олимпиадах по естественно-научным дисциплинам и робототехнике, а также много лет сильнейшая в мире по программированию.
Вычислительная математика и программирование — действительно одно из самых развитых направлений российской науки и ее конкурентных преимуществ. Помогут ли его развитию международные математические центры — неясно. А вот мощные научно-образовательные центры — совершенно необходимы. Как правило, именно в структурах такого рода, в постоянном общении разных поколений ученых возникают и укрепляются научные школы.
Переходя к профессиональному образованию, Президент требует «в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан».
Остановившись на теме привлечения талантливой молодежи из других стран на учебу в российские университеты, Путин предлагает создавать условия для того, чтобы лучшие выпускники-иностранцы оставались работать в России. Прежде всего «усовершенствовать процедуру предоставления гражданства Российской Федерации. Фокус внимания должен быть на тех, кто нужен стране: на молодых, здоровых, хорошо образованных людях. Для них нужно создать упрощенную систему получения гражданства в России».
Эту стратегию привлечения на постоянное жительство и работу давно используют многие страны — от США и Великобритании, где зарубежные ученые во многих университетах составляют большую часть научного персонала, до Китая, Индии или Бразилии.
Описав перечисленное «громадье планов», Президент переходит к важнейшему вопросу источников финансовых средств для реализации этих планов.
Для этого Путин предлагает следующее:
- четко выстроить и повысить эффективность государственных расходов;
- энергичнее привлекать частные ресурсы для финансирования крупных проектов;
- сформировать и закрепить на предстоящие годы новые налоговые условия, которые «обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».
Далее Путин говорит, что «наращивание экономического потенциала страны и каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов» и что «для этого нужна экономика с темпами роста выше мировых». Путин подчеркивает, что «это не благое пожелание, а базовое условие для прорыва в решении социальных, инфраструктурных, оборонных и других задач. Достижение таких темпов роста должно стать ключевым ориентиром для нового правительства».
Перечисляя достижения нынешнего правительства — снижение зависимости экономики от колебаний цен на энергоносители, большой объем валютных резервов, низкую инфляцию, Президент заявляет, что эти результаты — «новая макроэкономическая реальность», которая облегчает условия жизни и работы для граждан и бизнеса и «позволяет привлекать длинные заемные средства и частные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты».
А затем Путин переходит к главному: «Для дальнейшего изменения структуры национальной экономики, наращивания ее конкурентоспособности необходимо на принципиально ином уровне задействовать источники роста... Прежде всего — увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе... Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей (это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля) росла темпами не ниже 5 процентов в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира».
Вторым источником роста Путин называет увеличение инвестиций: «Мы уже ставили задачу довести их до 25 процентов от ВВП, а затем и до 27 процентов. Задача, к сожалению, пока не решена. Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это... сделать во что бы то ни стало. Рассчитываю, что новое правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению».
Путин оговаривает, что «инвестиции должны пойти прежде всего на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности. Нам нужно обеспечить здесь высочайшую динамику, выйти на уровень, когда в среднем каждое второе предприятие в течение года осуществляет технологические изменения».
Третьим масштабным резервом экономического роста Путин назвал развитие малого предпринимательства: «К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 %, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек». Для этого Президент считает необходимым резко облегчить доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам; в частности, продолжить и распространить программу его кредитования под фактическую ставку 6,5 %.
Еще одним крупным источником роста Путин считает развитие несырьевого экспорта: «Нужно снять здесь все административные барьеры, создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые выходят на внешние рынки. В течение шести лет мы должны практически удвоить объем несырьевого экспорта до 250 млрд долл., в том числе продукции машиностроения — до 50 млрд, а также услуг (включая образование, медицину, туризм, транспорт) — до 100 млрд долл. в год».
Здесь, в качестве примера, Президент называет развитие и экспорт аграрной продукции: «Хочу еще раз поблагодарить работников АПК за рекордный урожай зерна за всю историю страны — 134 млн тонн. Заметьте, это больше, чем рекордный урожай в Советском Союзе. В 1978 году было зафиксировано предыдущее достижение — 127,4 млн тонн. Сейчас мы регулярно выходим на урожаи за 100 млн тонн».
