Отчего бы США не столкнуть Японию, которая так настойчиво хочет им помочь, с Китаем, чтобы ослабив обе державы, самим оказаться в выигрыше?

Оскал миролюбия

Кацусика Хокусай. Бой героев. 1827–1832
Кацусика Хокусай. Бой героев. 1827–1832
Кацусика Хокусай. Бой героев. 1827–1832

В последнее время в международной политике Японии наметился серьезный сдвиг в сторону выхода за рамки проблематики Азиатско-Тихоокеанского региона. Постепенно Япония начинает предъявлять себя миру в качестве незаменимого союзника Вашингтона, способного помочь Белому дому в решении глобальных вопросов с использованием методов, которые уже зарекомендовали себя в работе со странами Юго-Восточной Азии. Какова же нынешняя траектория движения Токио на глобальной арене?

Прицел на страны Глобального Юга

Для Японии 2024 год начался с заявления премьер-министра Фумио Кисиды о необходимости развития более тесных отношений со странами Глобального Юга, в том числе со странами Африки. Надо отметить, что Япония и раньше не поворачивалась к Африке спиной. Теперь же африканские связи планируется усилить. Причем с предельным вниманием предполагается отнестись к китайским инициативам на африканском континенте, в первую очередь к инфраструктурной инициативе «Один пояс — один путь».

Япония развивает отношения с африканскими странами в рамках Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD), созданной в 1993 году. Если поначалу TICAD выступала в качестве платформы для оказания помощи Африке и борьбы с бедностью, то теперь она станет инструментом для инвестиций, а значит, и оказания как экономического, так и политического влияния на «африканский блок» из более чем 50 стран, в том числе в рамках ООН.

По мнению эксперта Европейского совета по международным отношениям Элли-Катарины Полкамп, Япония стремится заручиться поддержкой развивающихся стран Глобального Юга, чтобы помешать им объединиться с так называемыми «авторитарными режимами», к которым она относит Россию и Китай.

Японский премьер-министр убежден, что «Большая семерка» не сможет эффективно решать глобальные проблемы, если не удастся заручиться поддержкой стран Глобального Юга. Этим Япония и собирается заняться, пустив в ход методы мягкого убеждения, используя экономическую помощь, культурные обмены, сферу образования, инфраструктурные проекты, чтобы привлечь максимальное число стран Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии в сферу влияния Токио.

Мягкие методы убеждения

Концепция «мягкой силы», которую выдвинул во второй половине 1980-х годов американский политолог Джозеф Най, подразумевала достижение желаемых результатов без силового давления, на основе симпатии, привлекательности и добровольного участия. США начали применять эту концепцию в 1980-х, а вот Япония пользуется ею с 1950–60-х годов, чтобы избавиться от милитаристского имиджа времен Второй мировой войны.

Так, проведение летних Олимпийских игр в Токио в 1964 году способствовало поддержанию имиджа динамичного, экономически развитого государства, которое в 1968 году стало второй экономикой мира.

Современная Япония входит в число мировых лидеров с точки зрения использования «мягкой силы». В 2024 году в ежегодном исследовании Brand Finance под названием Global Soft Power Index Япония заняла четвертую позицию после США, Великобритании и Китая.

Чтобы нейтрализовать свой имидж военного агрессора среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Япония для мягкого воздействия на вчерашних жертв японского милитаризма использовала в своей внешней политике такие ключевые элементы, как культура и политические ценности.

Например, в 2008 году тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо принял «Новую стратегию Японии в условиях современной эпохи», которая уделяет особое внимание пропаганде японской поп-культуры для привлечения внимания иностранной молодежи.

В странах АТР активно работает созданный в 1972 году при министерстве иностранных дел Японский фонд (Japan Foundation), целью которого является распространение японского языка и культуры для создания позитивного имиджа Японии. Продуманная стратегия культурной экспансии разрабатывается на государственном уровне и воплощается в жизнь через Японский фонд. Концептуальные основы культурной дипломатии разрабатывает созданный в 2004 году Консультативный совет во главе с профессором университета «Хосэй» Аоки Тамоцу.

Наибольшее количество японских учебных центров, продвигающих национальный язык и культуру, находится в странах, которые больше всего пострадали от японского милитаризма. Так, первое место по числу институтов японского языка занимает Южная Корея, находившаяся под оккупацией Японии 35 лет. В Южной Корее японский язык изучают около 970 тыс. человек — это самый высокий показатель в мире. А вот по числу преподавателей японского языка первое место в мире занимает Китай — 31,3% (15 613).

Согласно данным министерства экономики, торговли и промышленности Японии, объем продаж на японском рынке творческой продукции сопоставим с объемом продаж японской автомобильной промышленности.

