Россия победит в Африке, предложив новую модель отношений. Интервью
В Москве 5–6 апреля состоялся первый Африканский международный конгресс, ставший рабочей площадкой для представителей власти и бизнеса. Мероприятие направлено на развитие сотрудничества России и африканских стран по таким направлениям, как инвестиции, транспорт, культура, спорт, образование.
Директор инвестиционного агентства «Афроинвест» и член оргкомитета Африканского международного конгресса Дмитрий Веселов дал интервью ИА Красная Весна по теме перспектив и возможных проблем на пути сближения Африки и России.
ИА Красная Весна: Насколько велик потенциал африканских рынков для торговли и инвестиций?
Веселов: Инвестиционный потенциал Африки огромнейший. Если брать состояние рынков с точки зрения доходности, перспектив и возможностей, то это как Россия в 90-е. То есть, у нас не было толком ничего тогда и, если сравнить с состоянием сейчас. Это первое.
Второй момент: ключевой фактор потенциала — это огромное количество молодого населения, доля которого постоянно растет. Есть потенциал сам по себе с точки зрения рынков, численности населения, и очень большой потенциал за счет молодежи.
И, естественно, широкие перспективы за счет того, что развиваются телекоммуникации, связь и прочее. Темпы роста некоторых экономик порядка 4–6% в год и более.
ИА Красная Весна: В какой валюте идут торговые расчеты со странами Африки, и как они осуществляются? Если в рублях, то какая схема?
Веселов: Торговые расчеты со странами Африки не осуществляются в рублях. Торговля идет через конвертацию доллара, евро и т. д. В основном в Африке всё продают за доллары, особенно базовые товары. То есть, грубо говоря, прямых взаиморасчетов между нашей стороной и странами Африки нет вообще.
Даже больше скажу: в странах Африки нет даже ни одного российского банка. Ни у одного российского банка нет корреспондентских счетов в местных банках.
Важно отметить, что в Африке также есть огромная потребность в модернизации устарелых производств и создании новых. То есть, по сути, им нужна реальная догоняющая модернизация.
Они всё равно сейчас находятся еще в той или иной степени в стадии колониализма, особенно финансового. Потому что, например, тот же банк Societe Generale в Западной Африке имеет, по-моему, чуть ли не триста или больше офисов, представительств.
Африканский бизнес по доходностям по многим направлениям может быть в разы выгоднее, чем российский. Российский бизнес уже зрелый в этом смысле. Доходность при насыщении рынков снижается. А там можно на легальном бизнесе в некоторых сферах такие доходности делать, которые у нас только в девяностые были.
Рынки огромные. И по потребительским товарам, — туда огромное количество нужно всего, — и по инвестициям. Это инфраструктура, это энергетика, это реально всё, что связано с цифровизацией, с технологиями. То есть всё то, что необходимо странам, чтобы встать на путь догоняющей модернизации.
От энергетики, добычи полезных ископаемых, которых там очень много, до образования, медицины, IT, коммуникаций — все эти вещи будут приносить прибыль при грамотной организации.
ИА Красная Весна: Китай активно инвестирует в другие страны, в том числе в африканские. Не столкнется ли Россия с Китаем в Африке, и что это будет — здоровая конкуренция или жесткое соперничество?
Веселов: Про Китай очень интересный вопрос. На самом деле я считаю, что по-хорошему будет здоровая конкуренция. Потому что всё-таки с Китаем мы договоримся и разделим сферы влияния так или иначе. Но опять же конкуренция жесткая — это сто процентов.
Какой момент здесь самый главный? То, о чем сами африканцы говорят: как раз на форуме звучала информация от посла Маврикия и от других лиц, что Африка ждет новой модели работы с Россией, нового плана, нового подхода.
Почему? Потому что все страны Запада и не только Запада — Китай, например, — работают с Африкой по принципу классических капиталистических правил. Кто-то придерживается неклассических: грабит капитально. А Китай, Индия и другие — в основном более классических.
А что помнят африканцы? Они помнят Советский Союз. Помнят потому, что Советский Союз не только на экономике строил отношения, но и на мировоззрении, на идеологии, на подходе к жизни, на принципах построения социальных институтов. Отношение к человеку, да и понятие человека другое вообще было. И вот это они помнят. Не до конца это осознают, но они это помнят. Это точно.
Они хотят другой модели. Они наелись колониализма. Они и сейчас в полной мере ощущают на себе «все прелести» классических капиталистических отношений с Китаем, с Индией и прочими странами. У России есть огромный шанс: у нее огромное наследство отношений с Африкой. Я бы даже сказал, у единственной в мире: ни у кого со странами Африки никогда не было таких отношений, как у нас.
Мы можем назвать это советским наследством. Но оно тает, его нужно использовать и нужно переводить в практическую плоскость.
Поэтому если мы это сделаем, то Китай как конкурент будет полностью не страшен. Потому что африканцы ждут, они хотят возобновить эти отношения, которые на тридцать лет были прерваны.
Чтобы нам действительно побеждать в Африке, построить с Африкой даже еще более сильные, еще лучшие отношения, чем были в Советском Союзе, нам нужно самим вернуть идеологию. Это первое.
А второе — на основании этой идеологии, на основании нового гуманизма, нового альтернативного пути развития нужно создавать новый экономический порядок. Тогда мы без особых проблем выстроим отношения со странами Африки, выиграем, будем вне конкуренции в Африке.
