logo
Аналитика,

Целостная картина человеческой истории

В школе я, как и все, учил историю, географию, литературу и многое другое. И все знания, которые я получал на этих уроках, в принципе там (условно, на уроках) и оставались. Нет, я не выбрасывал их из головы, переступив порог школы, но они были, образно говоря, где-то там, а я где-то здесь. Все эти знания не сплавлялись в единую картину живого исторического процесса.

И если говорить о «стреле времени», то, по сути, для меня не было никакой стрелы. Была некая точка начала моего самоосознания и линия жизни. Представители королевских и царских династий, известные политики, великие философы и ученые, поэты и художники, судьбоносные для человечества исторические события — все это представлялось для меня в виде набора дат и отдельных ярких эпизодов, связанных (в большинстве своем) с трагическими судьбами отдельных исторических личностей.

И каково же было мое удивление и восхищение, когда в статьях газеты «Суть времени» я сталкивался с нанизыванием разных для меня дисциплин, связанных с ними знаний на одну «историческую нить». Это казалось каким-то волшебством, сродни складыванию пазла в общей картине человеческой истории. Когда отдельные известные факты и казалось бы незначительные малоизвестные детали играли если не ключевую, то очень важную связующую роль во многовековой «цепи времен». Каждое известное историческое, философское и художественное произведение оказалось «не вещью в себе», а важным элементом (в мировой политике и/или культуре), развивающим знание о мире и человеке и ставящим вопросы для следующих поколений.

Сергей Ервандович порой говорит о некой «оптике», инструментарии, с помощью которого следуют рассматривать разные явления прошлого и современности. И именно газета «Суть времени» для меня, во-первых, продемонстрировала, что такая оптика существует, а во-вторых, помогла начать формировать эти «оптические инструменты» внутри моего сознания, показала принципы работы этой «аналитической оптики».

Но говоря о газете, нельзя не упомянуть, что для полного освоения материала просто читать — решительно недостаточно. Надо обсуждать! Обсуждать с товарищами, с коллегами, с семьей. Без этого не будет полноценного овнутрения материала и рефлексии. Я до сих пор хорошо помню именно те статьи, по которым в свое время разгорались жаркие споры, хотя иногда тема и не обязывала к этому.

А еще особенно радует то, что постепенно авторами статей становятся мои товарищи. Кто-то уже полноценный «ведущий тематики». То есть люди не только внимательно читают и интересно обсуждают, но еще и учатся размышлять на уровне, достойном публикации.

Я надеюсь, что, освоив и связав между собой огромный объем человеческой мысли и исторического опыта, мы, читатели нашей газеты (а в будущем, надеюсь, и ее авторы), сможем внести что-то полезное в спасение и развитие нашего общества и нашей страны.