Власти пополнят бюджет, продавая лица и эмоции горожан — неделя в Приморье
Обзор местных СМИ 14–20 декабря
Во Владивостоке закрыли консульство США
На минувшей неделе появились слухи о скором закрытии консульства Соединенных Штатов во Владивостоке. Позднее, 19 декабря, эту информацию подтвердила пресс-служба американского Госдепа: соответствующее решение принял госсекретарь Майк Помпео. При этом само консульство США в столице Приморья активной деятельности не вело в связи с пандемией COVID-19. Официально его решили закрыть, в том числе, и для оптимизации работы дипмиссии США в России.
Инцидент с увольнением депутата в Находке
В начале минувшей недели заместитель председателя думы Находки Татьяна Белоногова была снята с должности путем закрытого голосования в законодательном органе. Местные СМИ связывают ее увольнение с недавней инициативой Белоноговой: депутат предлагала сократить штат думы и пересчитать заработные платы, а высвобожденные средства направить на борьбу с коронавирусной инфекцией. При этом в соцсетях эту инициативу депутата поддержали местные жители.
Ряд приморских политологов предполагает, что увольнение Белоноговой может сыграть злую шутку с находкинскими политическими кругами на выборах в 2021 году. Так, политконсультант Андрей Кудисов заявил газете «Золотой рог», что к мнению Белоноговой прислушиваются и местные элиты. В связи с этим претенденты на депутатские кресла на выборах 2021 года могут получить ряд проблем в ходе избирательной кампании.
Бюджеты Приморья и Владивостока приняты
На минувшей неделе завершилась история с утверждением бюджетов Приморского края и города Владивостока. Главные параметры бюджетов не претерпели изменений после второго и третьего чтений.
Во Владивостоке на 2021 год доходная часть составит 16,6 млрд рублей, расходная — 16,4 млрд рублей. В городской администрации утверждают, что бюджет сохранил социальную направленность. В частности, на образование пойдет 57,87% расходов, на решение общегосударственных вопросов — 12,62%, на экономические вопросы — 10,93%.
В приморском бюджете доходы запланированы на уровне 139,8 млрд рублей, расходы — 144 млрд. При этом на социальную сферу пойдет 63,14% расходов краевой казны.
Южная Корея предложила Приморью поделиться технологиями судостроения
18 декабря «Восточная верфь» спустила на воду первый краболов, строящийся российскими добытчиками в инвестиционных целях. Судно было заложено чуть более года назад и будет передано заказчику в сентябре следующего года. Всего на «Восточной верфи» будет построено пять краболовов в рамках программы выделения крабовых квот с условием постройки судов на российских верфях. Всего в рамках инвестиционной программы в ближайшие годы будет построено 35 краболовных траулеров.
На следующий день на 10-м Дальневосточном российско-корейском форуме южнокорейские партнеры предложили наладить совместную «отверточную сборку» корейских промысловых судов (в том числе специализированных под ловлю крабов и креветок) на территории России, а также открыть сервисные центры для обслуживания этих судов.
Корейцы сделали прогнозируемый заход — предложили возродить российское судостроение с помощью своих технологий, но не сразу, а постепенно, начиная с проектов, которые не требуют значительных капиталовложений с российской стороны.
На первом этапе предложили наладить сборку кораблей в России из крупных узлов корейского производства. Вторым этапом будет локализация производства. «Она требует поэтапного продвижения, шаг за шагом», — не скрывают своих планов наши региональные партнеры. И лишь на третьем этапе двустороннего сотрудничества в области судостроения корейцы предлагают перейти к совместному проектированию и постройке судов — то есть к тому самому вожделенному (хочется надеяться) процессу, в ходе которого партнеры, возможно, поделятся с нами технологиями. При этом корейцы отмечают, что Россия традиционно сильна в 3D-моделировании.
Непонятно, каким образом начинка корпусов судов корейским оборудованием и последующая продажа корейских запчастей и корейского обслуживания поможет в возрождении российского судостроения, и почему бы не начать сразу с совместного проектирования судов, тем более что краболовы уже строятся на верфях российского Дальнего Востока. Более того, с высокой долей вероятности можно утверждать, что именно размещение заказа на 35 краболовов не в Корее, а в России подтолкнуло корейскую сторону к активизации бизнес-переговоров по совместному судостроению.
Кроме того, предлагаемая корейцами схема «постепенной передачи технологий» явным образом «отверточной сборкой» и закончится. При этом партнерам будет отдан большой кусок капиталоемкого рынка судостроения и сопутствующего сервиса. Не стоит забывать, что Южная Корея, как и Япония, находится под пятой у США, а Соединенные Штаты из года в год усиливают давление на нашу страну по всем направлениям. Введение санкций Западом в отношении России уже заморозило немало международных проектов, так зачем в очередной раз наступать на эти же грабли?
И конечно, удручает тот факт, что сегодня Южная Корея предлагает России технологии судостроения в обмен на лакомый кусок рынка, хотя в советское время о таком раскладе никому у нас даже в страшном сне присниться не могло.
