Повстанцы-хуситы на удивление хорошо идут в ногу со временем и используют все современные информационные технологии для ведения «мягкой войны» за умы и сердца простых йеменцев

Мягкая сила или... Что играет в пользу хуситов в Йемене

Григорий Гагарин. Проповедь Магомета. 1850
Григорий Гагарин. Проповедь Магомета. 1850

На протяжении многих лет, особенно с момента обострения в 2014 году, в Йемене продолжается конфликт повстанцев-хуситов и официальных властей страны. Хуситы добились значительных военных успехов и заняли обширные территории Северного Йемена. В чем секрет успеха повстанцев и только ли грубая сила помогла им добиться этого успеха?

ИА Красная Весна публикует перевод статьи Ханны Портер «Мягкая война хуситов с вражеской пропагандой», вышедшей в декабре 2021 года на сайте исследовательской организации Центр йеменской политики.

Ханна Портер является аналитиком международной компании DT Global, где она исследует медиасреду Йемена и участвует в проектах, поддерживающих независимых йеменских журналистов. Она получила степень магистра Чикагского университета и написала диссертацию о риторике и пропаганде хуситов.

Исследование Ханны Портер показывает, что население, проживающее в районах, контролируемых хуситами, в своих взглядах сходится с повстанцами. И это говорит об эффективности пропаганды хуситов.

Однако она не указывает в своей статье, что население Северного Йемена исторически принадлежало к религиозному течению зейдизма. Династия Рассидов, также принадлежащая к зейдитам, управляла имаматом и королевством в Северном Йемене более тысячи лет: с 897 по 1962 годы. Их власть была и духовной, и светской.

Хуситы как раз вышли из зейдитского движения в 1990-е годы. То есть они строят свою идентичность от тысячелетнего государства, существовавшего по историческим меркам еще не так давно. Кроме того, представители рода Хуси являются сеидами, т. е. потомками пророка Мухаммеда.

В достаточно традиционном обществе Йемена должна быть хорошая память о тех временах. Поэтому логично предположить, что простые люди по этим причинам и доверяют хуситам, которые сегодня стали лидерами зейдизма. Эти обстоятельства также стоит учитывать при рассмотрении причин доверия населения севера страны к мнению повстанцев.

В конце статьи Портер приводит краткие рекомендации западным политикам, как бороться с пропагандой хуситов. При этом она предлагает «говорить массам правду», поскольку если начать опровергать пропаганду одних только хуситов, то общество не поверит, и поэтому необходимо опровергать дезинформацию от всех участников конфликта.


В последние годы наблюдается рост числа веб-сайтов, телевизионных каналов и страниц в социальных сетях, освещающих конфликт в Йемене. Хуситы уделяют серьезное внимание развитию СМИ как инструменту продвижения своей идеологии и противодействия сообщениям противников.

Ряд исследований, проведенных за последние два года, может указывать на то, что стратегия хуситов в информационной сфере принесла свои плоды, и многие йеменцы, проживающие на территории, контролируемой хуситами, выражают доверие к СМИ повстанцев и их представителям.

Изображение: (cc) Dan
Житель Мариба. Йемен
Житель Мариба. Йемен

Для хуситов и их союзников ведение войны не всегда требует взятия в руки оружия. Фактически их движение считает пропаганду одним из наиболее эффективных средств противодействия врагам и одним из самых опасных видов оружия, которое их противники используют против них.

В течение многих лет связанные с хуситами СМИ подчеркивали важную роль средств массовой информации в современной войне и размышляли о том, как наилучшим образом защитить йеменцев от вражеской пропаганды.

Чтобы сохранить конкурентное преимущество в публичных сообщениях в интернете и повествованиях в средствах массовой информации — «мягкой войне», как они часто ее называют, — хуситы развивают различные новостные агентства и продвигают контент, основанный на художественных произведениях.

Документальные фильмы, статьи, посты в социальных сетях и мультфильмы, выпущенные за последние семь лет на платформах, поддерживающих хуситов, говорят о их пристальном внимании к информационной повестке.