При этом Путин оговаривает, что в этой сфере есть немалые нерешенные проблемы: «развитие АПК, безусловно, во многом связано с крупным товарным производством, но это не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств, людей, которые в них работают. Мы должны поддержать семейные предприятия, фермеров... То тут, то там, мы же видим, я это знаю, вспыхивают какие-то проблемы... Нужно самым внимательным образом к этому относиться». Говорит Путин и о том, что «у такого высокого урожая есть и обратная сторона. Цены снизились, возникли проблемы с хранением и транспортировкой...», а также о том, что для повышения эффективности сельскохозяйственного экспорта нужно повышать его добавленную стоимость, то есть экспортировать не сырье (зерно), а продукты его современной переработки.
К этому разделу Послания у экономических экспертов вопросов больше всего. Многие из них отмечают, что при нынешних темпах роста инвестиций добиться названного роста производительности труда невозможно. А при нынешнем состоянии (и, главное, настроениях) бизнеса почти невозможно добиться существенного роста инвестиций. И что даже оговоренное Путиным (см. ниже) улучшение делового климата — решающего выхода из этого замкнутого круга не даст. И что пока что решающей замены государственным инвестициям в развитие не видно. И что названная в Послании цель снижения доли государства в экономике может лишь ухудшить эту ситуацию.
Далее эксперты указывают, что расчеты на малый бизнес как один из главных «моторов» роста мало обоснованы. Поскольку наш малый бизнес в своей массе не только слаб, но еще и рыночно «незрел», не имеет серьезных проектных идей и амбиций для их реализации, а в основном — «сводит концы с концами».
Переходя к условиям ведения бизнеса, Президент заявил: «Для того чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции. Хочу обозначить здесь принципиальную позицию. Доля государства в экономике должна постепенно снижаться. В этой связи отмечу, что в последнее время в результате оздоровления банковской системы (и это очень правильный процесс, я его поддерживаю) под контроль государства перешел ряд финансовых активов. Но нужно их энергично выводить на рынок и продавать».
Далее Путин подчеркнул, что «следует убрать все, что позволяет нечистоплотным, коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес. Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами. Такие споры нужно переводить в административную и арбитражную плоскость... При этом, напротив, нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств».
Коснулся Путин и «застарелой» темы административных «проверок» бизнеса: «Количество разного рода проверок формально вроде бы снижается, но в ходе встреч с бизнесом мы слышим, что коренных изменений пока не происходит. Нужно сделать так, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением. Это оправдано только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля».
Путин также потребовал, чтобы «можно было открыть свое дело буквально одним кликом, проводить обязательные платежи, получать услуги, кредит удаленно, через интернет... Индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, нужно вообще освободить от отчетности, сделать для них уплату налогов простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме. Что касается предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику, то им налоговую отчетность нужно решительно упростить... активное внедрение цифровых технологий и платформ позволит последовательно идти к повышению прозрачности и обелению экономики».
В завершение данной темы Президент подчеркнул: «В то же время рассчитываю, что российский бизнес будет наращивать свой вклад в прорывное развитие страны, а уважение к предпринимательскому труду в обществе будет расти».
Все эти задачи правильные и, что называется, «перезревшие». Вопросы состоят в том, как и кто сможет и будет разгребать «авгиевы конюшни» российской коррупции? И есть ли у российского бизнеса драйв «наращивать свой вклад в прорывное развитие страны»? Или же он, воспитанный на доминирующей «культуре» разрушения нравственных основ общества (см. выше) и лозунге «Обогащайтесь!», предпочтет поглядывать на попытки прорывного развития России со стороны, из-за забора своей виллы или с палубы своей яхты?
Вопросы, увы, не праздные. Представляется, что столь высокое внимание Путина к внедрению «цифровых технологий» связано главным образом с надеждой на то, что это позволит вывести из тени чиновную коррупцию и «предпринимательское» воровство и в результате получить весомую прибавку к инвестиционным ресурсам...
Ведь именно об этом Путин, по сути, говорит в своем следующем тезисе о цифровизации госуправления:
Коснувшись вопроса взаимодействий между гражданином и государством, Путин сказал: «Мы уже развернули сеть многофункциональных центров. Человек в любой точке страны теперь может получить государственные услуги по принципу «одного окна»... Нам нужно... в течение шести лет обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени, с помощью дистанционных сервисов... в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами, что важно и для самих госструктур, и для граждан... Добавлю, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности — это и мощный фактор противодействия коррупции».
