«США, которым придется помогать собирать осколки Эфиопии после краха государства, лучше уже сейчас оказать максимальное давление на силы повстанцев»

Как предотвратить катастрофу в Эфиопии?

Изображение: nam.ac.uk
Штурм Мэкдэлы. 1868
Штурм Мэкдэлы. 1868

За год с начала боевых действий конфликт на севере Эфиопии вышел за границы региона Тыграй, число жертв измеряется десятками тысяч, а НФОТ готовится штурмовать Аддис-Абебу. И война между эфиопским правительством и «Народным фронтом освобождения Тыграя» (НФОТ) давно перестала быть «внутренним делом» страны.

Аддису Лашитеу, доцент университета Макмастера и научный сотрудник Института Брукингса на страницах журнала Foreign Policy заявил, что главной силой, способной остановить военный конфликт в Эфиопии, являются США.

Именно повстанческую группировку Лашитеу считает угрозой региональному миру и безопасности. ИА Красная Весна приводит перевод его статьи «Как предотвратить катастрофу в Эфиопии?»


«Народный фронт освобождения Тыграя» (НФОТ) правил Эфиопией в течение почти трех десятилетий, прежде чем антиправительственные протесты лишили его власти в 2018 году. Теперь, три года спустя, мятежники-отступники находятся на грани штурма Аддис-Абебы.

США, сверхдержава, которая может оказать максимальное политическое и экономическое влияние на ситуацию, должны сделать все возможное, чтобы предотвратить это. Если НФОТ будет разрешено вернуться к власти, Эфиопия почти наверняка распадется на враждующие этнические территории, и страна снова станет ареной апокалиптических страданий.

Достаточно взглянуть на историю НФОТ, чтобы понять, почему. Радикальная политическая партия с марксистскими корнями, НФОТ была основана в 1975 году с целью создания независимой республики Тыграй.

Спустя годы после своего образования партия несколько смягчила свои позиции. Какое-то время партия хотела добиться самоуправления Тыграя в Эфиопии, а затем приняла более грандиозный план перестройки эфиопской политической системы в собственных интересах.

Возглавив успешную партизанскую кампанию против военной диктатуры в 1991 году, НФОТ сформировала федеральную систему на этнической основе, которая дала каждой из 80 с лишним этнических групп Эфиопии безоговорочное право на отделение.

Сами тыграи составляют лишь около 6% всего населения Эфиопии, а некоторые из их соперничающих групп, в том числе оромо и амхары, намного больше. Поэтому НФОТ создала «Революционно-демократический фронт эфиопского народа» (РДФЭН) — зонтичную сеть этнических партий, которая могла служить средством реализации ее политических амбиций. В этом обличье НФОТ руководила относительно стабильным, хотя и коррумпированным и репрессивным режимом, просуществовавшим до 2018 года.

Серия протестов в регионах Оромия и Амхара в конечном итоге привела к концу политической эры, в которой доминировал НФОТ. Абий Ахмед, уроженец оромо, был избран премьер-министром, добившись успеха при поддержке фракций оромо и амхара в РДФЭН. Придя к власти, Ахмед приступил к демонтажу рычагов влияния и контроля НФОТ.

НФОТ отступил со своими ресурсами и ключевыми кадрами в Мэкэле, столицу региона Тыграй, где мог обеспечить свою фактическую независимость. Когда в 2020 году из-за COVID-19 были отложены национальные выборы, НФОТ отклонил это решение по конституционным основаниям.

Власти Тыграя предприняли беспрецедентную меру, учредив новую избирательную комиссию для проведения местных выборов. НФОТ получил почти все места в региональном парламенте.

Затем, 4 ноября 2020 года, НФОТ предпринял скоординированную упреждающую атаку на северное командование эфиопской армии, явно пытаясь реализовать свои амбиции по созданию независимой республики Тыграй.

Через год, 5 ноября 2021 года, после значительных военных успехов против эфиопской армии, НФОТ организовала формирование новой политической коалиции этнических партий и вооруженных групп. Это напоминает историю 1989 года, когда НФОТ создала РДФЭН, чтобы обеспечить свой политический контроль над всей Эфиопией. Однако на этот раз все будет иначе.

НФОТ, учитывая историю его пребывания у власти, знает, что у него нет средств для создания законного федерального правительства. Его предыдущая стратегия господства над партиями из разных этнических групп, которые соглашаются с его доминированием, больше не сработает.

Кровавый конфликт прошлого года и горькие воспоминания об авторитарном правлении НФОТ сделали идею правительства под его руководством крайне непопулярной. И партия слишком сильна и амбициозна, чтобы придерживаться системы честной игры с другими этническими группами.

Если НФОТ снова удастся захватить политическую власть, он, скорее всего, воспользуется ею для роспуска эфиопской федерации, подтолкнув все этнические регионы к осуществлению своего конституционно защищенного права на отделение.

Распад Эфиопии оставил бы различных соперников НФОТ слабыми, раздробленными и потенциально сталкивающимися друг с другом. Это также расчистит путь для НФОТ, чтобы навязать свою волю в пограничном споре с соседями Тыграя в регионе Амхара, тем самым устранив самое важное препятствие на пути к независимому Тыграю.

