Многие ощущают, что по отношению к австралийским аборигенам была проявлена несправедливость, так что несогласие в австралийском обществе не утихает и ежегодно омрачает, казалось бы, общий для всех жителей Австралии праздник

День Австралии или День вторжения? В праздник по всей стране прошли марши в защиту аборигенов

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Резня племени Камиларой 26 января 1838 года
Резня племени Камиларой 26 января 1838 года

Марши протеста в защиту аборигенов прошли в ряде австралийских городов в день национального праздника — основания первой австралийской колонии Новый Южный Уэльс. Митингующие протестовали против многолетнего геноцида аборигенов австралийцами и называли праздник «Днем вторжения» британцев на континент. Активное участие в процессах приняло ЛГБТ-сообщество. Корреспондент ИА Красная Весна взглянула на противоречия главного австралийского праздника через призму австралийских СМИ и соцсетей.

26 января по всей Австралии празднуется любимейший праздник всей страны — День Австралии. В этот день австралийцы вспоминают, как 26 января 1788 года капитан Артур Филлип высадился в бухте Сиднея и поднял британский флаг, тем самым положив начало первой австралийской колонии — Новому Южному Уэльсу.

И, разумеется, Новый Южный Уэльс играет в празднествах главную роль. В Сиднее, самом большом и самом старом городе Австралии, праздновать в этом году начали еще накануне, с 6 вечера в субботу, 25 января. Началось посвященное аборигенам ночное бдение (англ. Vigil) в прибрежном парке Барангару.

Многие из мероприятий воскресенья также были посвящены аборигенам. Упомянула их в своей речи и премьер-министр Нового Южного Уэльса Глэдис Бережиклян.

Бережиклян сказала, что День Австралии в 2020 году проходит в «трудное время», когда страна переживает последствия разрушительных пожаров, гибель людей и катастрофическое воздействие на природу. Премьер-министр призвала к возобновлению общественной дискуссии о том, как древние знания аборигенов могут быть использованы для лучшей защиты окружающей среды и общества.

«Эти опустошительные лесные пожары побуждают нас, как общество, задуматься о практике аборигенов, которая поддерживала эту землю на протяжении тысячелетий», — отметила Бережиклян.

Но не все австралийцы считают подобные реверансы в сторону аборигенов достаточными. На улицы вышли тысячи протестующих, которые называют праздник «Днем вторжения» или «Днем выживания» и считают неправильным праздновать День Австралии 26 января, поскольку эта дата является также годовщиной резни племени Камиларой у реки Ватерлоо в Новом Южном Уэльсе в 1838 году.

Тогда от рук белых поселенцев, по разным данным, погибло от 40 до нескольких сотен аборигенов. Подобные массовые убийства характерны для ранней истории австралийской колонизации и активисты выступают за установку мемориалов и памятных табличек в местах, где они происходили.

Протестующие в разных городах скандировали фразу «Всегда была, всегда будет землей аборигенов» (англ. Always was, always will be Aboriginal Land), несли черно-красно-желтые флаги аборигенов Австралии и плакаты, некоторые участники были одеты в набедренные повязки или использовали элементы традиционной одежды местных племен.

В Сиднее в шествии приняли участие десятки тысяч человек, которые прошли по улицам города в сторону Гайд-парка, где состоялся митинг. Организаторы называли мероприятие «мирным протестом» против «геноцида и попытки порабощения более 500 различных народов».

Настроение митинга хорошо передает записанное корреспондентом SBS News выступление 17-летней девушки из одного из племен — Ки-Я Николсон-Уорд, призвавшей к переносу даты.

«Германия не прославляет Гитлера, почему мы прославляем капитана Кука?» — спросила девушка, добавив, что «никто не должен праздновать в эту дату», поскольку она причинила много боли и страданий.

В Мельбурне протесты тоже оказались крупными, правда, нашлись и защитники праздника.

Журналистка SBS Эбби Дингам выложила видео того, как в Мельбурне на вокзале Флайндерс протестующие против праздника встретились с небольшой группой его защитников в голубых футболках с надписью «Губернатор Артур Филлип не делал ничего плохого» (англ. Gov Arthur Phillip Did Nothing Wrong) и плакатами «День Австралии никогда не должен меняться» (англ. Australia Day should never be changed). Обе группы протестовали мирно. А вот одного скандального блогера по имени Ави Йемени, который второй год подряд провоцирует защитников прав аборигенов, арестовали.

Протестный марш также прошел в столице Австралии Канберре и во всех австралийских штатах.

Поводом заявить о себе и своих проблемах воспользовались различные меньшинства — национально-религиозные и не только. Например, мусульманка из Сиднея выложила в сеть фотографии исламской общины на марше и митинге.

А на фотографии другой исламской активистки — феминистки и борца за гендер и против семейного насилия из Ньюкасла — видно человека, одетого в в цвета ЛГБТ-флага, с надписью «Любовь побеждает» на спине. ЛГБТ-флаги можно увидеть на фотографиях и видео протестных мероприятий из других городов.

Еще один ЛГБТ-активист Гэри Нанн написал статью в news.com.au, в которой рассказал историю пожилого актера-гомосексуалиста, похищенного в детстве у родителей и ставшего жертвой насильника. Когда в 17 лет он сбежал из приемной семьи, чтобы найти родную мать, парня арестовали.

Подобные изъятия были основой социальной политики в отношении аборигенов в период с 1910-х по 1970-е годы. Государственные чиновники отбирали детей у родителей-аборигенов с целью их насильственной ассимиляции. По оценкам благотворительной организации Australians Together, практически из каждой семьи аборигенов в каком-то из поколений отбирались дети.

Австралийцы называют жертв этой практики «Украденными поколениями» (англ. Stolen Generations). В 90-е и 2000-е годы австралийское правительство приносило свои официальные извинения по поводу действий своих сотрудников. При этом попытки жертв получить финансовые компенсации ни к чему не привели — Верховный суд постановил, что детей отбирали в соответствии с действующими в стране законами. Были также попытки добиться признания от ООН и австралийского правительства факта геноцида аборигенов, но они также потерпели поражение.

Несмотря на завершение юридических споров, многие ощущают, что по отношению к австралийским аборигенам была проявлена несправедливость, так что несогласие в австралийском обществе не утихает и ежегодно омрачает, казалось бы, общий для всех жителей Австралии праздник.