Ко второму элементу «мягкой силы», а именно политическим ценностям, можно отнести то, что Япония позиционирует себя как страну, которая стремится к миру и в которой доминируют пацифистские настроения. Токио указывает на 9-ю статью Конституции, в которой говорится, что Япония отказывается от «войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Страна всегда позиционировала себя как неядерную державу и подчеркивала свою верность трем «неядерным принципам»: не обладать, не производить и запретить ввоз ядерного оружия на свою территорию.

Япония занимает лидирующее место по оказанию помощи развивающимся странам. Однако для выстраивания тесных отношений со странами АТР одной финансовой поддержкой не обойдешься, мешают «проблемы исторического прошлого». В 1990-х годах власти Японии заговорили о раскаянии за военные преступления и оккупацию сопредельных государств.

В 1995 году премьер-министр от Социалистической партии Японии Томиити Мураяма выступил с речью по случаю 50-й годовщины капитуляции страны, в которой указал на «неопровержимые факты» японского милитаризма, выразил «чувство глубокого раскаяния» перед пострадавшими нациями и принес «искренние извинения». Несмотря на противоречивое отношение к позиции Мураямы внутри страны, его заявление сформировало официальное отношение Токио к колониальному господству и военной агрессии Японии. Начиная с премьер-министра Рютаро Хасимото (1996–1998 гг.), все последующие лидеры страны старались не отступать от заявлений Мураямы. Однако премьер-министры Абэ и Кисида в своих заявлениях по случаю капитуляции Японии старались избежать упоминаний о военной агрессии и последствиях колониального господства. Видно, что навязанный Мураямой подход к истории стоит у лидеров Либерально-демократической партии Японии поперек горла.

Все перечисленные элементы «мягкой силы» Японии сделали свое дело. В результате историческую память о Второй мировой войне и о Японии как стране-агрессоре удалось отформатировать. Согласно данным опроса сингапурского института ISEAS — ведущего исследовательского центра по проблемам Юго-Восточной Азии, — в 2024 году региональный рейтинг доверия Японии среди стран АСЕАН превысил рейтинг доверия США и КНР.

«Пацифистские» силы самообороны Японии превращают в ведущую армию мира

Итак, Япония создает имидж миролюбивой, пацифистски настроенной страны, которая вкладывает огромные средства в поддержку развивающихся стран, ценит свои традиции и смело смотрит в будущее передовых технологий. Однако за витриной миролюбивых заявлений и раскаяния за военную агрессию скрывается постепенно ускоряющийся процесс укрепления военного потенциала. В Японии уже заговорили о приобретении наступательных видов вооружения для превентивного поражения целей на территории противника, а также об увеличении военного бюджета до 2% ВВП (до $66 млрд к 2027 году). Через три года по объему оборонного бюджета Япония займет третье место в мире, уступая только США и КНР.

Как же так получилось, что единственная в мире страна, которой запрещено иметь собственную армию, движется к созданию одной из самых передовых армий в мире? Каковы основные этапы становления современных вооруженных сил Японии?

В 1947 году американцы заставили оккупированную ими Японию принять конституцию, 9-я статья которой гласит, что Токио отказывается от войны как суверенного права нации. Вместо армии в 1950 году Японии разрешили создать резервный полицейский корпус, численность которого не превышала 75 тыс. человек. Через два года полицейский корпус переименовали в корпус безопасности.

В 9-й статье Конституции записано, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Однако уже в 1954 году корпус безопасности превратился в силы самообороны Японии (ССЯ), возникло управление национальной обороны, началось формирование сухопутных, морских и воздушных сил самообороны. Уже в середине XX века реальность перестает соответствовать миролюбивым заявлениям.

Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру, занявший свой пост в 1946 году, озвучил основные принципы японской внешней политики и политики в области национальной безопасности. «Доктрина Ёсиды» гласит, что главная цель внешней политики страны — это экономическое восстановление. Второй принцип доктрины заключается в том, что Япония должна тратить минимум на вооружение и избегать прямого вмешательства в международные конфликты. В-третьих, что союз с США гарантирует безопасность Японии. С 1960-х годов для Японии стало привычным ограничение оборонных расходов на уровне 1% ВВП, а программа официальной помощи развитию превратилась в главный инструмент внешней политики страны.

Получается, что решение нынешнего премьер-министра Фумио Кисиды об увеличении оборонного бюджета до 2% ВВП и фактическое превращение страны в ведущую военную державу мира — это не просто очевидный, а даже вызывающий выход за рамки доктрины Ёсиды, призывающей к минимальным оборонным расходам.

