При очищении земель от индейцев, пуритане применяли тактику карательных экспедиций, избегая столкновения с индейскими дружинами, вместо этого нападая на их деревни, целенаправленно убивая мирное население.

Протофашизм: американская исключительность и судьба американских индейцев

Изображение: Евгений Давыдов© ИА Красная Весна
США и Индейцы
США и Индейцы

Международная природа фашизма, получившего наиболее полное и оттого чудовищное воплощение в гитлеровской Германии, уже неоднократно обсуждалась. Как историки, так и современники Гитлера отмечают, что нацистский вождь с большим уважением и интересом относился к американскому опыту подавления своего коренного населения. В этой статье мы попробуем более детально рассмотреть, что именно в американском опыте так приглянулось немецким фашистам, а в последующей — какое дальнейшее развитие этот американский опыт получил в ХХ и XXI веках.

Европейские колонизаторы Америки — испанцы, французы, англичане — исходили из представления о своем фундаментальном превосходстве над местным населением, что позволяло творить по отношению к нему такое насилие, которое было бы немыслимо по отношению к другим европейцам. Однако причины, по которым европейцы считали индейцев неполноценными людьми, были разными.

Католикам из Испании, Португалии и Франции индейцы представлялись дикарями в силу своего язычества. Среди испанских конкистадоров большое влияние быстро приобрели монашеские ордена бенедиктинцев, францисканцев и иезуитов, преследовавших миссионерские цели. Принимая крещение, индейцы в испанских колониях становились как бы полноценными людьми, что позволяло им обезопасить себя от того геноцида, который был характерным для испанской колонизации в XVI веке, погубившего цивилизации ацтеков и инков. Последующая же история Латинской Америки во многом состоит из возникновения новых наций на основе метизации испанцев с представителями местных племен, перешедших в католичество. Для полноты картины, однако, следует отметить, что в современных латиноамериканских странах сохраняется расовая стратификация, приведшая к бедственному положению местных индейцев.

Английские же колонизаторы Северной Америки — будь то основатели коммерческих колоний в Виргинии и Каролинах или протестантские сектанты, основавшие колонии Новой Англии — никогда не проявляли интерес к миссионерской деятельности среди местных индейских племен. Ими изначально ставилась задача очищения территории от опасных дикарей, чтобы потом ее более эффективно использовать. Дикарство же индейцев, в глазах англичан, заключалось не в их язычестве, а, по словам губернатора колонии Массачусетского залива Джона Уинтропа, в их нежелании «подчинить себе природу», как то делали европейцы. Основываясь на очень специфическом прочтении Ветхого Завета, пуританские лидеры утверждали, что их положение по отношению к индейцам такое же, как у израильтян по отношению народам, населявшим землю Ханаанскую.

При очищении земель от индейцев пуритане применяли тактику карательных экспедиций, избегая столкновения с индейскими дружинами, вместо этого нападая на их деревни, целенаправленно убивая мирное население. Оправдывая такие действия, американский историк Франсис Дженнигс пишет: «Бой — всего лишь один из способов сломить волю противника к сопротивлению. Резня (мирного населения — ЛК) может достичь ту же цель с меньшими рисками». Комментируя одно такое уничтожение деревни племени Пекуот, пуританский богослов Коттон Матер писал: «Считается, что как минимум 600 пекуотовских душ было отправлено в ад в тот день». Рассматривание противника не в качестве равного себе человека, а в качестве преемника библейских противников Израиля, которому уже заранее вымощена дорога в ад, не предполагает даже гуманного обращения с ним, разве что только с целью дальнейшего обмана, как в тех случаях, когда колонизаторы «дарили» индейцам одеяла, зараженные оспой.

После того, как американские колонии одержали победу над англичанами в войне за независимость, новое американское государство провозгласило концепцию о своей «предопределенной судьбе»: американской миссии распространить цивилизацию белого человека по всему североамериканскому континенту вплоть до Тихого океана. Реализация этой концепции привела к тому, что подход к индейцам изменился, но цель осталась той же — очистить землю от ее коренного населения. Автор Декларации независимости и третий президент США Томас Джефферсон считал, что политика по отношению к индейцам должна поощрять среди них отказ от промысловой охоты в пользу мелких фермерских хозяйств, а также активизацию торговли между индейцами и белыми. Предполагалось, что индейцы залезут в долги, а отдавать их придется землей, после чего индейцам придется уходить дальше на запад. Этот подход вовсю использовался после покупки у Франции обширных владений в Северной Америке в 1803 году, которые удвоили тогдашнюю территорию США.

На практике же «перемещение индейцев», как это называлось в официальных документах, проходило следующим образом: сначала белые появлялись на землях того или иного индейского племени, правительство США объясняло индейцам, что поселенцев лучше оставить в покое и уйти дальше на запад под гарантии безопасности от правительства США. Эти гарантии оставались в силе вплоть до того момента, пока нога белого человека вновь не ступала на новые западные земли. Тогда требование повторялось и давались новые гарантии. Так индейцев последовательно вытесняли все дальше на запад.

Отдельные племена постоянно пытались оказывать вооруженное сопротивление, но американцы заключали тактические союзы с соседними племенами, а также искали альтернативных претендентов на лидерство в сопротивляющемся племени ради того, чтобы внести в него раскол. На следующем этапе земля отнималась у вчерашних «союзных» племен и у вождей, ранее воевавших против «своих» племен в надежде на то, что белые их не тронут. Именно этим способом была освобождена огромная площадь под хлопковые плантации на юге США, а наиболее удачным покорителем индейцев стал генерал Эндрю Джексон, впоследствии — седьмой президент США.

С дальнейшим расширением США появилась необходимость более организованного отбора земель у индейцев, которая была решена с помощью введения институтов резерваций: индейцам предоставлялось некоторое подобие национальных автономий на наиболее экономически непригодных территориях страны. Сначала воинственные индейские племена (всегда по отдельности, выступить единым фронтом им не удавалось никогда) пытались сопротивляться, но организованный террор со стороны армии США и белых поселенцев пресёк такие попытки.

Теперь целью американской политики по отношению к индейцам был уже не отъем земли (ее они уже получили), а слом любых зачатков к сопротивлению.

О том, как власти США осуществили и продолжают осуществлять подавление ранее знаменитого своей воинственностью индейского духа, мы поговорим в следующей статье.