Как дошло до того, что Армению зовут в НАТО? Интервью
За последние два месяца вокруг конфликта армянской и азербайджанской сторон произошло множество знаковых событий. Речь идет и о ярких высказываниях различных политиков в контексте взаимоотношений Армении и России.
Активная полемика началась с заявлений официального представителя внешнеполитического ведомства России Марии Захаровой. Она сказала следующее:
«Нынешняя ситуация в Лачинском коридоре стала следствием признания Арменией Нагорного Карабаха частью территории Азербайджана. Это было зафиксировано по итогам саммита с участием лидеров двух стран под эгидой Европейского союза в октябре 2022 года, в мае 2023 года. Об этом четко говорится в заявлении МИД РФ от 15 июля в связи с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха. Возлагать ответственность в этом контексте на российский миротворческий контингент считаю неуместным, неправильным, неоправданным».
На заявление отреагировал МИД Армении. В ответе внешнеполитическое ведомство Армении выразило «разочарование» в словах Захаровой и обвинило Россию в признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана. В том же направлении сделал заявление и спикер Национального собрания Армении Ален Симонян.
Читайте также: Эксперт разобрал ответ МИДа Армении на заявление Захаровой по Карабаху
Также большой резонанс вызвало интервью премьер-министра Армении Никола Пашиняна итальянской газете La Repubblica, которое вышло под названием «Наша зависимость от России в плане безопасности была стратегической ошибкой. В Нагорном Карабахе продолжаются этнические чистки».
Читайте также: Пашинян хочет уменьшить зависимость безопасности Армении от России
Кроме этого, внимание стоит обратить и на последние действия США в регионе. Речь идет и об армяно-американских учениях, о и призыве Армении вступить в НАТО, и о недавнем высказывании исполняющего обязанности помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Юри Ким, в котором она заявила, что у США «есть стратегическая возможность противостоять влиянию России, Ирана и Китая в этом регионе» и призвала в связи с этим усилить, насколько это возможно, поддержку Армении со стороны США.
В свете такого развития событий корреспондент ИА Красная Весна задал ряд вопросов медиаэксперту, специалисту по информационной безопасности, соучредителю Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (ACSSI) Тиграну Кочаряну.
ИА Красная Весна: Россия, в том числе устами лично президента Владимира Путина, после второй Карабахской войны предложила отложить вопрос определения статуса Нагорного Карабаха и закрепила это предложение размещением миротворческих сил в регионе. Однако признание Пашиняном Нагорного Карабаха территорией Азербайджана сильно ослабило позиции миротворцев в регионе, что, в свою очередь, вызвало увеличение недовольства Россией.
В частности, речь идет об установленном азербайджанцами КПП, который не могут контролировать миротворцы. Огромная часть антироссийских настроений сосредоточена именно вокруг событий на этом КПП (задержание армянских граждан, блокирование гуманитарной помощи). Однако разве не было уже тогда, как минимум после 44-дневной войны, понятно, кто такой Пашинян и чьи интересы он представляет? И что в силу этих интересов Пашинян нарушит такой план снижения напряженности в регионе и будет, наоборот, ускорять процессы вокруг определения статуса НКР для дискредитации России в регионе? Тогда как можно объяснить такое решение со стороны России? На что был расчет?
Кочарян: Складывается впечатление, что те, кто отвечают за внешнюю политику России, постоянно наступают на те же грабли, как в случае с Украиной, Грузией, Молдавией и другими странами. Многие из этих стран даже не представляли, что могут выйти из-под, так скажем, внешнеполитического контроля России. Но, к сожалению, раз за разом эти случаи попыток ухода из-под геополитического влияния России повторяются. Каждый раз идет определенный процесс, а потом говорится: «Ой, эти нас предали, те нас предали» и так далее.
То есть позиция, которую постоянно подчеркивает российский МИД: что Россия не вмешивается ни в чьи дела, — это очень, конечно, похвально, но только если бы этого придерживались и все остальные крупные геополитические игроки, чего, к сожалению, не происходит. И такая позиция России приводит к тому, что раз за разом у них из-под носа Запад уводит страны.