Следующий этап укрепления ССЯ начался в 1980-х, когда численность японских войск превысила 200 тыс. человек. А в 1981 году перед ССЯ впервые поставили задачу по защите морских путей в радиусе одной тысячи морских миль.

Вашингтону не понравилось, что во время горячей фазы конфликта в Персидском заливе в 1990–1991 годах Япония поддержала своего союзника только деньгами (13 млрд долларов) и никак иначе. Недовольство Вашингтона придало импульс дальнейшему развитию полномочий ССЯ. Так, в 1992 году ССЯ получили право участвовать в небоевых миротворческих операциях ООН. В период с 2004 по 2008 год Токио впервые послал свой военный контингент в Ирак без санкции ООН, хоть и после завершения острой фазы конфликта. В 2007 году управление национальной обороны переименовали в министерство обороны, а в 2013 году Япония приняла свою первую Стратегию национальной безопасности. В 2014 году отменили запрет на экспорт вооружений и на сотрудничество в разработке новых видов оружия, что позволило наладить более тесное сотрудничество со странами Запада и членами НАТО, в частности с Турцией, в сотрудничестве с которой Япония сейчас наверстывает свое отставание в разработке БПЛА.

Кабинет экс-премьер-министра Синдзо Абэ позаботился о принятии Стратегии национальной безопасности и расширении военно-технического сотрудничества с Западом. Также Абэ начал дебаты о необходимости пересмотра пацифистской конституции, в том числе 9-й статьи, на которую в условиях обострившейся конкуренции с Китаем смотрят как на ненужный анахронизм.

Изображение: (сс) 首相官邸
Премьер-министр Японии Фумио Кисида
Премьер-министр Японии Фумио Кисида
КисидаФумиоЯпонииПремьер-министр

Линию Абэ продолжил нынешний премьер-министр Фумио Кисида. После начала специальной военной операции России на Украине его правительство приняло вторую Стратегию национальной безопасности в декабре 2022 года. Кисида обещал продолжить дебаты о пересмотре основного закона. Пропаганда необходимости пересмотра 9-й статьи Конституции дала свои плоды. В 2024 году агентство Kyodo провело опрос. Жителей страны спросили, что они думают о возможности изменения 9-й статьи. Около 51% респондентов ответили, что ее пора менять.

Вторая Стратегия национальной безопасности позволит вооружить ССЯ средствами нанесения контрудара и увеличить бюджет до 2% ВВП. В настоящий момент Япония разрабатывает истребитель шестого поколения, решила увеличить дальность противокорабельных ракет Type-12 до 1000 километров и закупить у США крылатые ракеты Tomahawk, а для укрепления обороны в космическом пространстве военно-воздушные силы страны преобразуют в воздушные и космические силы самообороны.

Трактовку 9-й статьи расширили до космических масштабов, теперь говорится, что даже ответный контрудар по территории противника соответствует пацифистской конституции.

Учитывая обострение отношений с Китаем, темпы развития вооруженных сил Японии, риторику властей, которые уже откровенно устали каяться за свое милитаристское прошлое, готовность общества к изменению Конституции, амбиции Японии на мировой арене, вопрос о том, получит ли Япония ядерное оружие или нет, уже не стоит. Вопрос в том, когда она его получит и под каким предлогом. Интересно, это произойдет до отмены 9-й статьи Конституции или после?

Японские амбиции выходят на глобальный уровень

На протяжении десятилетий Япония оказывала странам Юго-Восточной Азии финансовую помощь в целях развития, не вовлекая их в антикитайский блок. Япония не только поддерживала экономический рост стран Юго-Восточной Азии, простраивая с ними экономические связи, но также стремилась укрепить доверие и свой авторитет, которые затем можно было бы преобразовать во влияние.

«Токио теперь, похоже, всё больше полон решимости следовать той же стратегии в других частях „Глобального Юга“, включая Южную Азию, островные государства Тихого океана и, в меньшей степени, Африку и Латинскую Америку», — заявил эксперт Германского фонда Маршалла (организация, признанная нежелательной в РФ) Тобиас Харрис.

Согласно новой Стратегии национальной безопасности Японии, принятой в 2022 году, существует ряд стран (читай — Россия и Китай), «не разделяющих общенациональные ценности» и представляющих угрозу для открытого и свободного международного порядка в эпоху после холодной войны. В рамках новой стратегии Япония планирует обновить инструменты «мягкого» воздействия на политику развивающихся стран, чтобы вырвать их из орбиты влияния Китая и России.

«Отсутствие экономического развития рассматривается (Японией — Прим. ред.) как угроза стабильности развивающихся стран, особенно зарождающихся демократий, что в свою очередь ведет к недовольству, которое усиливает международную напряженность и поддерживает усилия Китайской Народной Республики (КНР) и России по оспариванию международного порядка, основанного на правилах», — считает Харрис.

