Христиане осознали, что находятся в меньшинстве, хотя и по-прежнему несут в себе общественные ориентиры. Именно эти ориентиры становятся целью нападок на них

Пожар в Нанте стал новой страницей в хронике распада христианской Европы

Альбрехт Дюрер. Пытка десяти тысяч христиан (фрагмент). 1508
Альбрехт Дюрер. Пытка десяти тысяч христиан (фрагмент). 1508
Альбрехт Дюрер. Пытка десяти тысяч христиан (фрагмент). 1508

26 июля волонтер из Руанды признался в поджоге собора святых Петра и Павла в Нанте. Иммигрантское происхождение преступника, странное поведение французской полиции послужили поводом для пользователей Рунета в очередной раз выразить удивление по поводу Европы, которая осуществляет самоубийственную миграционную политику. Такого же мнения придерживается российский сенатор Алексей Пушков, по словам которого, Франция расплачивается за свою «толерантность и политику открытых дверей» сожжением собственных церквей.

Можно согласиться с такой оценкой, но представляется, что ситуация гораздо серьезнее и трагичнее. 22 июля правый сайт Breitbart в обзорной статье сообщил о росте количества нападений на европейских христиан, о чем свидетельствует полицейская статистика и сообщения Ватикана. В статье также приводится мнение Эллен Фантини — директора венского Центра наблюдения за нетерпимостью и дискриминацией против христиан в Европе (OIDACE).

Комментируя ситуацию, Фантини сообщила, что за последние десять лет, с 2008 по 2019 год, количество инцидентов выросло на 285%. Особо кризисная ситуация сложилась во Франции, о чем, в том числе, свидетельствуют пожары в Париже и в Нанте.

Такая же картина наблюдается в других странах. Так, по данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, количество антихристианских преступлений в Великобритании только с 2017 по 2018 год увеличилось в два раза. Та же удручающая картина в Испании, Германии и Швеции.

В отчете за 2019 год OIDACE отмечает, что «христиане были уволены, на них подавали в суд и их даже арестовывали за осуществление своей свободы выражения мнения или совести». Более того, зафиксированы случаи убийств за веру христиан и духовных лиц.

Также в организации обратили внимание на «увеличение числа церквей, христианских символов и кладбищ по всей Европе, подвергающихся вандализму, осквернению и сожжению, по сравнению с предыдущими годами». По статистике МВД Франции, за 2018 год в стране было зарегистрировано 1063 актов вандализма, то есть по три инцидента в день.

OIDAC почти ежедневно сообщает о новых случаях вандализма. Только за неполный июль в OIDAC сообщили почти о 30 инцидентах, самый громкий из которых — пожар в Нанте. За июль церкви Австрии, Германии, Греции, Италии, Франции разрисовывали, взламывали, поджигали, расписывали анархистскими оскорбительными надписями. Также хулиганы разбивали витрины, ломали и разрушали церковные памятники.

Журналист, редактор, специалист по истории идей Франсуа Югнен в интервью правой Le Figaro обратил внимание на парадоксальность современной ситуации: сегодня, как и две тысячи лет назад, христиане оказались в подавляющем меньшинстве. В той же Франции к католикам относятся всего лишь 5% населения, тогда как численность мусульман достигла 13%.

И в этом новизна ситуации, когда «христиане осознали, что находятся в меньшинстве, хотя и по-прежнему несут в себе общественные ориентиры. Именно эти ориентиры становятся целью нападок на них». Вопреки этим реалиям христиане до сих пор считаются большинством и поэтому им сложно выступать с позиции дискриминируемого меньшинства.

Подробный отчет о фактах вандализма собрал Институт Gatestone, основанный Ниной Розенвальд, внучкой еврейских беженцев из Восточной Европы, в том числе из России. Необходимо обратить внимание, что хотя институт позиционирует себя как «беспартийный, некоммерческий совет», по оценке оппонентов институт представляет интересы неоконсерваторов. Институт обвиняют в разжигании антимусульманских настроений, разгоне страха «джихадисткого» захвата Европы, распространении ложной «антимусульманской» информации.

Однако данные отчета, опубликованного 1 января 2020 года, основаны на публикациях европейских СМИ. По словам авторов, для сбора информации были отсмотрены тысячи газетных сообщений, полицейских бюллетеней, парламентских запросов, интернет-блогов и публикаций.

Собранная статистика показала, что 2019 год стал рекордным по количеству эксцессов, за этот промежуток времени «примерно 3 000 христианских церквей, школ, кладбищ и памятников были разграблены и испорчены».

Авторы отмечают наиболее распространенные преступления: поджоги, дефекация, мочеиспускание, осквернение, грабежи, издевательства, сатанизм, вандализм. При этом полиции редко удается поймать преступников, в случае поимки зачастую у задержанных «обнаруживается» наличие психического расстройства. По этой причине антихристианские выступления не классифицируются как преступления на почве ненависти.

Авторы выделили четыре основные категории преступлений:

вандализм — осквернению подвергаются священные предметы и символы;

кража — воровство металлических предметов, в том числе колоколов, для продажи торговцам металлоломом;

политика — нападки со стороны феминисток, анархистов, ЛГБТ и радикальных секуляристов, которые считают церковь символом патриархальной власти;

религия — акты, отражающее глубокую враждебность к христианству, к этой категории относятся размазывание фекалий по изображениям и скульптурам Христа и девы Марии. Часть религиозных атак совершают сатанисты, в том числе в рамках проведения Черной Мессы.

В отчете сообщается, что основные агрессоры — это иммигранты, анархисты, феминистки, радикально левые активисты. Все те же политические субъекты, которые ныне раскачивают ситуацию в США, атакуют полицию, сносят памятники, пытаются на свой манер переформатировать историю и культуру Запада.

Поэтому неслучайно после признания нантского поджигателя пользователи Сети задались вопросом, не стали ли дополнительным побудительным стимулом призывы американского левацкого активиста движения «Жизни черных важны» Шона Кинга к уничтожению витражей, икон и других изображений «Христа и его белых друзей».

В опубликованном отчете приведен не только внушительный список описаний преступлений, также приведены мнения большого числа европейских духовных лиц, политиков и управленцев.

Наиболее глубокую и развернутую оценку происходящего дал епископ Доминик Рэй. Священник отметил, что нападения на церкви происходят со стороны общества, отмеченного секуляризмом, нигилизмом, культурным и моральным гедонизмом, потребительством и повсеместной потерей чувства священного и сакрального.

Обратив внимание на эволюцию актов осквернения, епископ подчеркнул, что «в прошлом, даже если кто-то не был христианином, выражение священного уважалось. Секуляризм должен быть не отвержением религии, а принципом нейтралитета, который дает каждому свободу выражать свою веру».

Эту же мысль подтверждает французский политолог Жером Фурке, по мнению которого отпадение от христианства настолько велико, что впору говорить о постхристианском этапе страны. Фурке напомнил, что католическая религия в течение веков «структурировала коллективное сознание французского общества».

После отпадения от церкви, уверен эксперт, общество превратится в собственную тень. Реальной перспективой страны и общества, лишенного чувства священного и сакрального, становится «балканизация», то есть распад на разрозненные анклавы.

Фурке подчеркивает, что своим отказом страна осуществляет «само-дехристианизацию», и этот процесс происходит на фоне наращивания доли мусульманского населения, отказывающегося от ассимиляции. Прогнозы сложения этих двух слагаемых весьма мрачны. Французский философ Ален Финкелькраут после пожара в Париже заметил, что «пламя Нотр-Дама — это не атака и не случайность, это — попытка самоубийства».