Эльбрус — гора темпераментная! К чему должен быть готов альпинист. Интервью
Горы — величественные и загадочные создания природы, притягивающие к себе интерес людей на протяжении тысячелетий. Многие люди, побывав в горах однажды, влюбляются в них навсегда и при любой возможности стремятся уйти туда от повседневной суеты в атмосферу величественного спокойствия. Человек берет вершину за вершиной, проверяя себя на прочность.
В последнее время появилось много различных агентств, клубов, предлагающих людям платные туры разной сложности по восхождению в горы в сопровождении профессиональных гидов. Стоимость туров различная, в зависимости от сложности маршрута, от того, что включено (питание, обмундирование и т. д.). На вершину Эльбруса можно, например, попасть в группе за плату от 5000 и выше: 15 000, 75 000 и т. д.
Единственное, 100%-ной гарантии, что до вершины ты точно дойдешь, никто тебе не даст. Как оказалось, погоде не прикажешь, и иногда приходится разворачивать группу назад, не дойдя до вершины совсем немного. Или попасть в непогоду уже на спуске: вершина — это еще не весь путь. Иногда, к сожалению, случается так, что можно просто не вернуться. Так, произошло, например, совсем недавно с группой альпинистов из 23 человек, которые попали в метель на спуске. Пятеро альпинистов в итоге погибли до того, как до группы добрались спасатели.
В чем причина произошедшего, можно ли оценить все риски еще до начала восхождения (например, физическое состояние участников), как развивать альпинизм, не забывая, что это не просто прогулка? Об этом ИА Красная Весна рассказал врач-реабилитолог, альпинист, скалолаз Григорий Жежа.
ИА Красная Весна: Все чаще приходится слышать о трагедиях, связанных с гибелью кого-либо из группы туристов. Люди не осознают рисков, идут неподготовленные. Кто должен оценивать возможности человека, соизмерять его подготовку с его желаниями?
Григорий Жежа: Человек сам выбирает свой путь, связывать его с риском или нет. Ни для кого не секрет, что альпинизм — очень опасный вид спорта, и опасность связана в первую очередь с нестабильными природными условиями. Я имею в виду камнепады, лавины, низкие температуры и резкую смену погоды.
В альплагерях за это отвечает «выпускающий». Но не стоит забывать, что, говоря об Эльбрусе, мы говорим о коммерческих группах. Поэтому данный вопрос мы отнесем к риторическим.
ИА Красная Весна: Может, нужно выбирать какие-то безопасные маршруты? Если такое вообще в горах возможно. Как узнать — опытный ли гид? Можно ли это как-то проверить и где?
Григорий Жежа: По классификации горных маршрутов Федерации альпинизма России (ФАР), классический маршрут с Юга оценивается как 1Б, это самый простой маршрут. Поэтому в год по нему совершают успешное восхождение до 20 тысяч человек! И если рассмотреть статистику, то аварийных ситуаций на такое количество за сезон минимально.
Если мне не изменяет память, в этом году планировали урегулировать вопрос в сфере горного туризма и проводить обучающие курсы для получения звания «гид», как это уже успешно применяют наши зарубежные партнеры. Но такой орган не появился. Единственное, что может вселять уверенность, это или звание «инструктор» альпинизма с аккредитацией в ФАР, или звание КМС. Но, согласитесь, звание и «шальная голова» — это разные вещи, которые могут уживаться в одном человеке.
Камнепады, падения с высоты, легкие обморожения и «слабоумие и отвага». В таком спорте, как альпинизм, очень часто сталкиваешься с эгоистичными или самоуверенными поступками, приводящими в дальнейшем к страшным байкам, которые мы рассказываем в походах с фонариком под подбородком, начиная со слов «а вот как-то был у нас случай…».
ИА Красная Весна: В чем причины трагедий? Это обычное дело, всегда присутствующее в альпинизме, либо непрофессионализм гида и погоня за заработком? Плохая подготовка? Может, можно быть всегда готовым к перемене погоды иметь с собой необходимое. Что бы вы посоветовали людям, впервые собирающимся покорить какую-либо вершину?
Григорий Жежа: Эльбрус так расположен географически, что ему свойственна резкая смена погоды. Это темпераментная гора. Поэтому с собой всегда нужно иметь gps-трекер с записью трека, дабы была возможность развернуться. Когда я работал гидом в 2008 и 2009 годах, в нашей группе у сотрудника МЧС с собой обязательно был такой девайс.
Виновных искать не стоит, это стечение обстоятельств. Ребят-гидов я знаю лично, мы познакомились в Непале на маршруте, когда шли параллельными группами.
Совет могу дать один: сходить на 1 смену в альплагерь. На смене вас научат азам альпинизма и, проведя по простому маршруту, вас так уморят, что вы 10 раз подумаете — стоит ли продолжать это отважное увлечение или ярких и изнурительных испытаний вам точно хватит, чтобы похвастать друзьям в контексте «как я провел это лето». Или зимние каникулы.
ИА Красная Весна: Говорилось еще о горной болезни. Это как можно предугадать? Можно ли избежать серьезных последствий? Как понять, когда ее признаки уже начались, и отправить человека вниз?
Григорий Жежа: Это высотная гипоксия головного мозга. Также ввиду изменения давления происходит легкая форма отека мозга. Единственный способ предупредить «горную болезнь» — это пройти правильную акклиматизацию и уделить этому должное количество дней, которое напрямую зависит от категории трудности горы и ее высоты.
Препаратами на горе предупреждать развитие «горняшки» не стоит, так как это может замаскировать симптоматику, и предупредить быстрое развитие последствий гипоксии и отека мозга или легких будет очень трудно.
Поэтому только акклиматизация, отсутствие противопоказаний и хорошая физическая подготовка.
Головная боль, которую испытывает альпинист, это уже легкая форма отека головного мозга. Всегда следим за отсутствием спутанности сознания, отсутствием сонливости и апатии и за адекватностью действий, и, конечно же, во время остановок каждому задают разного рода вопросы, чтобы оценить его когнитивное состояние.
ИА Красная Весна: Если говорить о популяризации альпинизма, то, наверное, можно как-то развивать эту сферу в более серьезном русле. Что бы вы предложили?
Григорий Жежа: Тут можно только теоретизировать. Я считаю, что это доступное направление должно продолжать функционировать без законодательного урегулирования. Иначе это приведет индустрию на «черный рынок», с формированием нелегальных «черных» групп, которые будут вынуждены обходить кордоны, рискуя своей жизнью и здоровьем клиентов.
Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос, я еще раз предлагаю обратиться к статистике. Более 20 тысяч взошло успешно — и это только за этот весенне-летне- осенний сезон.