Власти Владивостока будут торговать лицами горожан
Дирекция общественных пространств Владивостока ответила на вопросы жителей относительно благоустройства города. Поводов к недовольству у горожан Владивостока было несколько. Это и скандал с «траурными» гранитными скамейками, приобретенными за приличные деньги и потом канувшими в лету, и другие плохо обоснованные траты, и намерение дирекции общественных пространств Владивостока продавать аналитику, полученную с помощью камер с функциями распознавания лиц и эмоций, установленных в уходящем году в нескольких городских скверах.
Напомним, 11 декабря мэрия сообщила о планах по продаже аналитики, собираемой слишком умными камерами в городских скверах, бизнесу. Конечно же, с целью использовать полученные средства для дальнейшего благоустройства города.
Бизнесу была показана мини-презентация аналитики от системы слежения, на которой кроме выкладок обезличенных данных присутствовали фотографии посетителей скверов.
На вопросы недовольных граждан глава дирекции ответил, что все данные, собираемые и анализируемые системой видеонаблюдения, обезличиваются и будут продаваться бизнесу именно в обезличенном виде, при этом законы нарушаться не будут, потому что «аналитика, которая будет сниматься с этих камер, она хранится под семью замками в базе данных». Кроме того, чиновник ожидаемо сказал, что анализ больших данных работает во всем мире, и не исключил, что в ближайшие годы тотальному мониторингу может подвергнуться весь Владивосток. «Чтоб вы понимали — никакого бюджета, даже в Москве, не хватит, чтобы содержать территории», — обосновал необходимость слежки за посетителями скверов глава дирекции.
Естественно, основная забота чиновников — благополучие народа. И достигать его желательно за счет самого народа и не спрашивая мнение народа. Ну, а мы отметим, что коллекционирование лиц и эмоций граждан, хоть и за семью печатями, вряд ли может быть оправдано пополнением бюджета, которого и так всегда хватало на содержание скверов. Печати эти в нашем недоцифровом мире легко взламываются, а жадность отдельных индивидуумов регулярно выкидывает в общий доступ (не говоря уже о продаже коммерсантам) те или иные массивы персональных данных огромного числа людей.
Стройка для людей или люди для стройки? Прозвучали разные мнения
Отголоском недавней транспортной блокады острова Русский из-за погодного катаклизма прозвучала публикация высказываний директора Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрия Авдеева о нецелесообразности массовой застройки острова. По мнению эксперта, транспортную задачу не решит и десяток мостов, а размещение там поселка преподавателей и сотрудников ДВО РАН назвал «огромной глупостью». «Несчастные люди, которые там поселятся. Ни добраться, ни выбраться».
Но главной проблемой он считает нелучшие климатические условия, благоприятные для проживания только три месяца в году. Развивать же город предлагается в насыщенном транспортной инфраструктурой северном направлении, выводя административный центр и другие точки притяжения из аппендикса-полуострова, развивая агломерацию с соседними населенными пунктами. Данная заметка придает новые оттенки активно продвигаемым проектам Владивостокской кольцевой автодороги, грандиозному мосту на остров Елены и комплексной застройке этого острова. Автор шагает явно не в ногу с модными тенденциями.
Зато в ногу шагает команда «Бетонные джунгли», почему-то стыдливо прячущаяся за менее понятным обывателю и потому более благозвучным именем «Конкрит джангл». Являясь авторами того самого проекта застройки острова Елены явно не бюджетным, несмотря на все уверения, жильем, молодые дизайнеры твердо следуют линии коммерческой выгоды, если и колеблющейся, то только вместе с рыночной конъюнктурой. Видимо, следуя закону джунглей, застройщик предложил жителям улицы Шилкинской, протестующим против любой уплотнительной застройки своего района, проголосовать за один из двух вариантов — построить на месте их единственной автостоянки «высокий» или «длинный» дом.
«Джунгли» в данном случае не только разработали обе концепции уплотнения, но и выступили ярыми критиками «разбросанной модели роста города», а также настаивали, что застройка пригорода грозит не только «проблемами длительных поездок на работу», «потерей сельскохозяйственных угодий», но и «даже снижением физической активности и здоровья населения». Чтобы избежать всех этих ужасов, они призвали «уделять больше внимания развитию участков в развитых районах и максимальному использованию существующих общественных объектов».
Как это ни удивительно, но горожане негативно отнеслись к очередной попытке «развить» их район и считают, что «использование» местных медицинских, образовательных и культурных общественных объектов уже и так превышает все разумные пределы. Остается только надеяться, что озвученные «дизайнерами городской среды» доводы всё же не пропадут даром, а будут использованы соответствующими уполномоченными структурами для аргументированного отказа в разрешении на застройку острова Елены по проекту «Конкрит джангл».
На прошлой неделе из федерального бюджета поступили первые 200 млн из 1,6 млрд рублей, обещанных на достройку ЖСК «Остров» — той самой «огромной глупости». Новый генеральный подрядчик уже приступил к обустройству инженерных сетей. Первые объекты обещают сдать через 2 месяца, а передать ключи всем 380 собственникам — к 2022 году. Так как теперь стройка проводится под личным контролем губернатора, при пристальном внимании председателя правительства и самого президента, то велика вероятность, что стройка всё же будет доведена до конца, невзирая на масштабы глупости.