1. Реальная Россия
  2. Российский космос
Иван Крылов / ИА Красная Весна /
Если у тебя иное другое измерение жизни — потребительское, зачем тебе космос и мечты связанные с ним?

Тема космоса сверхважна, сверхактуальна и мегаинтересна, но не для мещанина

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Космос
Космос

12 апреля в России традиционно отмечают День космонавтики, так как именно в этот день в далеком 1961 году Советский Союз впервые в мире запустил человека в космос. Имя Юрия Гагарина — первого космонавта Земли, знает с тех пор весь мир, а СССР стал лидером в освоении космоса. Однако развал СССР в 1991 году отразился на космической промышленности. И в день 57-летия с момента полета Гагарина в космос мы хотим знать, в каком состоянии наша космонавтика.

Корреспондент ИА Красная Весна взял 12 апреля интервью у представителя космической промышленности в Удмуртии. К сожалению, мы не можем раскрыть имя собеседника и место его работы. Можем лишь сказать, что это руководитель среднего звена одного из предприятий оборонной промышленности, знающий проблемы отрасли изнутри.

Здравствуйте Юрий, поздравляю вас с Днем космонавтики и в связи с праздником хотел бы задать несколько вопросов, связанных с сегодняшним состоянием дел в космической отрасли России. Первый вопрос будет такой: на Ваш взгляд, насколько актуальна космическая тема для современного российского общества?

— Также поздравляю вас с Днем космонавтики. Вообще трудно сказать, тема космоса крайне важна и очень интересна, но только для узких кругов интеллигенции и науки, понимающих значение космической темы сегодня, а для мещанина, каковым является большинство в сегодняшнем российском обществе — увы, нет. Чтобы поменять такое отношение среднего гражданина России к данной теме, надо менять формат общества. Если у тебя иное другое измерение жизни — потребительское, зачем тебе космос и мечты, связанные с ним?

Следующий вопрос: связаны ли у людей сейчас с космосом какие-либо мечты или ожидания?

— Наверное, все-таки да, хотя вот, например, в нашем отделе работают люди, делающие приборы, которые потом полетят чуть ли не на Марс, но когда ему об этом говоришь, он отвечает: «А мне то что? От этого мне зарплата больше не платится». И понятно, почему так происходит: в обществе много лет после развала Советского Союза нет никакой идеологии и потому первичны деньги.

А как Вы считаете, падает ли значение космической темы в нашем обществе? Если да, то почему это происходит и как это исправить?

— Актуальность космоса, как я уже говорил, есть. Но конечно, в обществе в целом ее значение падает, а падает все из-за того же потребительски-мещанского состояния общества. Но сама тема космоса, повторю, сверхважна, сверхактуальна и мегаинтересна, и потому ею занимаются на государственном уровне несмотря ни на что. А чтоб она стала массово интересна — для этого нужно ее активно пропагандировать.

Как бы Вы оценили состояние своей отрасли на сегодняшний день?

— Я не могу конкретно распространяться, по понятным причинам, о том, чем именно мы занимаемся. Скажем так: некоторыми важными системами, связанными с космосом. Также не могу ничего сказать про госкорпорации — наше предприятие стало частным после развала Союза. По нему же (предприятию — прим. ИА Красная Весна) скажу, что состояние весьма тяжелое: из оборудования выжимают последнее, кадров — особенно молодых — часто просто нет, а большинство станков на предприятии стоит там еще с советских времен.

Как, по-вашему, может ли современный российский космос соперничать с иностранным?

— Вообще, не владея информацией о том, как там у них на Западе — ответить трудно. Состояние их космической отрасли мы видим только урывками по ТВ и не надо забывать, что это может быть реклама при фактически том же самом, что и у нас. Так что отвечу — может быть, хотя повторяю, сложно сказать.

Существует ли в космической отрасли проблема кадров, и если да, то предпринимаются ли какие-то шаги для ее решения?

— Проблема кадров есть и она почти катастрофическая. Недавно нам даже дали команду искать специалистов всеми возможными способами и по всей России, и не только в России, настолько не радужно тут обстоят дела.

Какие перспективы у России в сфере космоса, есть ли у нее прорывные разработки, направления?

— Перспективы — соответственные, исходя из всего вышесказанного. Такого вот прямо реально прорывного на нашем предприятии ничего нет — ни кадров, ни технологий. Также нас очень сильно ограничили санкции, так как Китай, на который возлагались в этом смысле большие надежды, фактически не может очень многое создать из того, что нужно. А сама Россия либо сильно отстала, по причине развала 90-х, либо по той же причине многое из производившегося при СССР потеряла.

Существует мнение, что современный российский космос держится в основном на советских разработках — справедливо ли оно?

— Да.

Кто и как должен решать проблемы космической отрасли в России? Должны ли поднять этот вопрос рядовые граждане, или работники сферы, или же все зависит от решений государственной власти?

— Решение таких вопросов всегда прямо связано с идеологией, которой у нас не может быть по Конституции, и научной отраслью, которая серьезно развалена за 27 постсоветских лет. А для решения задач такого масштаба нужна целенаправленная политика государства.

Итак, по мнению нашего собеседника, дела в современной космической отрасли промышленности России идут отнюдь не блестяще. Героизм работников отрасли, удержавших советский задел, несмотря на недофинансирование и систематическое разрушение науки и образования, не беспределен. Люди убеждены, что отрасль не выживет без внятной государственной политики и государственной поддержки космоса, науки и образования.

Но главное в том, что загадки космоса и великая идея его освоения не нужны потребителю. Только отказ от потребительской идеологии и возвращение к советской модели человека-творца может спасти страну от отставания. А отставание в космических технологиях в условиях новой гонки вооружений чревато гибелью.