Однако здесь нельзя не отметить, что у описанной цифровизации есть и оборотная сторона: риск такой свирепой «прозрачности» всей жизни гражданина для государства, которую описывал Оруэлл в романе «1984» и от которой уже бегут и прячутся немало вполне добропорядочных и законопослушных граждан во многих «продвинутых и оцифрованных» странах мира.
По кадровому вопросу — одному из самых сложных и болезненных для нынешней России — Президент сказал:
«...нужно обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах. Уже состоялся... первый конкурс «Лидеры России», реализуется ряд других проектов по поддержке молодых рабочих, предпринимателей, новаторов, волонтеров, школьников и студентов... Хочу подчеркнуть: для всех, кто хочет работать, проявить себя, готов честно служить Отечеству и народу, добиться успеха, Россия всегда будет страной возможностей».
Завершая «гражданскую» часть Послания, которая заняла почти две его трети, Путин заявил: «Все проекты, приоритеты, о которых говорил сегодня: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодежи, — все это призвано работать на одну, стратегическую задачу — прорывное развитие России».
Далее Президент перешел ко второй части своего Послания — тематике оборонной безопасности России.
Путин заявил: «Сирийская операция показала возросшие возможности Вооруженных сил России. В последние годы проведена огромная работа по укреплению армии и флота. Оснащенность Вооруженных сил современным оружием возросла в 3,7 раза. На вооружение принято более 300 новых образцов военной техники... Всей стране и всему миру известны теперь названия наших новейших самолетов, подводных лодок, систем ПВО, ракетных комплексов морского, воздушного и наземного базирования. все это — новейшее высокотехнологичное оружие последнего времени. По периметру границ России (очень важно!) создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. После развала СССР появились огромные «дырки». Все восстановлено».
Подчеркнем, что ни у одной страны мира, включая США, нет сплошного радиолокационного поля СПРН. У США мощнее спутниковая группировка, но с наземными радарами дела хуже, чем у России.
«Сделан качественный рывок в развитии беспилотной авиации, создан Национальный центр управления обороной Российской Федерации, сформировано оперативное командование дальней морской зоны. Численность военнослужащих по контракту возросла в 2,4 раза, укомплектованность Вооруженных сил с 70 процентов доведена до 95–100 процентов, ликвидирована многолетняя очередь на постоянное жилье. Срок его ожидания сокращен в 6 раз».
Обрисовав общее положение дел в военной сфере, Президент перешел к главному — сообщению «о новейших системах российского стратегического оружия, создаваемых нами в ответ на односторонний выход Соединенных Штатов Америки из Договора по противоракетной обороне и практическое развертывание этой системы как на территории США, так и за пределами их национальных границ».
Начал Путин с описания борьбы России за сохранение в силе договора по ПРО и действий США по форсированию развития американской ПРО в условиях, когда ослабленная Россия не имела возможности адекватно ответить этим действиям, снижающим нашу стратегическую безопасность. Путин подчеркнул, что лишь на фоне понимания безуспешности попыток вернуть США к соблюдению договора по ПРО Россия начала «напряженно работать над перспективной техникой и вооружением, что... позволило сделать большой шаг в создании новых образцов стратегического оружия». И в том числе создать «в высшей степени эффективные системы преодоления ПРО».
А далее Путин подробно, с видеозаписями пусков ракет и компьютерной анимацией, рассказал об этих самых системах преодоления американской ПРО.
Начал Путин с тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», которая сейчас проходит активные испытания: «Ракета при весе свыше 200 тонн имеет короткий активный участок полета, что затрудняет ее перехват средствами ПРО. Дальность, количество и мощность боевых блоков — больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащен широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых, и самыми современными системами преодоления ПРО. Высокие характеристики по защищенности пусковых установок и большие энергетические возможности обеспечат применение данного комплекса в любых условиях обстановки... Ракета способна атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс... даже перспективные системы ПРО ей не помеха».
Важно, что «Сармат» может использовать шахтные пусковые установки своей предшественницы «Воеводы», которую за рубежом называют «Сатаной». А это — огромная экономия средств для постановки комплекса на вооружение — подчеркнем, намного превышающая стоимость самих ракет.
Затем Путин сообщил о создании в России «малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз... большую дальность полета, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата, является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО». Путин подчеркнул, что «в конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги».
