«Контрповстанческие операции не выигрываются за год или два. Обычно это занимает десятилетие или даже более, как мы видели в Ираке, как мы видели в Афганистане»

Атака ХАМАС — тест для Израиля. Почему Тель-Авив не начал наземную операцию

Жан-Адольф Бос. Битва при Зааште. 1855
Жан-Адольф Бос. Битва при Зааште. 1855
Жан-Адольф Бос. Битва при Зааште. 1855

Прошло более недели с того момента, как 19 октября израильская армия анонсировала проведение наземной операции в секторе Газа. Тогда США послали Израилю сигнал о необходимости отложить операцию и обдумать альтернативные варианты действия. Сегодня США продолжают отодвигать сроки начала операции.

Объясняя причины переноса операции, стороны ссылаются либо на то, что операция еще не до конца подготовлена и требуется решение ряда технических вопросов, либо на необходимость спасения заложников до введения израильской армии в сектор Газа.

Президент США Джо Байден заявил, что не требовал от руководства Израиля отсрочить начало наземной военной операции в секторе Газа, но призвал по возможности в первую очередь спасти заложников, находящихся у палестинского движения ХАМАС. И эта просьба до сих пор не выполнена.

На территории сектора Газа, по заявлениям ХАМАС, находится более 200 заложников. Причем, как сообщило 26 октября агентство Reuters, 50 заложников уже погибли из-за обстрелов анклава Израилем.

ХАМАС в качестве жеста доброй воли отпустил пока только четырех человек. И пока Катар занимается дипломатическими переговорами об освобождении еще 50 человек, несколько европейских стран, возможно, готовят спецоперацию по их освобождению.

Еще 18 октября немецкое издание Bild сообщило, что Германия перебросила бойцов спецназа на Кипр для проведения возможной операции по освобождению заложников в Газе. Великобритания также подтвердила свое стремление задействовать военнослужащих специальной авиадесантной службы (SAS) для освобождения заложников. Ранее также отмечалось, что над вопросом освобождения заложников работают и спецподразделения сухопутных войск США «Дельта».

Однако в решении вопроса освобождения заложников и у специальных подразделений Израиля, и у западных профессионалов с 7 октября нет никакого прогресса. Мало того, 25 октября полковник армии США в отставке, теоретик военного дела Дуглас Макгрегор в разговоре с известным американским ведущим Такером Карлсоном заявил, что американский и израильский спецназ вошел в Газу и был «на части разнесен».

«За последние 24 часа или около того некоторые из наших сил специального назначения и израильских сил специального назначения отправились в Газу на разведку, чтобы спланировать, куда они, возможно, захотят отправиться, чтобы освободить заложников и оказать воздействие, и, насколько я понимаю, они были разнесены на куски и понесли тяжелые потери», — отметил военный эксперт.

Помимо ожидания разрешения ситуации с освобождением заложников США называют и другие причины, по которым Израилю пока не стоит входить в сектор Газа. New York Times со ссылкой на высокопоставленных представителей администрации Байдена сообщила, что в США считают, что армия Израиля еще не готова к началу наземной операции в секторе Газа.

При этом военные советники США убеждают Израиль вообще не начинать полномасштабную наземную операцию в Газе и советуют не повторять опыт тяжелых городских боев времен иракской кампании. Вместо этого они предлагают ограничиться точными воздушными ударами и рейдами, сообщает телеканал CNN.

Американское издание Vice пишет, что наземная операция в секторе Газа может занять как минимум несколько месяцев и потребовать массового военного присутствия. Издание отмечает, что израильская армия и так испытывает нехватку сил. Кроме того, по данным американского источника издания, стратегическая инициатива сейчас принадлежит «Хезболле»: Тель-Авив вынужден реагировать на атаки из Газы, на ситуацию на Западном берегу и на то, что ливанское движение и Иран решат делать дальше.

В словах американских экспертов есть большая доля правды. Большинство пехотинцев израильской армии и, тем более, резервистов плохо подготовлены для полномасштабных операций и интенсивных городских боев.

Спустя две недели после мобилизации в ЦАХАЛ до сих пор не проводятся учения бригадного или хотя бы батальонного уровня, и это при том что Израиль обладает самой большой в мире тренировочной базой для отработки городских боев.

Кроме того, карты тоннелей ХАМАС протяженностью 500 км вообще ни у кого нет. При этом известно, что у ХАМАС есть наступательные тоннели, есть оборонительные, есть тренировочные, есть тоннели для запуска ракет. Палестинские боевики научились не только жить в них, но и использовать их в военных целях. И если израильтяне вступят в Газу, то палестинцы используют свои возможности в полном объеме.

Специалист по психологии ведения войны из Королевского колледжа в Лондоне Майкл Мартин считает, что если Израиль начнет наземную операцию в секторе Газа, боевые действия будут идти «в трех измерениях»: «Люди будут стрелять в вас сверху, с многоэтажек, а также, конечно, из-под земли… И, конечно, если вы разрушите здание, оно превратится в груду обломков, которая становится очень удобным местом для использования его как укрытия, откуда по вам откроют ответный огонь».

Экс-командующий силами США в Ираке и Афганистане, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус так прокомментировал перспективы наземной операции в Газе:

«Мне трудно представить себе более сложную обстановку, чем эта, а я командовал войсками в ряде крупных городских операций. Контрповстанческие операции не выигрываются за год или два. Обычно они занимают десятилетие или более, как мы видели в Ираке, как мы видели в Афганистане».