Вполне естественно, что после принятия новой Стратегии национальной безопасности Японии в декабре 2022 года Токио также пришлось пересмотреть Хартию сотрудничества Японии в целях развития (DCC). Как отмечают эксперты, после Второй мировой войны Япония использовала финансовые инструменты для укрепления своего влияния в основном в Юго-Восточной Азии, тогда как пересмотренная в 2023 году хартия представляет собой попытку выйти за пределы этого региона, чтобы распространить влияние Японии на другие части Глобального Юга.

Суть японского подхода, прописанного в новой хартии, в том, что Токио, в отличие от Китая, который спускает «сверху вниз» свою инфраструктурную инициативу «Один пояс — один путь», не собирается ничего навязывать, а всего лишь намерен предложить развивающимся странам некое «меню» сотрудничества, предоставив им свободу выбора. Свобода выбора и продвижение своего видения «качества», которое должно быть выше, чем у КНР, — вот на что делает ставку Япония.

Варианты сотрудничества и поддержки могут быть различными, а цель одна: не позволить развивающимся странам простроить союзнические отношения с «неправильными» государствами.

Изображение: Public Domain (US Navy)
Силы самообороны Японии отрабатывают десантирование в ходе совместных учений с армией США на Хоккайдо. 2016
Силы самообороны Японии отрабатывают десантирование в ходе совместных учений с армией США на Хоккайдо. 2016
2016Хоккайдо.наСШАармиейсученийсовместныхходевдесантированиеотрабатываютЯпониисамообороныСилы

С учетом вышесказанного становится понятно, что конкретно Япония имела в виду, когда весной 2024 года обратилась к США со своим решительным призывом. 11 апреля японский премьер-министр Кисида заявил в американском конгрессе о готовности Токио поддержать США на мировой арене, поскольку не стоит ожидать, что в этот «переломный момент, который определит следующий этап истории человечества», Вашингтон справится со всеми глобальными проблемами «самостоятельно и без посторонней помощи».

«Я хочу обратиться к тем американцам, которые чувствуют одиночество и усталость от того, что они являются страной, которая почти в одиночку поддерживает международный порядок. <…> Это тяжкое бремя. Хотя мир рассчитывает на ваше лидерство, не следует ожидать, что США сделают всё это самостоятельно и без посторонней помощи», — заявил премьер-министр Японии.

Очень неспешно, но настойчиво Япония продвигается к превращению из рядового военного союзника США, на которого Вашингтон мог бы рассчитывать в случае «горячего конфликта» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в союзника, который намерен (пока что) отстаивать американские интересы на мировой арене, задействовав средства мягкого убеждения.

Перевооружилась Япония не только с точки зрения классических вооружений, но и с точки зрения «мягкой силы», подняв ставки с регионального Азиатско-Тихоокеанского уровня до глобального. Что называется, почувствуйте разницу. Кисида приезжает в Вашингтон не затем, чтобы искать преференции для своей страны или поддержку в решении каких-то спорных вопросов с третьими странами, а чтобы предложить США свои услуги в решении глобальных проблем. Это серьезный сдвиг в международной политике Японии и явная смена тона.

После реставрации Мэйдзи во второй половине XIX века Япония никогда не отказывалась от мечты войти в один ряд с великими западными державами. Похоже, Япония готова использовать зарекомендовавшие себя методы работы в Юго-Восточной Азии не только для того, чтобы подставить плечо США на мировой арене и не позволить странам Глобального Юга выстроить тесные связи с Китаем или Россией, но и претендует на то, чтобы зая­вить о себе, как о стране — глобальном лидере.Де-факто Япония всё больше приобретает черты мировой державы, которые будет стремиться оформить де-юре. После этого доктрину, разработанную Ёсидой Сигэру, можно будет выкинуть в мусорную корзину.

Впрочем, на пути амбиций Японии есть одно препятствие — США никогда не приветствовали такие преобразования и старались не допускать превращения «наемных работников» в «акционеров». Более того, главный принцип, который исповедуют США, — не допускать появления стран, которые способны бросить им экономический, политический и тем паче военный вызов. Уже один такой промах США совершили, не уследив за экономическим рывком Китая, который теперь во что бы то ни стало надо останавливать. И от того, что Япония позиционирует себя как союзника, мало что меняется, ибо США не доверяют никому.

Впрочем, отчего бы не столкнуть Японию, которая так настойчиво хочет помочь США, с Китаем, чтобы, ослабив обе державы, самим оказаться в выигрыше? Максима «разделяй и властвуй» по-прежнему работает.