Такая ядерная установка — это, действительно, гигантский прорыв. И потому, что ничего подобного ни у кого нет даже в среднесрочной перспективе — не случайно очень многие западные аналитики заявили, что «это, наверное, блеф». И потому, что «изделие» с ней решающим образом изменяет роль американской ПРО, районы которой новая ракета может обходить с любой стороны. Правда, пока совершенно неясно, как достигнут результат, как обеспечиваются энергосъем с реактора, а также радиационная защита.
Это прорыв и потому, что видимо, аналогичный двигатель используется и в новейшем российском «подводном изделии»:
Затем Путин перешел к описанию следующего «сюрприза» российской «оборонки»: «Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться... на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов, даже самых скоростных, надводных кораблей... Они обладают низкой шумностью, высокой маневренностью... Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует. Они... могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами. Это позволит поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. В декабре 2017 года полностью завершен многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка... при объеме в сто раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность».
Отметим, что пару лет назад в СМИ попала «утечка» о сверхмощной глубоководной торпеде «Статус-6». Тогда «утекли» показатели весьма впечатляющие — глубина хода более 1 км, ядерная силовая установка, скорость в 100 км\ч (под водой!) и неограниченная дальность. И ядерный боезаряд «большой мощности». Похоже, это развитие идеи Андрея Сахарова о «ядерных торпедах» мощностью в десятки мегатонн для уничтожения прибрежной инфраструктуры как взрывом, так и порожденными взрывом цунами.
Далее Путин объяснил собравшимся, что такое гиперзвук (скорость более пяти Махов, то есть скоростей звука в воздухе), а также то, что гиперзвуковые цели современные ракеты ПРО уничтожать не могут, в том числе потому, что не успевают навести противоракеты и «не догоняют» по своей скорости. А затем сообщил: «Важнейшим этапом современных систем вооружений стало создание высокоточного гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса, также... не имеющего мировых аналогов. Его испытания успешно завершены, и, более того, с 1 декабря прошлого года комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа... ракета, которую мы назвали «Кинжал», летящая со скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, еще и осуществляет маневрирование на всех участках траектории, что позволяет ей гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя к цели на дальность более двух тысяч километров ядерные и обычные боезаряды».
Это — опять-таки (если у наших «партнеров» нет подобных «секретов» в рукаве) первое в мире гиперзвуковое вооружение на опытно-боевом дежурстве!
Затем Путин приступил к описанию еще одного российского стратегического «сюрприза»: «Настоящим технологическим прорывом является создание перспективного ракетного комплекса стратегического назначения с принципиально новым боевым оснащением — планирующим крылатым блоком, испытания которого также успешно завершены».
Здесь Президент напомнил о том, что еще в 2004 году публично заявлял: «В недалеком будущем на вооружение... ракетных войск стратегического назначения будут поставлены новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу...» Путин подчеркнул, что «мы говорили об этом открыто ...для того, чтобы... побудить наших партнеров к переговорам. Нет, с нами никто по существу не хотел разговаривать, нас никто не слушал. Послушайте сейчас».
Путин продолжил: «Эта система отличается способностью совершать полет в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз. При движении к цели планирующий крылатый блок, как я и говорил в 2004 году, осуществляет глубокое маневрирование, как боковое (причем на несколько тысяч километров), так и по высоте. Это делает его абсолютно неуязвимым для любых средств противовоздушной и противоракетной обороны. Использование новых композитных материалов позволило решить проблему длительного управляемого полета планирующего крылатого блока практически в условиях плазмообразования... Температура на поверхности изделия достигает 1600–2000 градусов по Цельсию, крылатый блок при этом надежно управляется... предприятия промышленности России приступили к серийному производству... этого... нового вида стратегического оружия России. Мы назвали его «Авангард».
Характеристики «Авангарда» совершенно фантастические. 20 Махов в плотных слоях атмосферы с маневрированием — это, прежде всего, невероятные по термостойкости новые материалы и теплозащита систем управления и боезаряда в малоразмерной конструкции. МБР с такими боевыми блоками действительно принесет врагу такие «подарки», которые не сбить и от которых не спрятаться.
Затем Путин сообщил о еще одной российской новейшей разработке: «Существенные результаты достигнуты в создании лазерного оружия. И это уже не просто теория или проекты, и даже не просто начало производства. С прошлого года в войска уже поступают боевые лазерные комплексы».
