Первое и главное, что нужно сделать для изменения государственной политики в области образования: четко сформулировать цели образования и внести эти цели в обязывающий документ

Так какого же человека мы хотим вырастить в школе?

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Павел Расинский
Павел Расинский

Выступление Павла Расинского на пленарном заседании Семейного форума в Санкт-Петербурге 28 сентября 2024 года

Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Мой доклад называется «Каковы внешние цели образования?»

Ни для кого не секрет, что уже не первый год родительская общественность и учителя говорят о необходимости коренного изменения политики государства в сфере образования. Выдвигаются различные предложения — это и отмена ЕГЭ, и введение или отмена тех или иных предметов, и даже возврат к советскому образованию.

Однако спорящие не замечают одной фундаментальной проблемы, которая не позволяет найти общий язык чиновникам и родительской общественности.

У нас нигде не прописаны цели образования. Ни в законе об образовании, ни где бы то ни было еще.

Если мы откроем сайт ФГОС, то увидим, что образовательные стандарты — это совокупность требований реализации основных программ, то есть уже конкретные требования к конкретным образовательным программам.

Если мы откроем закон об образовании, то также не найдем в нем ни слова о целях образования.

Так какого же человека мы хотим вырастить в школе? На что ориентируются наши чиновники, так или иначе меняя систему образования? Очевидно, что на какие-то свои представления. А они, как мы понимаем, у каждого могут быть свои.

Отдельные высказывания министров образования — например, такое: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»,  — или какое-то другое нельзя назвать однозначно сформулированными целями. Потому что высказывания, как говорится, к делу не пришьешь, опираться на них при оспаривании того или иного нововведения в системе образования не получится.

Таким образом, первое, что требуется, — это внести в юридически обязывающий документ четко сформулированную цель образования. И именно четко сформулированную, а не размытые определения вроде компетенций и тому подобного.

Для понимания того, как трансформировались цели образования, давайте посмотрим в наше недалекое прошлое. Хочу сразу оговорить, что, если я рассматриваю советский период истории, это не означает, что я идеализирую его и требую срочно вернуться к стопроцентной копии того, что было. Но изучать можно и нужно любой период истории, чтобы делать необходимые нам выводы.

Итак, еще до прихода к власти большевиков Ленин в конце сентября — начале октября 1917 года сформулировал стратегическую задачу в своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?» Звучала эта задача следующим образом: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

И поэтому первым декретом советского правительства в сфере образования был «Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года.

Этот декрет в полном соответствии с ленинским указанием начинается так: «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил…» Это — стратегическая цель, которая тянет за собой дерево остальных, более мелких целей.

И первым же пунктом этого декрета было заявлено: «Всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».

Как мы видим, была поставлена стратегическая цель — возможность сознательного участия в политической жизни страны. И она потребовала на первом этапе сформулировать цель образования — обучить грамоте. Предельно понятная цель — предельно понятные средства.

Итак, ликбез справился со своей задачей, но возникли новые. Потребовалась индустриализация.

И тогда в 1931 году выходит постановление ЦК ВКП (б) о начальной и средней школе. В нем, в частности, говорится: «ЦК считает, что коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой».

Здесь мы снова видим цели образования, которые указаны в постановлении ЦК ВКП (б). Думаю, не стоит объяснять, что такие постановления в то время были сравнимы с законами.

Из этого постановления видно, что задачи индустриализации ставят перед школой цели формирования людей, которые, оставаясь ремесленниками, при этом овладеют основами наук. И это понятно. Страна развивается, уже недостаточно просто иметь грамотного человека. Необходимо иметь кадры с некоей базой, опершись на которую, и они сами смогут, и человек сможет развиваться в необходимом направлении.

Теперь обратимся к 1950-м годам, когда индустриализация своих целей достигла, в войне была одержана победа. Тогда цели образования формулировались следующим образом:

«Всестороннее развитие человека, подготовка поколения, способного окончательно установить коммунистическое общество, — такова цель воспитания, образования и обучения подрастающего поколения в СССР, впервые сформулированная Марксом и Энгельсом и подробно раскрытая и развитая Лениным и Сталиным».

И чтобы уточнить и конкретизировать это самое «всестороннее развитие человека», приводились слова Сталина: «Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».

Теперь заглянем в 1966 год. Выходит постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10 ноября 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».

В этом постановлении стратегические цели обучения практически не претерпели изменений, но зато значительно подробнее была расписана воспитательная задача школы: «Признать, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовка молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии. Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях советского народа; развивать у них высокое чувство советского патриотизма, воспитывать готовность к защите социалистической Родины; раскрывать значение братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран, воспитывать школьников в духе солидарности со всеми народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу и национальную независимость; решительно бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали. Школа призвана осуществлять эстетическое воспитание учащихся, играющее большую роль в их идейном и нравственном формировании, а также физическое развитие и укрепление здоровья школьников».

В таком виде стратегические цели и просуществовали до самого распада СССР. И даже постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» не изменило стратегических целей образовательной системы.

Как мы видим, цели образования в разное время формулировались по-разному. Но они формулировались. Они являлись базой для дальнейших решений.

Сейчас же мы не имеем стратегического вектора, отсюда и разное понимание целей образования у родителей и учителей, которые по старинке считают, что система должна развивать и образовывать человека, и чиновников, которые видят совсем иные цели. Не последняя из которых, например, оптимизация расходов, очевидным образом не ведущая к повышению уровня образования. Но если такой цели явно не поставлено, то и оппонировать нечему.

Итак, первое и главное, что нужно сделать для изменения государственной политики в области образования: четко сформулировать цели образования и внести эти цели в обязывающий документ.

Сама формулировка должна, безусловно, пройти обсуждение родительской и учительской общественности.

Сейчас, в условиях западных санкций, в условиях необходимости развития как собственного производства, так и собственной научной базы, цель образования может быть сформулирована таким образом:

Задачей системы образования является обеспечение учащихся прочными знаниями основ наук, подготовка к самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии, обеспечение пониманием законов общественного развития, воспитание высокого чувства патриотизма, готовности к защите Родины, эстетическое воспитание учащихся, играющее большую роль в их нравственном формировании и формировании традиционных ценностей, а также физическое развитие и укрепление здоровья школьников.

Понятно, что одним этим мы не исправим ситуацию в образовании как по мановению волшебной палочки. Но это базовый вопрос, который должен быть решен. И дальше, опираясь на него, можно, как в указанных выше примерах, решать более мелкие вопросы, находясь в фарватере указанного направления.

Спасибо за внимание.