Недавнее формирование военного союза НФОТ с «Армией освобождения Оромо» (OLA), повстанческой группировкой, которая борется за независимость Оромии, идеально вписывается в этот сценарий.

У этих двух групп долгая история ожесточенной и яростной вражды. Во время борьбы против дерга, коммунистического военного режима Эфиопии до 1991 года, НФОТ сотрудничал с «Фронтом освобождения оромо» (OLF), боевым крылом которых была OLA в то время.

Однако с 1992 года НФОТ и OLF вели кровопролитную войну, которая завершилась поражением OLF. Были убиты и заключены в тюрьму десятки тысяч бойцов OLF. На десятилетия после этого партии запретили участие в национальной политике.

Учитывая недоверие между OLA и НФОТ, но их общую заинтересованность в этническом самоопределении, единственным финалом, который мог бы удовлетворить обе стороны, был бы роспуск федеральной системы Эфиопии.

Однако «балканизация» Эфиопии почти наверняка приведет к жестокому этническому кровопролитию, которое приведет к перемещению миллионов людей, спровоцирует голод и дестабилизирует весь африканский континент.

США, которым придется помогать собирать осколки Эфиопии после краха государства, лучше уже сейчас оказать максимальное давление на силы повстанцев, чтобы они прекратили военное наступление.

До сих пор Вашингтон демонстрировал приверженность мирному прекращению конфликта, но в основном оказывал дипломатическое и экономическое давление на Абия Ахмеда. На этот раз он должен обратить внимание на НФОТ, обозначив повстанческую группировку как угрозу региональному миру и безопасности, если она не примет немедленное прекращение огня.

США могли бы также использовать свою мягкую силу, создав коалицию стран для поддержки миротворческих усилий и политического процесса при посредничестве Африканского союза. Учитывая быстрые темпы эскалации конфликта, такие меры должны быть приняты безотлагательно.

При затяжном характере конфликта найти формулу, которая удовлетворит всех, будет сложной задачей. Потребуется несколько лет напряженного диалога, чтобы сузить политические разногласия и сдержать волну гнева и негодования, поднявшуюся со всех сторон.

Для начала США должны потребовать прекращения огня всеми воюющими сторонами, в качестве предварительного условия для поэтапного процесса переговоров, ведущих к национальному примирению.

США также следует подтвердить свою твердую приверженность территориальной целостности Эфиопии и заявить, что они не признают какое-либо новое правительство, установленное с помощью военной силы.

Вашингтон может также призвать противоборствующие стороны к укреплению доброй воли и созданию благоприятных условий для переговоров. Соперничающие фракции могут начать с взаимного признания друг друга: правительство Эфиопии может отменить статус террористов, которое оно применяло к НФОТ, и признать легитимность региональных выборов в Тыграе.

В свою очередь, НФОТ может признать общенациональные выборы 2021 года, на которых победила партия премьер-министра Абия Ахмеда. Правительство Эфиопии также должно открыто заявить о своей приверженности соблюдению нынешнего конституционного порядка, а НФОТ, в свою очередь, должен отказаться от любых планов референдума о самоопределении.

Такие меры облегчат начало переговоров с конечной целью проведения мирных, прозрачных и конкурентных выборов. Вашингтон мог бы поддержать этот процесс, обеспечив финансовую поддержку для восстановления Тыграя и других частей Эфиопии, разрушенных войной.

Главный камень преткновения — судьба западного и южного Тыграя. Обе области были отделены от амхароязычных провинций Волло и Гондар и преобразованы в регион Тыграй в 1994 году — в то время, когда у власти находился НФОТ. Но после того, как начался нынешний конфликт, федеральные силы и силы амхара захватили западный район. Спор является давним и имеет последствия, которые переживут текущий конфликт.

Обе стороны должны быть осторожны, чтобы не превратить западный и южный Тыграй в еще один Иерусалим — символ ожесточенной и, кажется, бесконечной вражды. Конституция Эфиопии содержит положения, позволяющие людям, живущим в таких спорных районах, решать для себя, присоединятся ли они к Тыграю или Амхара, или выберут самоуправление. Последний вариант позволил бы как тыграям, так и амхара жить вместе и управлять своей землей, не будучи привязанными ни к одному из регионов.

Еще одним источником раздора является президент Эритреи Исайяс Афеворк, заклятый враг НФОТ. Участие Эритреи в войне с Тыграем привело к тому, что США недавно наложили санкции на вооруженные силы страны и правящую партию за нарушения прав человека.

Для установления прочного мира потребуется вовлечь Эритрею в переговоры —возможно, после того, как НФОТ и правительство Эфиопии придут к общему мнению. Четкое и прозрачное соглашение о границе с Эритреей имеет жизненно важное значение для предотвращения нового цикла насилия. Перспектива отмены санкций США могла бы побудить президента Эритреи принять мирное соглашение и соблюдать его.

Возможно, самой важной и неотложной задачей является либо разоружение сил обороны Тыграя, либо их реинтеграция в эфиопскую армию, что потребует от НФОТ отказа от любых планов отделения.

Существует множество причин — культурных, экономических и политических — по которым Тыграй, место рождения эфиопского государства, должен оставаться частью федеральной системы Эфиопии. Пожалуй, наиболее важной из них является стабильность и безопасность по всей стране.

Читайте также: Конфликт на севере Эфиопии за год превратился в гражданскую войну