Это «изделие», видимо, наших зарубежных «партнеров» не слишком удивило. У них такие системы уже есть и испытаны. Правда, применение их эффективно только в «тепличных» условиях чистой атмосферы и на небольших дальностях...
Отметим, что реакции этих самых зарубежных «партнеров» на все, что предъявил Путин, разделились. Бóльшая часть зарубежной прессы и ее аналитиков назвала эту часть Послания «русским фейком» и поспешила заявить, что в России таких технологий «нет, потому что их не может быть никогда». Меньшая часть — восприняла Послание всерьез и сильно призадумалась. Некоторые заявили, что Россия сама призналась в нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
Призадумались и официальные лица. По слухам, Трампа во время оглашения «военной» части послания будили много раз (то есть считали необходимым предельно срочно сообщить новость). Трамп и Меркель провели спешные переговоры. Реакции Пентагона и Госдепа США вышли с сильным запозданием и были сдержанными и «успокаивающими»: мол, и у нас много чего есть, и Америка даст отпор любому агрессору...
Есть недоуменные реакции и в России. Обсуждается, откуда у России взялись кадры необходимой квалификации для «революционных» технологических прорывов сразу в нескольких сферах, какой «новый Берия» эту работу координировал, и как удалось все это сохранить в секрете. И, видимо, не случайно Путин 5 марта на коллегии ФСБ отдельно поблагодарил личный состав ведомства за то, что они сумели сохранить и сохраняют эти секреты...
Далее Путин оговорил: «Конечно, мы еще будем заниматься доводкой, развитием, совершенствованием наших новейших систем оружия. И, разумеется, я сегодня сказал далеко не обо всех наших достижениях и перспективных разработках... Особо подчеркну, что... это не задел времен Советского Союза. В ходе работы мы, конечно, опирались на некоторые идеи наших гениальных предшественников, но все, о чем я сегодня сказал, — это новейшие разработки последних лет, это результат усилий... десятков научных организаций, конструкторских бюро, институтов... хочу особо отметить: такое уникальное, сложнейшее оружие может успешно разрабатываться и производиться только государством с высочайшим уровнем фундаментальной науки и образования, мощной исследовательской, технологической, промышленной, кадровой базой. И вы видите, что всеми этими ресурсами Россия располагает».
Дополняя «оборонную» часть доклада, Путин высказал несколько стратегических тезисов, которые стоит процитировать подробно:
- «Конечно, нам еще многое предстоит сделать в сфере военного строительства, но уже сегодня мы с полным основанием можем заявить: в России современная, с учетом огромности нашей территории компактная, высокотехнологичная армия, сердцем которой является преданный своей Родине, готовый на любые жертвы ради своего народа офицерский корпус. Техника, оружие, даже самое современное, рано или поздно появится в других армиях мира. Это нас абсолютно не волнует, у нас это уже есть и будет еще лучше. Главное — в другом. Таких людей, таких офицеров, как наш летчик гвардии майор Роман Филипов, у них не будет никогда!»
- «Надеюсь, что все, что было сказано сегодня, отрезвит любого потенциального агрессора, а такие недружественные шаги по отношению к России, как развертывание системы ПРО, приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам и тому подобное, с военной точки зрения становятся неэффективными, с финансовой — неоправданно затратными и, в конечном итоге, просто бессмысленными для тех, кто это инициирует и делает».
- «Отмечу, что все работы по укреплению обороноспособности России проводились и проводятся нами в рамках действующих соглашений в области контроля над вооружениями... Особо подчеркну: растущая военная мощь России никому не угрожает, у нас не было и нет планов использования этого потенциала в наступательных, а тем более в агрессивных целях... растущая военная мощь России — это надежная гарантия мира на нашей планете, поскольку эта мощь сохраняет и будет сохранять стратегическое равновесие и баланс сил в мире, что, как известно, было и остается одним из важнейших факторов международной безопасности после Второй мировой войны и до наших дней».
- «А тем, кто на протяжении последних 15 лет старается раздувать гонку вооружений, пытается получить в отношении России односторонние преимущества, вводит незаконные с международно-правовой точки зрения ограничения и санкции с целью сдержать развитие нашей страны, в том числе, в военной области, скажу: все, чему вы пытались помешать, ...проводя такую политику, уже свершилось. Сдержать Россию не удалось!»