Одним из ключевых выводов этого исследования является то, что взгляды йеменцев, проживающих в северных провинциях, то есть районах, находящихся под контролем повстанцев, как правило, соответствуют позиции излагаемой хуситами. Это возможный признак того, что их методы работы в средствах массовой информации эффективны в формировании общественного мнения.

Изображение: Цитата с сайта yemenpolicy.org
Митинг хуситов
Митинг хуситов

Медиастратегии хуситов

Задолго до того, как хуситы попали в эпицентр региональных и международных новостей, их движение уже работало над продвижением своих взглядов и привлечением последователей. Во время войн между хуситами и правительством Йемена в провинции Саада (2004–2010 гг.) были созданы аккаунты и веб-сайты, поддерживающие повстанцев в социальных сетях в репортажах о конфликте.

Возможности хуситов в области СМИ резко возросли с момента захвата ими столицы Саны в 2014–2015 годах. В настоящее время движение может похвастаться десятками новостных сайтов, телевизионных каналов, радиостанций и бесчисленными страницами в социальных сетях, которые продвигают взгляды хуситов на национальную политику и международные дела.

Несмотря на свой впечатляющий медийный аппарат, хуситы все еще сталкиваются с некоторыми проблемами при противодействии другим точкам зрения. Хуситы сделали все возможное, чтобы заставить замолчать критиков, включая закрытие или захват местных новостных агентств и произвольное задержание журналистов.

Но они имеют ограниченный контроль над некоторыми платформами, такими как иностранные спутниковые новостные каналы, социальные сети и приложения для обмена сообщениями. Это означает, что хуситам необходимо полагаться не только на одну цензуру, чтобы контролировать повествования о внутренних и международных событиях.

Медиа-продукция хуситов характеризуется разнообразным развлекательным и убедительным контентом. Один из их основных новостных каналов — «Аль-Масира» — включает женские программы, детские шоу и документальные фильмы, в то время как в радиопередачах транслируются короткие драмы и «оперетты». Поэзия широко представлена на большинстве медиа-платформ хуситов, так как «завамель» (zawamel) — стихи о войне — часто адаптируется под музыкальные клипы.

Возможно, стратегия хуситов состоит в том, чтобы предоставить аудитории в Северном Йемене такой широкий спектр контента, чтобы ей не нужно было обращаться к другим СМИ.

Изображение: (сс) Bernard Gagnon
Руины Древнего Мариба, к югу от современного города
Руины Древнего Мариба, к югу от современного города

Эффективен ли их подход хуситов?

Есть некоторые признаки того, что подход хуситов к обмену сообщениями и пропаганде оказался эффективным. Исследование, проведенное партнерами DT Global за последние два года, показывает, что йеменцы, живущие на Севере, с высокой степенью доверия относятся к новостным изданиям хуситов и с большей вероятностью, чем их южные соседи, считают заявления официальных лиц хуситов достоверными, даже если эти заявления явно ложны.

В ходе опроса 700 человек, проведенного в июле 2021 года, 83% респондентов в южных провинциях Абьян, Аден и Хадрамут заявили, что телеканал «Аль-Масира», вероятнее всего, распространяет фальшивые новости. Однако в контролируемых хуситами Сане и провинции Ходейда, только 17% респондентов ответили так же. Другими словами, подавляющее большинство респондентов в районах, удерживаемых хуситами, считают, что «Аль-Масира» вряд ли будет публиковать фальшивые новости.

В ходе опроса, проведенного в августе 2020 года, только 26% респондентов, проживающих в районах, контролируемых правительством, сообщили, что информация, предоставленная местными должностными лицами, является надежной. В то же время внушительные 79% людей, проживающих в провинциях Ходейда и Ибб, контролируемых хуситами, доверяют местным чиновникам.

Респондентов, участвовавших в этом опросе, также спросили, считают ли они достоверным освещение ситуации вокруг COVID-19 в местных новостях. Несмотря на то, что власти хуситов и средства массовой информации не были достоверны относительно коронавируса, 84% участников всё же считали информацию достоверной, тогда как только 43% респондентов на Юге ответили так же.

