Христиане осознали, что находятся в меньшинстве, хотя и по-прежнему несут в себе общественные ориентиры. Именно эти ориентиры становятся целью нападок на них

Пожар в Нанте стал новой страницей в хронике распада христианской Европы

Альбрехт Дюрер. Пытка десяти тысяч христиан (фрагмент). 1508
Альбрехт Дюрер. Пытка десяти тысяч христиан (фрагмент). 1508

26 июля волонтер из Руанды признался в поджоге собора святых Петра и Павла в Нанте. Иммигрантское происхождение преступника, странное поведение французской полиции послужили поводом для пользователей Рунета в очередной раз выразить удивление по поводу Европы, которая осуществляет самоубийственную миграционную политику. Такого же мнения придерживается российский сенатор Алексей Пушков, по словам которого, Франция расплачивается за свою «толерантность и политику открытых дверей» сожжением собственных церквей.

Можно согласиться с такой оценкой, но представляется, что ситуация гораздо серьезнее и трагичнее. 22 июля правый сайт Breitbart в обзорной статье сообщил о росте количества нападений на европейских христиан, о чем свидетельствует полицейская статистика и сообщения Ватикана. В статье также приводится мнение Эллен Фантини — директора венского Центра наблюдения за нетерпимостью и дискриминацией против христиан в Европе (OIDACE).

Комментируя ситуацию, Фантини сообщила, что за последние десять лет, с 2008 по 2019 год, количество инцидентов выросло на 285%. Особо кризисная ситуация сложилась во Франции, о чем, в том числе, свидетельствуют пожары в Париже и в Нанте.

Такая же картина наблюдается в других странах. Так, по данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, количество антихристианских преступлений в Великобритании только с 2017 по 2018 год увеличилось в два раза. Та же удручающая картина в Испании, Германии и Швеции.

В отчете за 2019 год OIDACE отмечает, что «христиане были уволены, на них подавали в суд и их даже арестовывали за осуществление своей свободы выражения мнения или совести». Более того, зафиксированы случаи убийств за веру христиан и духовных лиц.

Также в организации обратили внимание на «увеличение числа церквей, христианских символов и кладбищ по всей Европе, подвергающихся вандализму, осквернению и сожжению, по сравнению с предыдущими годами». По статистике МВД Франции, за 2018 год в стране было зарегистрировано 1063 актов вандализма, то есть по три инцидента в день.

OIDAC почти ежедневно сообщает о новых случаях вандализма. Только за неполный июль в OIDAC сообщили почти о 30 инцидентах, самый громкий из которых — пожар в Нанте. За июль церкви Австрии, Германии, Греции, Италии, Франции разрисовывали, взламывали, поджигали, расписывали анархистскими оскорбительными надписями. Также хулиганы разбивали витрины, ломали и разрушали церковные памятники.

Журналист, редактор, специалист по истории идей Франсуа Югнен в интервью правой Le Figaro обратил внимание на парадоксальность современной ситуации: сегодня, как и две тысячи лет назад, христиане оказались в подавляющем меньшинстве. В той же Франции к католикам относятся всего лишь 5% населения, тогда как численность мусульман достигла 13%.

И в этом новизна ситуации, когда «христиане осознали, что находятся в меньшинстве, хотя и по-прежнему несут в себе общественные ориентиры. Именно эти ориентиры становятся целью нападок на них». Вопреки этим реалиям христиане до сих пор считаются большинством и поэтому им сложно выступать с позиции дискриминируемого меньшинства.

Подробный отчет о фактах вандализма собрал Институт Gatestone, основанный Ниной Розенвальд, внучкой еврейских беженцев из Восточной Европы, в том числе из России. Необходимо обратить внимание, что хотя институт позиционирует себя как «беспартийный, некоммерческий совет», по оценке оппонентов институт представляет интересы неоконсерваторов. Институт обвиняют в разжигании антимусульманских настроений, разгоне страха «джихадисткого» захвата Европы, распространении ложной «антимусульманской» информации.

Однако данные отчета, опубликованного 1 января 2020 года, основаны на публикациях европейских СМИ. По словам авторов, для сбора информации были отсмотрены тысячи газетных сообщений, полицейских бюллетеней, парламентских запросов, интернет-блогов и публикаций.

Собранная статистика показала, что 2019 год стал рекордным по количеству эксцессов, за этот промежуток времени «примерно 3 000 христианских церквей, школ, кладбищ и памятников были разграблены и испорчены».

Авторы отмечают наиболее распространенные преступления: поджоги, дефекация, мочеиспускание, осквернение, грабежи, издевательства, сатанизм, вандализм. При этом полиции редко удается поймать преступников, в случае поимки зачастую у задержанных «обнаруживается» наличие психического расстройства. По этой причине антихристианские выступления не классифицируются как преступления на почве ненависти.

Авторы выделили четыре основные категории преступлений:

вандализм — осквернению подвергаются священные предметы и символы;

кража — воровство металлических предметов, в том числе колоколов, для продажи торговцам металлоломом;

политика — нападки со стороны феминисток, анархистов, ЛГБТ и радикальных секуляристов, которые считают церковь символом патриархальной власти;

религия — акты, отражающее глубокую враждебность к христианству, к этой категории относятся размазывание фекалий по изображениям и скульптурам Христа и девы Марии. Часть религиозных атак совершают сатанисты, в том числе в рамках проведения Черной Мессы.

В отчете сообщается, что основные агрессоры — это иммигранты, анархисты, феминистки, радикально левые активисты. Все те же политические субъекты, которые ныне раскачивают ситуацию в США, атакуют полицию, сносят памятники, пытаются на свой манер переформатировать историю и культуру Запада.

Поэтому неслучайно после признания нантского поджигателя пользователи Сети задались вопросом, не стали ли дополнительным побудительным стимулом призывы американского левацкого активиста движения «Жизни черных важны» Шона Кинга к уничтожению витражей, икон и других изображений «Христа и его белых друзей».

В опубликованном отчете приведен не только внушительный список описаний преступлений, также приведены мнения большого числа европейских духовных лиц, политиков и управленцев.

Наиболее глубокую и развернутую оценку происходящего дал епископ Доминик Рэй. Священник отметил, что нападения на церкви происходят со стороны общества, отмеченного секуляризмом, нигилизмом, культурным и моральным гедонизмом, потребительством и повсеместной потерей чувства священного и сакрального.

Обратив внимание на эволюцию актов осквернения, епископ подчеркнул, что «в прошлом, даже если кто-то не был христианином, выражение священного уважалось. Секуляризм должен быть не отвержением религии, а принципом нейтралитета, который дает каждому свободу выражать свою веру».

Эту же мысль подтверждает французский политолог Жером Фурке, по мнению которого отпадение от христианства настолько велико, что впору говорить о постхристианском этапе страны. Фурке напомнил, что католическая религия в течение веков «структурировала коллективное сознание французского общества».

После отпадения от церкви, уверен эксперт, общество превратится в собственную тень. Реальной перспективой страны и общества, лишенного чувства священного и сакрального, становится «балканизация», то есть распад на разрозненные анклавы.

Фурке подчеркивает, что своим отказом страна осуществляет «само-дехристианизацию», и этот процесс происходит на фоне наращивания доли мусульманского населения, отказывающегося от ассимиляции. Прогнозы сложения этих двух слагаемых весьма мрачны. Французский философ Ален Финкелькраут после пожара в Париже заметил, что «пламя Нотр-Дама — это не атака и не случайность, это — попытка самоубийства».