И то, что творится в Армении, это, естественно, очень неправильный расчет ответственных за внешнюю политику России. Он был построен по старым лекалам, согласно которым надо работать обязательно с элитой. Считалось, что кто бы ни пришел к власти в данной стране, учитывая зависимость от России, ее энергоресурсов и так далее, он всегда будет пророссийским. То же самое было и с Саакашвили, который вначале говорил, что он пророссийский, у него друг Путин и так далее. И с Молдавией, где им подсовывали якобы пророссийских коммунистов и Додона.
Так же получилось и с Арменией, поэтому и мы имеем тот результат, который имеем. Еще в 2018 году было ясно, что Россию будут выдавливать из этого региона. План Болтона — он существует и претворяется в жизнь, и, к сожалению, крупные чиновники в Москве либо работали по старым шаблонам, либо просто прошляпили, а некоторые, может быть, и вовсе были заинтересованы в том, чтобы в Армении продолжали править люди, которые по своей сущности являются законченными русофобами.
ИА Красная Весна: По сравнению с 2020 годом есть некоторые изменения по части расстановки сил в регионе. В Нагорном Карабахе появилась российская миротворческая база. Помимо этого, Иран начал делать более уверенные и резкие заявления насчет изменения границ в регионе, опасаясь открытия Зангезурского коридора и потери границы с Арменией. Как Вам кажется, как эти факторы могли повлиять на план действий Турции и Азербайджана? И на какие шаги действительно готовы пойти в Иране? В России?
Кочарян: В 2020 году Россия действительно спутала все планы. Изначально планировалось сделать так, чтобы Армения полностью проиграла в этой войне Арцах и обвинила бы в этом союзника Россию, которая ничего для этого не сделала бы. Но Россия нарушила такой ход событий, 9 ноября сделала ход конем и, практически никого не спрашивая, очутилась в Степанакерте, тем самым сохранив арцахскую государственность.
Этот ход дико не понравился всем тем сторонам, которые были заинтересованы в том, чтобы сдачей Арцаха решить также вопрос присутствия российской военной базы в Армении. В связи с этим началась реализация «плана Б», то есть создание обстановки недоверия по отношению к российским миротворцам. Также стартовал процесс признания Арменией Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
В этих обоих случаях существование российских миротворцев в Арцахе становится бессмысленным. Так как либо население уйдет из Арцаха, не доверяя свою безопасность миротворцам, либо, в случае признания Арцаха в составе Азербайджана, безопасность его жителей должен будет обеспечивать режим Алиева. А как он будет обеспечивать эту безопасность и будет ли вообще, миротворцев это уже абсолютно не касается, так как это станет уже «внутренним делом» Азербайджана.
Что касается пограничной зоны с Арменией, то, как кажется Алиеву, там он добивается большого успеха ввиду откровенно пораженческой позиции, принятой Николом Пашиняном. И он очень хорошо знает, что опять во всем этом в конце концов обвинят Россию. Ведь Алиеву тоже нужно, чтобы Россия ушла из регионов, в том числе и из Арцаха. Поэтому, когда Роберт Кочарян говорил, что пульт от русофобии армян находится у Алиева, и он включает его в нужный момент различными провокациями и различными эскалациями, он был абсолютно прав.
Что касается Ирана, то да, Иран почувствовал что-то неладное, когда Пашинян проболтался о третьем пункте в плане Болтона. Он сказал, что в один прекрасный день перед Ираном может быть закрыта дорога. И Иран очень хорошо понимает, что Зангезурский коридор, контролируемый Азербайджаном, НАТО или какой-нибудь еще недружественной ему стороной, фактически закрывает ему выход на север. Поэтому он очень остро реагирует.
Но насколько будет полезным военное вмешательство Ирана, а также заход его на территорию Армении, вот здесь появляется очень много вопросов. Потому что если Ирану будет позволено заходить на территорию Армении, то почему это будет не позволено тогда уже той же самой Турции, Грузии, США, Монголии и так далее. То есть в таком случае станет возможным такой расклад, где Армения будет контролировать лишь какую-то часть своей территории, а остальное будет поделено между различным крупными игроками. Поэтому я бы не очень радовался возможной перспективе входа Ирана в Сюник, ведь тогда нарушится, хоть и очень хрупкая, но какая есть, архитектура безопасности региона.