Вашингтон вообще привык работать в условиях превосходства собственных сил. В данном случае США пропагандируют тот же подход и обсуждают разные альтернативы.

Например, британский ресурс Middle East Eye 25 октября поделился информацией от своего арабского источника о том, что палестинские группы сопротивления ожидают, что Израиль и США наполнят туннели ХАМАС нервно-паралитическим газом и химическим оружием. Вся операция якобы будет проходить под наблюдением американских коммандос «Дельта».

«План основан на элементе внезапности, чтобы решительно выиграть битву, используя запрещенные на международном уровне газы, особенно нервно-паралитический газ, и химическое оружие. В туннели будет закачано большое количество нервно-паралитического газа», — сообщил источник МЕЕ. Пока бойцы ХАМАС будут парализованы газом, спецназ «Дельта» сможет зайти в туннели, освободить заложников и нейтрализовать боевиков.

В рамках поиска альтернатив Израиль также рассматривает возможность затопления системы тоннелей ХАМАС перед тем, как направить туда собственные войска, утверждает американский журналист Сеймур Хёрш со ссылкой на свой американский источник.

Помимо технических трудностей эксперты отмечают еще и то, что для победы над ХАМАС будет недостаточно только военных действий.

Так, военный аналитик Файез ад-Давейри отмечает, что даже если израильтяне сровняют с землей весь сектор, это не ликвидирует ни идеологию ХАМАС, ни точку зрения палестинцев на Израиль. Более того, подобная операция приведет лишь к распространению подобных мыслей среди беженцев и арабского населения.

Профессор политологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона в США Марк Линч на страницах Foreign Affairs отмечает, что даже если Израиль свергнет власть ХАМАС в Газе, он столкнется с необходимостью управлять территориями, из которых они ушли в 2005 году. Лучшее, что ждет Израиль — это долгая партизанская война с местным населением во враждебной среде — с людьми, которым больше нечего терять.

The Economist отмечает, что в Израиле идут дискуссии относительно того, какую войну они хотят вести: сложную и быструю или терпеливую и долгую. Министр обороны Йоав Галлант, поддерживаемый некоторыми генералами, хочет быстро провести молниеносную войну. Но Биньямин Нетаньяху постоянно колеблется.

США тоже, кажется, хотят сдержанной длительной кампании. Президент Байден запросил у конгресса $104 млрд (9,7 трлн руб.) на военную помощь, из которой $14 млрд (1,3 трлн руб.) пойдут Израилю. Тем временем США продолжат наращивать свои силы в регионе.

Наземная операция затрагивает интересы США, и они сами должны согласовать подход для ее проведения, что при текущей политической обстановке в самой Америке довольно сложно. У Байдена недостает поддержки, чтобы провести свое решение, если оно будет непопулярным.

Сейчас Байден пытается сохранить лицо накануне выборов, а жестокая наземная операция в Газе со стороны Израиля, поддерживаемая США, создаст еще более неприглядную информационную картинку не только для Израиля, который и так уже проиграл инфополе, но и для самих США. Если же армия Израиля застрянет в секторе Газа и не покажет убедительных результатов, то это также сыграет против США.

А если после вторжения в Газу к военным действиям против Израиля подключатся другие региональные игроки, то США вообще окажутся в ситуации полного фиаско своей ближневосточной политики. Поэтому возник еще один аспект нынешней ситуации.

Так, госсекретарь США Энтони Блинкен призвал Израиль уже сейчас задуматься о том, каким будет устройство в Газе после операции. И пока не закончится торг по тому, кто и как будет разбираться с тем, что останется от сектора Газа, пока не станет ясно, перерастет ли конфликт в глобальный, операция не будет одобрена США.

Рассматривая разные возможности, нельзя забывать о главном: США в принципе не будут бороться за благополучие Израиля — они будут использовать и Тель-Авив, и саму ситуацию так, как им будет выгоднее. Поэтому Вашингтон заинтересован как можно сильнее подсадить Израиль на крючок, чтобы израильское руководство ничего не могло сделать само и действовало по алгоритмам, предлагаемым США.

Как рассказал координатор по стратегическим коммуникациям в Совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби, США отправили в Израиль несколько военных советников, которые помогут решить «сложные вопросы».

Стоит отметить, что рокфеллеровский Совет по международным отношениям оценил правовую сторону конфликта Израиля и ХАМАС. Совет пришел к выводу, что не только действия ХАМАС, но и действия Израиля нарушают Женевские конвенции 1949 года и множество положений о военных преступлениях и преступлениях против человечности МУС.

Нет единства в вопросе, возможно ли юридически применить эти нормы к ХАМАС — негосударственному субъекту. Но у Израиля есть формализованные обязательства, каждое из которых выглядит нарушенным.

Таким образом, Израиль уже стал более зависимым от тех, кто сможет предъявить ему претензии по нарушению международных прав.

Рост зависимости от США по сути является индикатором того, что в какой-то момент Израиль будет отдан на заклание. Но пока, похоже, этот момент еще не наступил, и в этот раз Израиль выйдет из войны, скорее всего, с победой, но «час расплаты» станет только ближе.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху на пресс-конференции с президентом Франции Эмануэлем Макроном в Тель-Авиве назвал ХАМАС «тестом» для Запада и всей цивилизации. Но на самом деле это тест, который Запад задал Израилю. Причем учитель не ждет, что ученик этот тест пройдет.