- «Теперь нужно осознать эту реальность, убедиться в том, что все, что мною было сегодня сказано, это не блеф, — а это не блеф, поверьте, — подумать, отправить на заслуженный отдых тех, кто живет прошлым и не в состоянии заглянуть в будущее, и прекратить раскачивать лодку, в которой мы все находимся и которая называется «Планета Земля».
- «Большую озабоченность вызывают и некоторые положения обновленного обзора ядерной стратегии США, в котором расширяются возможности и снижается порог применения ядерного оружия... написано, что оно может быть пущено в ход в ответ на удары обычными вооружениями или даже на киберугрозу.
Отмечу, в нашей военной доктрине Россия оставляет за собой право использовать ядерное оружие только в ответ на применение против нее или ее союзников ядерных и других видов оружия массового поражения или в случае агрессии против нас с применением обычного вооружения, когда под угрозу поставлено само существование государства. Всё очень четко, ясно, конкретно.
В этой связи считаю своим долгом заявить следующее. Любое применение ядерного оружия против России или ее союзников малой, средней, да какой угодно мощности, мы будем рассматривать как ядерное нападение на нашу страну. Ответ будет мгновенным, со всеми вытекающими последствиями. Ни у кого на этот счет не должно быть никаких сомнений».
Видимо, это заявление Путина было для наших западных «партнеров» не менее ошеломляющим, чем характеристики новых вооружений. Ведь оно ставит под большой вопрос новую ядерную доктрину США с возможным использованием ядерных боеприпасов малой мощности. Если у России окажется слишком много союзников (а на таких условиях их явно прибавится), то и использовать «малые» боеголовки вдруг окажется негде...
Путин продолжил: «Не нужно создавать для мира новых угроз, а нужно садиться за стол переговоров и вместе думать над обновленной, перспективной системой международной безопасности и устойчивого развития цивилизации. Мы всегда вам об этом говорили. Все эти предложения остаются в силе, Россия к этому готова».
В третьей части Послания Президент коснулся позиций России в системе международных отношений:
«Наша политика никогда не будет основываться на претензиях на исключительность, мы ...руководствуемся международным правом, считаем незыблемой ключевую роль ООН... Россия активно участвует в работе международных организаций. Вместе с партнерами развиваем такие объединения и структуры как ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, продвигаем позитивную повестку в ООН, «Группе двадцати», АТЭС. Мы заинтересованы в нормальном, конструктивном взаимодействии с США и Евросоюзом...
Даже если наши позиции в чем-то не совпадают, все равно мы остаемся партнерами, потому что нам вместе отвечать на сложнейшие вызовы, обеспечивать всеобщую безопасность, строить будущий мир, который становится все более взаимосвязанным, где активно набирают динамику интеграционные процессы.
Вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу намерены сделать его глобально конкурентным интеграционным объединением... Продолжим работать и над проектом по созданию большого евразийского партнерства».
Послание Путина, безусловно, приведет к самым разным вариантам переосмысления партнерских отношений с Россией в перечисленных объединениях. И не только. В Европе, судя по ряду реакций, уже очень многие хотят аккуратно, но настойчиво дистанцироваться от США, — которые, конечно же, воспринимают себя главным адресатом «военной» части Послания...
В заключение Путин заявил: «Весь мир проходит сейчас через переломный период, и лидером станет тот, кто готов и способен к изменениям, тот, кто действует, идет вперед. Такую волю наша страна, наш народ проявляли на всех определяющих исторических этапах нашего развития. За последние без малого 30 лет мы добились таких перемен, для которых другим государствам понадобились столетия... В предстоящие годы нам надо еще больше укрепить свое единство, чтобы мы работали как одна команда, которая понимает, что перемены необходимы, и готова отдавать свои силы, знания, опыт, талант для достижения общих целей.
Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит — приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем. И тогда предстоящее десятилетие, весь XXI век, безусловно, станут временем наших ярких побед, нашего общего успеха. Я верю, так и будет».
В итоге нельзя не признать, что и содержание Послания, и его терминология (решающие вызовы, новая цивилизационная эпоха, переломное время, рубеж развития, прорыв и т. д.) — абсолютно новое слово в не только в российской, но и в мировой политике. Само это Послание является вызовом и одновременно приглашением к диалогу для всего мира. Так что будем ждать, какими окажутся ответы.