Двигатель — это произведение искусства

Летчики рассказали о МС-21 с российскими двигателями. Фото с МАКС-2021

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
Самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 на авиасалоне МАКС -2021
Самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 на авиасалоне МАКС -2021

На авиасалоне МАКС-2021 состоялся первый показательный полет нового самолета МС-21-310, оборудованного пермскими двигателями ПД-14. До этого самолеты оснащались двигателями иностранного производства.

Летчики-испытатели Олег Мутовин и Андрей Воропаев поделились своими впечатлениями от нового самолета, рассказали об особенностях и нюансах работы испытателей, а также ответили на вопросы молодежной делегации предприятия «ОДК-Пермские моторы».

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Молодежная  делегация «ОДК-Пермские моторы» на авиасалоне МАКС-2021
Молодежная делегация «ОДК-Пермские моторы» на авиасалоне МАКС-2021
МАКС-2021авиасалоненамоторы»«ОДК-ПермскиеделегацияМолодежная

У Пермской молодежной делегации есть особый профессиональный интерес к проходящим сейчас испытаниям самолета МС-21-310 с новыми двигателями ПД-14, эти новейшие двигатели создаются на предприятии, где они работают.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Встреча  с  пилотами самолета МС-21-310
Встреча с пилотами самолета МС-21-310
МС-21-310самолетапилотамисВстреча

Летчик-испытатель 1 класса, полковник запаса, Герой Российской Федерации Олег Мутовин считает, что двигатель — это произведение искусства.

«Двигатель — это более технологичное и сложное изделие, чем самолет. Я придерживаюсь такого мнения, что любой двигатель — это произведение искусства. Хоть я летчик и моя работа — это самолеты, все-таки больше восхищаюсь конструкторами двигателей, и вообще тем, как устроен двигатель», — сказал он.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Летчик-испытатель 1-го класса  Олег Мутовин
Летчик-испытатель 1-го класса Олег Мутовин
МутовинОлегкласса1-гоЛетчик-испытатель

«Мне довелось учиться в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, там была очень мощная материальная база, были представлены многие двигатели, начиная от первых реактивных и заканчивая двигателями пятого поколения. Я любил подходить к стендам, разглядывал их внутреннее устройство, на лекциях немного соприкоснулся с тем, как проводятся расчеты параметров двигателя. И до сих восхищаюсь инженерами-конструкторами авиационных двигателей», — отметил летчик.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Двигатель ПД-14
Двигатель ПД-14
ПД-14Двигатель

Он рассказал, что летчик не испытывает в полете ни волнения, ни страха, но находится в состоянии полной сосредоточенности.

«Что касается чувств, то когда летчик достаточно опытный, который уже прошел определенную стадию подготовки, садится в кабину самолета, то он приходит в нормальное состояние, если даже его до этого кто-то выводил из себя. Что касается полета, то в полете главное чувство — это сосредоточенность, особенно если это испытательный полет», — рассказал Мутовин.

«У нас не такой полет — когда взлетел на высоту, включил автопилот и ждешь, когда стюардесса принесет кофе. У нас обычно полет расписан так плотно, что, бывает, за четыре часа невозможно ни на что отвлечься. Количество режимов очень большое, потому что испытание — это дорогостоящий процесс. Естественно, мы стараемся в каждом испытательном полете сделать как можно больше зачетных режимов, которые пойдут либо в сертификацию, либо для оценки полета», — добавил он.

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
МС-21
МС-21
МС-21

На летчике-испытателе — огромная ответственность, так как каждый испытательный полет буквально на вес золота.

«Опытный самолет стоит очень дорого. Американские СМИ приводили пример — если серийный истребитель стоит 30 млн долларов, то опытный истребитель стоит 130 млн долларов, потому что он фактически ручной сборки, часто находится в одном или двух экземплярах», — отметил Герой России.