ИА Красная Весна: Каковы основные проблемы на пути экономического сближения Африки и России?
Веселов: Про экономические проблемы я бы даже сказал так, может это прозвучит и с юмором, что самая главная экономическая проблема на пути сближения — это политическая проблема. Потому что страны Африки подверглись жесточайшему прессингу со стороны США и вообще Запада.
Во-первых, огромное количество, скажем так, активностей проводит Запад, и мы все постоянно видим поездки туда государственных деятелей и прочих высших должностных лиц Соединенных Штатов и Европы. По сути, это перетягивание каната: они хотят уговорить Африку перестать дружить с Россией и поддержать Запад. Это ключевая проблема. И они там активнее нас в десятки и сотни раз.
Но если брать чисто экономику, то здесь, наверное, три основных проблемы. Первое — это взаиморасчеты: нужна единая финансовая система — прямая, без долларов. Второе — это логистика. И третье — это прямое авиасообщение. Это к логистике относится, но всё равно в основном доставка товаров осуществляется морем. Вот это вещи, из-за которых многое стопорится.
Есть еще околоэкономические проблемы. Опять же, безопасность для бизнеса и инвестиций, проблема конфликтов и непостоянства власти в некоторых странах.
Также есть проблема наличия какого-то единого информационного ресурса, который бы освещал ситуацию в правильном русле, формировал позитивный образ России и Африки. То есть не говорил, что там всё только плохо в Африке, или, наоборот, только всё хорошо, а показывал реальную ситуацию. То же самое касается России.
На мероприятии очень много представителей африканских государств говорили о том, что у России определенное представление об Африке, и его нужно менять — оно неверное. Они говорят: «Там же не везде насилие, коррупция, упадок и прочее, есть много хорошего». Такое же в Африке представление о России — что у нас нищета, криминал и всё в этом роде.
Необходимо создавать единый информационный портал, который будет агрегировать информацию со стороны Африки и со стороны России и создавать правильный образ. То есть, некая мягкая сила — правильное средство в информационной войне.
Битва за Африку в информационном поле тоже абсолютно точно существует и идет. России нужно именно это информационное направление развивать.
Как раз по итогам мероприятия будет создаваться такое агентство — Afronews.
К экономическим проблемам еще стоит отнести отсутствие финансовых механизмов или институтов по финансированию сделок между странами: банковские гарантии и прочие инструменты, и взаимное признание банков, их инструментов для поддержки торговли. Необходим русско-африканский банк развития, например. Просто крайне необходим. И мы будем двигаться в этом направлении.
ИА Красная Весна: Какие страны Африки наиболее перспективны для экономического сотрудничества?
Веселов: Если брать африканские страны, то классика — это одни из самых развитых: Южная Африка, Марокко, Египет, Алжир и т. д. Но всё больше перспективных проектов и направлений появляется в других странах — это Центральная и Западная Африка: Гана, Нигерия, Сенегал, Бенин, ДР Конго и т. д. И Восточная Африка: Кения, Эфиопия, Уганда, Зимбабве, Маврикий и т. д.
ИА Красная Весна: Насколько сложно будет обойти текущие санкции Запада, и могут ли новые санкции подорвать сотрудничество России и Африки?
Веселов: Текущие санкции обходятся так или иначе, но всё зависит от политической воли. Абсолютно точно! Новые санкции, технически, конечно, могут повлиять, особенно в части логистики и финансов. В целом я частично уже ответил выше на этот вопрос: нужна некая политическая воля со стороны стран Африки.
На чем будет базироваться политическая воля? На реальной поддержке России. Когда будет видно, что Россия пришла всерьез и надолго и не уйдет, и что она несет с собой абсолютно другую повестку, другой альтернативный проект развития Африки и проект отношений с Африкой.
Сейчас африканцы, по сути, между двух огней зажаты, потому что страны Запада всячески на них давят, разогревают всевозможные потухшие конфликты —межэтнические и прочие во всех регионах.
Поэтому, допустим, они на словах что-то заявят, сделают — им по голове настучат, а Россия скажет «да-да-да, мы поддерживаем», но по факту практических шагов значимых не будет. И это очень тонкий момент, который надо контролировать.
Как заявляет и наш президент, и многие высшие лица, второй форум «Россия —Африка» будет прямо прорывным. Будет заключено большое количество соглашений, озвучено инициатив и так далее. Надеемся, что так и будет, потому что до сих пор с момента последнего форума, мягко говоря, активность особо не выросла. Все в основном в формате подписания документов.
Важный момент, что Россия все это время с момента распада СССР, собственно, становилась на капиталистические рельсы. Запад, а сейчас уже Китай, Индия на тех же капиталистических принципах работают в Африке. А какая тут может быть конкуренция со стороны России?
Если мы будем в этой же парадигме работать с Африкой, то мы проиграем. Поэтому африканцы не понимают нас, они говорят: «Мы знаем, что такое Запад, мы знаем все их правила, мы наелись этого всего. А вы-то нам, по сути, то же самое предлагаете?».
Здесь вот такая четкая грань. Россия должна предложить альтернативную модель, и тогда она выиграет. Потому что в текущих условиях не она задает капиталистические правила, а мы явно по многим параметрам проигрываем тому же Китаю.
Одним словом, советское наследство — это фактор будущего для построения долгосрочных устойчивых дружеских отношений со странами Африки.
Читайте также: В Африке смотрят с надеждой на Россию — репортаж
(теги пока скрыты для внешних читателей)