Министр иностранных дел России был последний раз в Сирии восемь лет назад. Что заставило главу российской дипломатии внезапно вновь посетить Дамаск?

Что стоит за неожиданным визитом Лаврова в Сирию?

Изображение: (сс) пресс-служба главы САР
Президент Сирии Башар Асад, вице-премьер РФ Юрий Борисов и министр иностранных дел России Сергей Лавров в Дамаске
Президент Сирии Башар Асад, вице-премьер РФ Юрий Борисов и министр иностранных дел России Сергей Лавров в Дамаске

7 сентября в Сирийскую Арабскую Республику (САР) прибыла высокопоставленная делегация из России. Ее возглавили заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

По прибытии в Сирию российская делегация встретилась с президентом САР Башаром Асадом, а затем провела переговоры с премьер-министром страны Хусейном Арнусом и министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллемом.

По итогам встречи стороны подписали соглашения о сотрудничестве, сделали ряд заявлений и ответили на вопросы прессы.

И всё бы ничего, если бы не возникал вопрос: а зачем столь высокопоставленной российской делегации ехать в Сирию? Министр иностранных дел России Сергей Лавров, например, последний раз был в этой арабской стране восемь лет назад.

Если мы посмотрим на официальные заявления, сделанные по итогам визита, то в них в первую очередь было сказано, что темой переговоров была помощь Сирии со стороны России в восстановлении страны, разрушенной боевиками, и в преодолении экономической блокады, организованной западными странами.

Если бы помощь Сирии была основной темой встречи, то логично бы было проводить эти переговоры в Москве, а не в Дамаске, так как заинтересованной в данном случае была бы сирийская сторона.

Однако, как мы видим, стороны встретились в Дамаске, а значит, в данном случае, ключевым был именно российский интерес. Рассмотрим обстоятельства, по которым можно сделать такой вывод.

Экономическое сотрудничество

Какой-то свет на этот интерес может пролить официальное заявление МИД России по итогам переговоров. В нем говорится буквально следующее: «Состоялось предметное и заинтересованное рассмотрение вопросов дальнейшего расширения участия российских компаний в совместных взаимовыгодных инфраструктурных проектах на территории САР».

Изображение: (сс) пресс-служба главы САР
Встреча российской делегации с президентом Сирии Башаром Асадом
Встреча российской делегации с президентом Сирии Башаром Асадом
АсадомБашаромСириипрезидентомсделегациироссийскойВстреча

И действительно, если российские компании хотят расширить работу в Сирии, об этом имеет смысл ехать договариваться в Дамаск. Возможно, именно ради заключения этих соглашений в Сирию приехал вице-премьер РФ Юрий Борисов. Как-никак, Борисов является председателем российской части российско-сирийской комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Но всё это не объясняет, зачем в Сирию прилетел Лавров.

Конституционный комитет

Согласно сообщению сирийского государственного агентства SANA, министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем по итогам переговоров с российской стороной заявил, что на них обсуждалась работа Конституционного комитета.

В рамках этого комитета разрабатывается новая конституция Сирии. Она должна политическим образом урегулировать сирийский конфликт за счет передачи сирийской оппозиции части властных полномочий.

Но, опять-таки, для того, чтобы сказать несколько дежурных фраз по поводу будущей сирийской конституции, Лаврову не нужно лететь в Дамаск. Достаточно выпустить официальное заявление через пресс-службу МИД России.

Договор с курдами

Какую-то ясность в происходящее может внести статья на турецком агентстве Anadolu, вышедшая 1 сентября. В ней, в частности, говорится, что в конце августа в Москве прошли переговоры между делегацией сирийских курдов из PYD/YPG (часть объединения Сирийских демократических сил (СДС), контролирующих территорию Сирии за Евфратом) и представителями сирийской партии «Воля народа», близкой к президенту Асаду (по версии агентства).

По данным Anadolu, на этих переговорах между курдами из PYD/YPG, считающихся в Турции террористами, и сирийцами было объявлено «о поддержке идеи смены формы государственного устройства Сирии». А именно, что стороны договорились о будущей «федерализации Сирии».

По мнению турецкого эксперта, чье мнение приводится в статье, Москва за счет этих переговоров пытается снизить влияние США на курдские СДС, а также вытеснить Турцию из региона. И это выглядит вполне логичным, учитывает желание России помочь сирийским властям вернуть контроль над всей территорией страны.

Но самое интересное, в свете нашего вопроса, в статье Anadolu было другое. Помимо сообщенного выше в ней говорилось буквально следующее: «Делегацию террористов принял и министр иностранных дел России Сергей Лавров».

Если отбросить резкость выражений турецкой стороны, то речь по сути идет о том, что Россия помогает выстроить диалог между курдами, контролирующими около 25% территории Сирии, и Дамаском. И не последнюю роль в этом играет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

На пресс-конференции по итогам российско-сирийских переговоров глава российской дипломатии подтвердил факт встречи в Москве, однако отметил, что встреча проходила без непосредственного участия России. «Мы в их контактах и консультациях не участвовали», — сказал Лавров.

Были эти консультации в Москве или нет, вопрос отдельный. Но роль Лаврова в прошедших российско-сирийских переговорах становится более понятной. А именно, что Россия в его лице может выполнять роль посредника в переговорах между курдами и Дамаском.

Что это значит в целом?

Относительно текущей ситуации в Сирии, это по-настоящему хорошие новости. Если Москве удастся наладить отношения между Дамаском и курдами, то процесс урегулирования сирийского конфликта пойдет гораздо быстрее.

Курды в результате этих переговоров могут получить широкую автономию, но в рамках согласия на сохранение территориальной целостности Сирии. А Дамаск сможет восстановить контроль практически над всей территорией страны.

Неподконтрольным правительственным силам останутся тогда только около 10% Сирии, часть из которых удерживает Турция на севере и США на юге.