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
Ил-114
Ил-114
Ил-114

«Все системы опытного самолета недоработаны, они имеют право на отказ. Но ты должен скомпенсировать эти недоработки и притащить этот самолет обратно на аэродром, чтобы потом на земле можно было разобраться в причинах отказа. Сейчас мы летаем вдвоем или втроем, а на земле 300 человек ждут результаты этого полета. И нужно режим сделать правильно, чтобы он был зачетный, чтобы не нужно было тратить еще средства на повторное выполнение этого задания», — подчеркнул он.

Звание Героя Российской Федерации присвоено Олегу Мутовину в 2008 году. Он первым из военных летчиков Российской Федерации выполнил полет на опытном корабельном самолете Су-27 с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он также провел испытания аэрофинишеров корабля, а затем оказал помощь в восстановлении готовности к полетам с палубы летчиков руководящего состава полка палубной авиации в период подготовки крейсера к походу.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Летчик-испытатель 1-го класса Андрей Воропаев
Летчик-испытатель 1-го класса Андрей Воропаев
ВоропаевАндрейкласса1-гоЛетчик-испытатель

«Мы хотели, чтобы зрителям авиасалона было интересно, поэтому у нас к показательным полетам был „испытательный“ подход. Мы остановились на том, чтобы показать и машину, и возможности нового отечественного двигателя, продемонстрировать курсовую устойчивость и управляемость самолета в сложных условиях полета», — рассказал летчик-испытатель 1-го класса, полковник запаса Андрей Воропаев о первых показательных полетах самолета МС-21-310 с новыми двигателями ПД-14.

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
МС-21-310 и МС-21-300 на авиасалоне МАКС-2021
МС-21-310 и МС-21-300 на авиасалоне МАКС-2021
МАКС-2021авиасалоненаМС-21-300иМС-21-310

«Современные самолеты очень энергоемкие, тяговооруженность самолета очень высокая. Это обусловлено вопросами безопасности полетов. Необходимо, чтобы при взлете самолета с полной загрузкой, в случае отказа одного двигателя, самолет смог продолжить свой взлет. Поэтому при двух рабочих двигателях, без багажа и загрузки пассажирами, самолет превращается чуть ли не в истребитель. Для сравнения — тяга одного двигателя ПД-14 —14 тонн. Это такая же тяга в 14 тонн, как и тяга с максимальной мощностью на форсаже двигателя АЛ-41-Ф1С производства НПО „Сатурн“ самолета Су-35», — разъяснил летчик-испытатель.

Изображение: Андрей Лыткин (С) Красная Весна
Су-35СМ
Су-35СМ
Су-35СМ

Андрей Воропаев рассказал, что он определился с выбором профессии летчика еще в детстве и не ошибся в этом выборе: «Романтика этой профессии остается той же, что и была всегда, еще при полетах братьев Райт. Открою секрет, который не является секретом — сейчас самолеты стали более безопасными. На самолетах предыдущих поколений летать было сложнее, управлять ими было сложнее во всех отношениях. Самолеты сейчас делают более удобными».

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
в небе Светлана Капанина Extra-330lc
в небе Светлана Капанина Extra-330lc
Extra-330lcКапанинаСветлананебев

«Что касается пилотирования, то все те системы, которые принято именовать искусственным интеллектом, действительно очень облегчают процесс. А всё возможное облегчение полета, на самом деле, тебе только во благо, ты не такой напряженный. Даже если ты очень устал и испытываешь стресс, умная автоматика поможет посадить самолет без каких-либо проблем, что очень важно», — объяснил летчик.

В этом году молодежная делегация «ОДК-Пермские моторы», куда вошли 40 сотрудников до 35 лет, увидели на авиасалоне МАКС-2021 результаты своего труда.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Молодежная делегация  «ОДК-Пермские моторы» на авиасалоне МАКС-2021
Молодежная делегация «ОДК-Пермские моторы» на авиасалоне МАКС-2021
МАКС-2021авиасалоненамоторы»«ОДК-ПермскиеделегацияМолодежная