ИА Красная Весна: В течение буквально нескольких последних недель в информационной среде можно было наблюдать довольно активный диалог между армянскими и российскими представителями, причем диалог этот носил весьма недружественный характер.
Речь идет о реакции МИД Армении и спикера Национального собрания Армении Алена Симоняна на заявления пресс-секретаря российского МИД Марии Захаровой, в котором она сказала, что неуместно возлагать ответственность за ухудшение ситуации в Нагорном Карабахе на российских миротворцев после того, как Пашинян признал Нагорный Карабах частью Азербайджана.
Примечательно также и интервью Пашиняна итальянской газете, в котором он назвал зависимость от России стратегической ошибкой. Как Вы можете прокомментировать такой резкий наплыв антироссийских высказываний со стороны официальных лиц Армении?
Кочарян: Это перепалка продолжается, она принимает очень плохие формы, и это всё входит в эту канву русофобии, которая прослеживается в действиях Никола Пашиняна с 2018 года. Где-то это бывает сильнее, где-то потом это смягчается, но в целом понятно, что и Пашинян, и всё его окружение — это матерые русофобы и главная цель, зачем их привели к власти, это даже не уничтожение и сдача Арцаха, а выдавливание и вытеснение России из региона.
Поэтому для меня лично это поведение не новое, оно новое для тех, кто не понимал сущность Пашиняна и рассчитывал на то, что Пашинян поменяет свое мнение и поймет, что Россия — это очень важно. На этом обманулись, я так думаю, даже матерые чиновники из российского МИДа.
Что делает Пашинян? Пашинян идет ва-банк, понимает, что он уже больше не может лавировать, пускать пыль в глаза, втирать очки российским коллегам, и он понимает, что либо сейчас, либо никогда. Своей русофобией он толкает Армению в пропасть, потому что и по новейшей истории все очень хорошо понимают, что может случиться, если Россия из дружественной нации, государства превратится во вражеское государство.
Но это даже не выбор Пашиняна, это то, для чего его как раз привели к власти. Вероятно, сейчас ему напомнили об этом и сказали, чтобы он это выполнял. Мне кажется, визитом Анны Акопян на Украину, особенно в момент, когда Россия воюет с Украиной, Пашинян окончательно подтвердил свою русофобию, прозападность и протурецкость.
ИА Красная Весна: На днях председатель Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер призвал Армению вступить в НАТО. Зам. главы МИД РФ Александр Грушко назвал «большими фантазиями» предположение о том, что Армения может войти в НАТО, опираясь на членство Армении в ОДКБ. Действительно ли это только фантазии? Или стоит серьезно задуматься над такими высказываниями, особенно в свете недавних военных учений Армении и США?
Кочарян: Хотя очень многие уверяют, что данный субъект Фелингер никак не связан с НАТО и так далее, что это какой-то проходимец, но интересно было, что сначала на заявление «проходимца» отреагировал целый зам. министра иностранных дел Армении. Затем последовали военные учения американцев в Армении, которые стартовали с 11 сентября. А они лишь подчеркивают, что нет дыма без огня.
Более того, на днях заместитель главы госдепартамента США Юри Ким уже откровенно заявила, что США должны расширить поддержку Армении в развитии, обороне и сфере безопасности настолько, насколько это возможно, чтобы противостоять влиянию России в регионе.
Сотрудничество Армении по разным вопросам с НАТО, укрупнение миссии евронаблюдателей, половина которых далеко не гражданские лица — это все показывает, что Армения начинает процесс плавного отхода от российской архитектуры безопасности в сторону, как кажется Армении, европейской архитектуры безопасности. Хотя на самом деле это турецкая система безопасности, потому что ни один европейский лидер и ни одна европейская страна не будет, так скажем, заходить так далеко, чтобы размещать свой контингент здесь. И скорее всего это дело поручат Турции, которая является оператором НАТО в регионе.
(теги пока скрыты для внешних читателей)