Летчики рассказали о МС-21 с российскими двигателями. Фото с МАКС-2021
На авиасалоне МАКС-2021 состоялся первый показательный полет нового самолета МС-21-310, оборудованного пермскими двигателями ПД-14. До этого самолеты оснащались двигателями иностранного производства.
Летчики-испытатели Олег Мутовин и Андрей Воропаев поделились своими впечатлениями от нового самолета, рассказали об особенностях и нюансах работы испытателей, а также ответили на вопросы молодежной делегации предприятия «ОДК-Пермские моторы».
У Пермской молодежной делегации есть особый профессиональный интерес к проходящим сейчас испытаниям самолета МС-21-310 с новыми двигателями ПД-14, эти новейшие двигатели создаются на предприятии, где они работают.
Летчик-испытатель 1 класса, полковник запаса, Герой Российской Федерации Олег Мутовин считает, что двигатель — это произведение искусства.
«Двигатель — это более технологичное и сложное изделие, чем самолет. Я придерживаюсь такого мнения, что любой двигатель — это произведение искусства. Хоть я летчик и моя работа — это самолеты, все-таки больше восхищаюсь конструкторами двигателей, и вообще тем, как устроен двигатель», — сказал он.
«Мне довелось учиться в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, там была очень мощная материальная база, были представлены многие двигатели, начиная от первых реактивных и заканчивая двигателями пятого поколения. Я любил подходить к стендам, разглядывал их внутреннее устройство, на лекциях немного соприкоснулся с тем, как проводятся расчеты параметров двигателя. И до сих восхищаюсь инженерами-конструкторами авиационных двигателей», — отметил летчик.
Он рассказал, что летчик не испытывает в полете ни волнения, ни страха, но находится в состоянии полной сосредоточенности.
«Что касается чувств, то когда летчик достаточно опытный, который уже прошел определенную стадию подготовки, садится в кабину самолета, то он приходит в нормальное состояние, если даже его до этого кто-то выводил из себя. Что касается полета, то в полете главное чувство — это сосредоточенность, особенно если это испытательный полет», — рассказал Мутовин.
«У нас не такой полет — когда взлетел на высоту, включил автопилот и ждешь, когда стюардесса принесет кофе. У нас обычно полет расписан так плотно, что, бывает, за четыре часа невозможно ни на что отвлечься. Количество режимов очень большое, потому что испытание — это дорогостоящий процесс. Естественно, мы стараемся в каждом испытательном полете сделать как можно больше зачетных режимов, которые пойдут либо в сертификацию, либо для оценки полета», — добавил он.
На летчике-испытателе — огромная ответственность, так как каждый испытательный полет буквально на вес золота.
«Опытный самолет стоит очень дорого. Американские СМИ приводили пример — если серийный истребитель стоит 30 млн долларов, то опытный истребитель стоит 130 млн долларов, потому что он фактически ручной сборки, часто находится в одном или двух экземплярах», — отметил Герой России.
«Все системы опытного самолета недоработаны, они имеют право на отказ. Но ты должен скомпенсировать эти недоработки и притащить этот самолет обратно на аэродром, чтобы потом на земле можно было разобраться в причинах отказа. Сейчас мы летаем вдвоем или втроем, а на земле 300 человек ждут результаты этого полета. И нужно режим сделать правильно, чтобы он был зачетный, чтобы не нужно было тратить еще средства на повторное выполнение этого задания», — подчеркнул он.
Звание Героя Российской Федерации присвоено Олегу Мутовину в 2008 году. Он первым из военных летчиков Российской Федерации выполнил полет на опытном корабельном самолете Су-27 с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он также провел испытания аэрофинишеров корабля, а затем оказал помощь в восстановлении готовности к полетам с палубы летчиков руководящего состава полка палубной авиации в период подготовки крейсера к походу.
«Мы хотели, чтобы зрителям авиасалона было интересно, поэтому у нас к показательным полетам был „испытательный“ подход. Мы остановились на том, чтобы показать и машину, и возможности нового отечественного двигателя, продемонстрировать курсовую устойчивость и управляемость самолета в сложных условиях полета», — рассказал летчик-испытатель 1-го класса, полковник запаса Андрей Воропаев о первых показательных полетах самолета МС-21-310 с новыми двигателями ПД-14.
«Современные самолеты очень энергоемкие, тяговооруженность самолета очень высокая. Это обусловлено вопросами безопасности полетов. Необходимо, чтобы при взлете самолета с полной загрузкой, в случае отказа одного двигателя, самолет смог продолжить свой взлет. Поэтому при двух рабочих двигателях, без багажа и загрузки пассажирами, самолет превращается чуть ли не в истребитель. Для сравнения — тяга одного двигателя ПД-14 —14 тонн. Это такая же тяга в 14 тонн, как и тяга с максимальной мощностью на форсаже двигателя АЛ-41-Ф1С производства НПО „Сатурн“ самолета Су-35», — разъяснил летчик-испытатель.
Андрей Воропаев рассказал, что он определился с выбором профессии летчика еще в детстве и не ошибся в этом выборе: «Романтика этой профессии остается той же, что и была всегда, еще при полетах братьев Райт. Открою секрет, который не является секретом — сейчас самолеты стали более безопасными. На самолетах предыдущих поколений летать было сложнее, управлять ими было сложнее во всех отношениях. Самолеты сейчас делают более удобными».
«Что касается пилотирования, то все те системы, которые принято именовать искусственным интеллектом, действительно очень облегчают процесс. А всё возможное облегчение полета, на самом деле, тебе только во благо, ты не такой напряженный. Даже если ты очень устал и испытываешь стресс, умная автоматика поможет посадить самолет без каких-либо проблем, что очень важно», — объяснил летчик.
В этом году молодежная делегация «ОДК-Пермские моторы», куда вошли 40 сотрудников до 35 лет, увидели на авиасалоне МАКС-2021 результаты своего труда.