Изображение: (сс) Felton Davis
Ребенок смотрит на разрушенную столицу Йемена
Ребенок смотрит на разрушенную столицу Йемена

Конечно, можно привести аргумент в пользу того, что респонденты, живущие под властью хуситов, могут чувствовать себя обязанными сообщать о положительных настроениях по отношению к местным чиновникам и связанным с ними СМИ.

Но многочисленные опросы, интервью с ключевыми информаторами и обсуждения в фокус-группах в трех провинциях, удерживаемых хуситами, привели к одним и тем же выводам: респонденты, живущие в этих районах, более склонны, чем их южные или восточные соотечественники, соглашаться во взглядах с сообщениями СМИ хуситов.

Например, фокус-группам было предложено оценить новостную статью и определить, соответствует ли она действительности. Это был репортаж от июля 2020 года, транслировавшийся в СМИ хуситов, в котором утверждалось, что ракеты с логотипом USAID, проданные Саудовской Аравии, были обнаружены в эль-Байде. Тем самым доказывалось, что западные организации по развитию являются прикрытием для военного вмешательства.

Сюжет был явно вымышленным. Не только потому, что USAID не отвечает за продажу оружия, но и потому, что логотип, наклеенный на ракеты, не использовался агентством более 30 лет.

В эту новость поверили почти все участники с территории, контролируемой хуситами, ссылаясь на убедительные видеоматериалы и официальный характер новостного репортажа, а почти все участники из других районов не поверили в правдивость статьи.

Изображение: (сс) yeowatzup
«Старый город» в столице Йемена Сане
«Старый город» в столице Йемена Сане

Методы борьбы с дезинформацией в Йемене

Как и многие политические партии в Йемене и во всем мире, хуситы использовали средства массовой информации в качестве инструмента для продвижения своих собственных интересов и влияния на общественное мнение. Их смешанный подход включал инвестиции в собственные СМИ и подавление независимой журналистики.

Их контроль над местными средствами массовой информации оказывал и будет оказывать влияние на доступ йеменцев к информации и их взгляды на текущие события.

Организации и правительства, надеющиеся обратить вспять эту тенденцию, должны работать над поддержкой независимых журналистов в Йемене. Эта поддержка может быть оказана в форме грантов, но она также может включать тренинги и конференции для СМИ. Журналистам из маргинализированных групп и регионов следует уделять особое внимание, поскольку у них могут быть взгляды и идеи, о которых до сих пор не сообщалось.

Медиапроекты, финансируемые спонсорами, будут иметь ограниченное влияние и аудиторию, если они займутся исключительно противостоянием хуситам, поскольку их быстро отвергнут как прозападную или просаудовскую пропаганду.

Вместо этого СМИ должны выявлять и противодействовать дезинформации и вредным сообщениям от любых источников, независимо от того, исходят ли они от СМИ хуситов или от тех, кто связан с международно признанным правительством Йемена, партией «аль-Ислах», Южным переходным советом или иных.

Спонсоры должны оказывать больше поддержки, чтобы обеспечить доступность разнообразных и надежных источников новостей для всех йеменцев. Это означает решение проблемы нехватки электроэнергии в некоторых районах, а также недоступности интернет-услуг, что иногда происходит из-за непомерно высокой стоимости интернет-трафика.

В ходе опроса, проведенного в 2020 году, 86% йеменцев сообщили, что отсутствие электричества повлияло на их способность получать доступ к новостям, а 89% заявили, что отсутствие интернета имело тот же эффект.

Международное сообщество и особенно правозащитные организации должны призвать все стороны конфликта не совершать злоупотребления в отношении журналистов, такие как угрозы, произвольные задержания, неправомерные осуждения, смертные приговоры и убийства.

Эти действия серьезно препятствуют способности квалифицированных и преданных своему делу журналистов Йемена выполнять свою работу и предоставлять обществу важную информацию о локальных событиях и конфликте в целом.